Найти в Дзене

Суд над Салемскими ведьмами. Как детская безнаказанность погубила сотни людей?

Оглавление

Все началось в 1692....

Зима 1692 года была для штата Массачусетс нелёгким временем. Всего несколько лет назад в Лондоне - а Массачусетс тогда был британской колонией - сменилась власть. Военный переворот, который позже назовут “Славная революция”, лишил трона короля-католика Якова II, и на престол взошёл ярый протестант Вильгельм Оранский. Большинство населения штата составляли пуритане, и их эти новости, прямо скажем, обрадовали.

Вильгельм Оранский. Король Англии 1689–1702 года. Источник: Яндекс Картинки
Вильгельм Оранский. Король Англии 1689–1702 года. Источник: Яндекс Картинки

Причём не только из-за религии. Старый король отозвал Хартию самоуправления штата, и хотел ввести в колониях прямое управление и наместников по образцу Испании, а Вильгельм вроде бы обещал подтвердить старые вольности.

На какое-то время в британских колониях в Америке наступила неразбериха. Потому что исчезла легитимная власть, и на какой-то момент перестало быть ясно, кто кому вообще подчиняется. В Бостоне, столице Массачусетса, дело дошло до уличных боёв.

Назначенный королём Яковом губернатор отказался уходить в отставку, и его удалось сместить только когда толпа горожан просто захватила губернаторскую резиденцию. В соседнем штате Нью-Йорк власть на какое-то время вообще захватили немецкие наёмники.

К тому же Франция, самая сильная европейская держава тогда, к королю Якову относилась дружественно, и переворот в Лондоне не оценила. Началась “война короля Вильгельма”. Французы из Канады дали оружие индейским племенам Новой Англии, которые уже десятилетия были в, назовём это так, крайне сложных отношениях с белыми колонистами. И те в очередной раз восстали.

Зимой 1692 года передовые отряды племени абенаков были уже на границах Массачусетса.И вот на этом фоне случились события, навсегда вошедшие в мировую историю и культуру. Хотя изначально всё выглядело в сравнении с общим уровнем хаоса, не очень громко.

Рейд индейцев на английское поселение. Источник: Яндекс Картинки
Рейд индейцев на английское поселение. Источник: Яндекс Картинки

В феврале 1692 года, в конце исключительно холодной зимы, в семью Сэмюэля Пэрриса, священника деревни Салем-Виллидж, пришла беда.

Преподобный Пэррис не так давно переехал в Салем-Виллидж с Барбадоса. Его пригласила местная пуританская община, как талантливого проповедника. У преподобного была небольшая семья. Жена-инвалид, девятилетняя дочь Бетти и двенадцатилетняя племянница Эбигейл, которую он удочерил.

Пока отец занимался делами духовными, большинство домашней работы было на девочках. Отец держал дочь и племянницу в чёрном теле. Он, как истинный пуританин, считал, что добрый христианин обязан молиться и работать.

Самюэль Пэррис. Источник: Яндекс Картинки
Самюэль Пэррис. Источник: Яндекс Картинки

А всякие игры и развлечения это признак безделья, а безделье от Дьявола. Поэтому прятки, пятнашки и другие детские игры в доме были под запретом. Разумеется, остановить детей от игр полностью было невозможно. И Бетти проводила много времени с другими деревенскими девчонками. Но обычно дома за это её ждал нагоняй.

И вот Бетти Пэррис внезапно стало плохо. Она металась, ныряла под мебель, корчилась от боли и жаловалась на лихорадку.

Что произошло? Никто не знал, что с девочкой. Сейчас мы бы предположили, что это что-то связанное с психикой, какое-то проявление стресса. Ну, как вы понимаете, с таким отцом стресс был неизбежен. Но в 1692 году психиатрия была ещё в зачаточном состоянии. Ни на одно заболевание, известное людям XVII века, такие симптомы похожи не были.

А болезнь прогрессировала. Более того, начала распространяться. Биться в конвульсиях стали подруги Бетти - одиннадцатилетняя Энн Патнэм, семнадцатилетние Мерси Льюис и Мэри Уолкотт.

Преподобный обратился к Уильяму Григгсу, деревенскому доктору, закончившему Гарвард.

Тот тоже был в абсолютном непонимании того, что происходит. Он давал девочкам лекарства, которые у него были - пилюли и настойки. Но ничего не помогало. Тогда доктор Григгс заявил отцу, что, по всем признакам, причины заболевания его дочери не естественные, а метафизические. Проще говоря, девочку заколдовали.

Да, как вы поняли, сегодня мы поговорим про историю Салемских ведьм. Самый громкий случай охоты на ведьм в истории США. И один из самых громких эпизодов вообще. Тогда к смертной казни оказались приговорены несколько десятков человек, в основном женщин. Причём, да. Отправной точкой всего случившегося стали именно жалобы нескольких девочек-подростков на то, что их якобы заколдовали.

Ведьмы Салема. Промо-фото для сериала "Салем" 2014-2017 год. Источник: Яндекс Картинки
Ведьмы Салема. Промо-фото для сериала "Салем" 2014-2017 год. Источник: Яндекс Картинки

Трагедия в Салеме - а её практически сразу стали воспринимать именно, как трагедию. Так вот, трагедия в Салеме стала частью американского фольклора и вошла в мировую культуру. Давайте разберёмся, как вообще так вышло, что на рубеже XVIII столетия целый населённый пункт оказался охвачен массовой истерией.

Салем, который не Салем

И да, начать стоит, пожалуй, с небольшого уточнения. Почему-то салемские процессы все связывают с нынешним городом Салем в штате Массачусетс. На самом деле Салем, который уже тогда был одним из самых крупных городов, и, кстати, самых крупных центров работорговли в штате, тут ни при чём.

Вся жесть происходила в деревушке Салