Продолжение. Начало можно прочесть тут⬇️
В начале XXв вернулись
конкурсы красоты для мужчин и женщин. Их проводили на курортах или в обычных городах.
И Россия не отставала. Первый мужской конкурс красоты состоялся в Одессе в 1907г. Сначала прошло соревнование между женщинами, а потом и между мужчинами.
Самой красивой женщиной Одессы признали подданную Испании, иностранку, которой и вручили золотую медаль. СМИ негодовали:жюри не разглядело красоту одесситок!
Мужской конкурс отметился еще большим курьёзом.
Среди нескольких десятков участников победил чернокожий танцор, выступавший под именем Бахус, работавший в кафешантане «Северный».
Бахус много лет жил в Одессе и успел стать местной знаменитостью. Он не был "людоедом", как его окрестили журналисты. Бахус был начитан, любил литературу, быстро выучил русский язык, был подтянут, галантен, ухожен.
Бахус давал уроки модных танцев (матчиша и кейкуока).
Вероятно, он прибыл в Россию из Америки, хотя журналисты писали, что Бахус прибыл из Африки. Но одесситам не понравилось, что победитель конкурса красоты уроженец дальних краёв.СМИ изощрялись в расистских оскорблениях.
Сам факт, что конкурс красоты проводился среди мужчин(!!), тоже был достаточно скандальным явлением для сильного пола.
Местный фельетонист писал об этом: «Милые Парисы в ажитации. До сих пор они выступали в роли судей по вопросам личной эстетики. Сегодня ценители сами на скамье подсудимых. В Аркадии – конкурс красавцев! Раньше думали, что на выставке – наряду с лампами, обоями, картинами и улучшенными породами всяческого скота – может фигурировать одна лишь женщина. Но никак не мужчина. Как только это превращение стало очевидным, тот час же на выставляющегося мужчину переносят все обычные "особые приметы" низшего существа и, между прочим, самый главный – неодушевленность. Мой приятель, интеллигентный человек, сказал мне, узнав о подготовке к одесскому конкурсу:
– Гнусная штука!
– Почему?
– Ты увидишь, что после этого в газетах появится объявления: "Красавец-чемпион Одессы, прекрасно знающий русскую и иностранную литературы, художник, предлагает свои услуги в качестве попутчика в Кисловодск молодым дамам. Свободен весь летний сезон... Условия заблаговременно. Асболютная тайна гарантирована. Одесса. До востребования".
И я не могу не признать, что в этом прогнозе есть известная доля истины».
К середине XXв в Европе и Америке становится неприемлимым участие мужчин в конкурсе красоты. Выход нашелся. Вместо конкурса на самого красивого мужчину, сильный пол решил состязаться на самого мускулистого и атлетически сложенного, некая отсылка к конкурсам древних афинян, что переросло в состязание бодибилдеров.
В Великобритании в 1948г под эгидой журнала «Лига здоровья и спорта» прошло первое соревнование такого плана.
С 1950г для демонстрации своей внешности проводят
конкурс «Мистер Вселенная», ставший главным конкурсом ХХв, где демонстрируют смазанные маслом тела
десятки и сотни мужчин.
Первым обладателем титула «Мистер Вселенная», основанный британской Национальной ассоциацией бодибилдеров, стал американец Джон Гримек, дважды чемпион конкурса «Мистер Америка».
В 1952г конкурс разделился на две категории: для любителей и для профессионалов.
Самым знаменитым «Мистером Вселенной» 1967г среди любителей стал будущий актёр и политик Арнольд Шварценеггер.
А в 2000г в этой же категории титул получил россиянин Сергей Огородников, завоевавший через пять лет 1 место уже как профессионал.
В XXIв наибольшую активность проявляют азиатские страны, в которых терзаний по вопросом мужской красоты никогда не было.
В 2014г в Таиланде учредили конкурс для мужчин "Mister Global" ("Мистер Планета"), чем-то напоминающий бразильский карнавал. На нем мужчины должны показать себя: продефилировать в купальных костюмах, затем в деловых (аналогично женскому выходу в бальных платьях).
Особо интересен проход в национальных костюмах, представляющих страну. Обычно это урезанный вариант народного костюма, открывающий очень большую площадь тела, чтобы показать участника во всей красе. В 2020г из-за пандемии конкурс отменили.
Наши соотечественники в этом конкурсе в качестве победителей замечены не были.
Наш ответ Западу – «Мистер Россия», проводящийся с 2016г.
В 2016г победителем стал Михаил Трубачев из Ростова.
В 2020г его выиграл житель Курска, Алексей Агарков, работающий в курском областном Доме народного творчества.
В ХХв с развитием искусства и появлением кинематографа, фокус сместился с королей и аристократов на киноактеров, танцовщиков, людей искусства. Именно их начали воспринимать как пример для подражания.
О влиянии актеров на моду и умы можно прочесть тут⬇️
"Русские сезоны" Дягелева очень повлияли на моду, вкусы французов. Один из ведущих участников "Русского балета" Дягилева, танцовщик и
хореограф польского происхож-дения, новатор танца, Вацлав Нижинский полностью меняет представление о мужском образе в балете.
Пластичный и тонкий, похожий на птицу, он стал кумиром женщин.
В немом кино секс-символом становится эмигрировавший в Америку японец Сэссю Хаякава, бывший морской офицер, получивший диплом бакалавра
искусств Чикагского университета.
Он начал сниматься в немом кинематографе в 1912г и продолжал сниматься до 1966г.
Другой идеал мужской красоты- Рудольф Валентино. Его не приняли в военную академию из-за излишней худобы и недостатка мышечной массы, но это не помешало ему стать звездой немого кино: камера визуально укрупняет фигуру. Хотя Валентино на экране выглядел«более женственным», чем другие актеры, он стал признанным секс-символом.
На показах картины «Шейх» (1921), зрительницы теряли сознание, а смерть Валентино вызвала несколько самоубийств среди наиболее фанатичных поклонниц.
В России до революции 1917г эталон мужской красоты- актер кинематографа Иван Ильич Мозжухин (1889-1939), один из наиболее значительных актеров немого кино, снявшийся в ряде выдающихся работ.
Он считал, что актер должен уметь передавать эмоции без использования речи и играл настолько убедительно, что стал легендой кинематографа своего времени в России и после в эмиграции.
Дебютировав в 1911г, Мозжухин всего за несколько лет стал одним из самых известных и любимых актеров дореволюционной России, вместе с Верой Холодной.
Он мастерски мог изобразить на экране любого — от чёрта в «Ночи перед Рождеством» до Германна в «Пиковой даме» и Маврушки в «Домике в Коломне».
Его игра отличалась убедительностью и талантом.
В XX в Мозжухин стал одним из самых узнаваемых русских и эмигрантских актеров в мире.
С появлением звука, Мозжухин, из-за своего акцента, прекратил сниматься.
После 1917г в советских фильмах востребованным становится определенный типаж: актеры с открытым славянским лицом.
Сергей Дмитриевич Столяров (1911-1969)- идеал советского мужчины, строителя нового мира.
Столяров играл роли героических людей, а дети его знали как былинного богатыря: с 1938 по 1944 год на "Союздетфильме" он снялся в фильмах-сказках "Руслан и Людмила", "Василиса Прекрасная", "Кащей Бессмертный", "Садко" создав классический экранный образ русского былинного героя.
После выхода «Цирка» 1936г Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом советского мужчины.
Есть версия, что его лицо взято за основу при создании головы
рабочего в знаменитой композиции В. И. Мухиной
«Рабочий и колхозница», получившей гран-при на
Всемирной выставке 1937г в Париже.
В Голливуде 30-х годов меняются стандарты мужской внешности: востребованными становятся широкоплечие актеры с тонкой талией и прямой осанкой.
Идеалом мужской внешности в 1930-е годы считался Кларк Гейбл, чьё влияние на моду было колоссальным. Его образ с аккуратными усами, гладко зачесанными волосами и дорогими костюмами стал эталоном для многих мужчин 30-х годов.
В 1940-е на мужскую внешность повлияла война: молчаливый, серьезный, чисто выбритый герой в форме становится идеалом. Вновь актуальна стройная фигура с выраженными мускулами, как у древних греков. На фоне таких героев, широкоплечих и брутальных, актрисы выглядели более хрупкими,беззащитными.
Монгомери Клифт, Марлон Брандо и Джеймс Дин-признанные эталонные красавцы, которым стараются подражать.
Трагическая смерть в молодом возрасте сделала Джеймса Дина символом вечной молодости и бунтарства, закрепив его образ как вечно юного и не сломленного жизнью.
Во Франции эталонами мужской красоты в разное время считались Жан Маре и Ален Делон.
Жан Маре в любой роли выглядел мужественно. Он старался сам выполнять различные трюки. Находясь в отличной физической форме, Марэ дрался на шпагах, ездил верхом, прыгал из окон и с мостов.
Актер имел гармоничное атлетическое телосложение, мускулистые руки и ноги, смелое и мужественное лицо с ярко выраженными волевыми чертами и дерзким, вдохновенным и благородным взглядом.
Другой француз, известный во всем мире, Ален Делон, чье имя стало нарицательным, синонимом мужской красоты и харизмы.
За годы своей карьеры Ален Делон стал Легендой.
Сам Ален Делон себя не считал красивым и высказывался о своей внешности критично:
"Я смирился с моей физиономией лишь после того, как на экраны вышел один из самых известных моих фильмов «Бассейн».
Мне было тридцать три. Тогда я неожиданно понял: возраст Христа, душа самурая и внешность героя-любовника — вот в чём моё противоречие и в то же время актёрский козырь".
В Италии признанным красавцем, героем-любовником считался Марчелло Мастроянни (1924-1996), прославившийся
благодаря фильмам Федерико Феллини и Карло Понти (в его проектах Мастроянни снялся дуэтом с Софи Лорен).
В Великобритании на роль ловеласа и сердцееда Джеймса Бонда пригласили шотландца Шона Коннери.
В 1962г вышел фильм "Доктор Ноу", и эта роль принесла ему мировую славу. Шон Коннери стал первым актёром, создавшим культовый образ агента 007.
С 1963г взошла звезда Ливерпульской Четверки-"Битлз", которые влюбили в себя англичанок и не только.
Все четверо вместе и каждый по отдельности- идеальное представление о мужской красоте.
Их прически копировали, и тогда, когда они только появились, и тогда, когда они ненадолго "отвлеклись" в сторону хиппи.
При хиппи эталонными считались худощавые длинно волосые парни. В моде свободные мысли, простота, из одежды- приталенные пиджаки, клеши. Вернулись шляпы, мода на бороду и усы.
В 70-х годах XXв мужчины немного похожи на павлинов, настолько пеструю одежду они носили.
Западные веянья, мода длинноволосых хиппи, не нашла поддержки в советском обществе, мужской образ остался сдержанным, элегантным и интеллегентным.
В СССР были свои идеалы мужской красоты.
Им соответствовали актеры Советского Кино: В.Тихонов, В.Лановой, В.Коренев, О.Стриженов, А.Абдулов.
Некоторым достаточно было сняться в одном фильме, чтобы заявить о себе и влюбить в себя женское население огромной страны.
Так Владимир Коренев стал знаменит как «Человек-амфибия», став секс-символом
страны.
С 2000-х годов в когорту красавцев Советского кинематографа вошел А.Домогаров.
Признанный красавец Александр Домогаров с конца 80-х служил в театре и снимался в кино. Он завоевал популярность после выхода исторического телесериала «Графиня де Монсоро» (1997), где сыграл главную роль —
графа де Бюсси, приобретя статус секс символа.
В Голливуде взгляды на мужскую красоту поменялись еще с 70-х. Роберт Редфорд, сын разносчика молока, воплощенная американская мечта, до того как стать секс-символом, успел побывать бухгалтером, спортсменом, позаниматься живописью, и выйти на театральные подмостки.
Далее последовали роли обольстительных сердцеедов, ярких журналистов, харизматичных бандитов.
Многосторонний спортсмен, он сохранил хорошую спортивную форму на долгие годы.
В 1980 годах, возможно на фоне женщин с объемными подкладными плечами, потребовался утрированно мужественный образ. В это время в качестве мужского идеала раскаченный, с объемными мышцами мужский силуэт. В этот период мужчины стремяться походить на Ван Дама, Шварцнеггера, Сталлоне. Но они являлись картинкой для подражания для мужчин.
Женщинам нравился другой типаж. Миллионам женщин вскружили голову обаяние и красота американского актера Брэда Питта.
Другой идеал- Джонни Депп. За время актерской карьеры Депп менял общий образ и стиль одежды, но каждый раз настолько органично смотрелся, что его фанаты каждый раз копировали его стиль.
В 90-е на сцену во всех смыслах вышел Леонардо ди Каприо, успевший сыграть несколько драматических ролей, но прославившийся как Ромео
("Ромео +Джульета").
После главной роли в фильме-катастрофе "Титаник" на актёра обрушились всемирные слава и известность. Его Джек Доусон красовался на футболках, полотенцах по обе стороны Атлантики.
В XXIв с бодипозитивом не модно быть перекаченным. Мужчины считают себя идеальными даже с парой(и не только) лишних килограмов, немытыми волосами и мятой одежде.
Но это уже другая история.
Иллюстрации из интернета. Лайки улучшают вашу Карму.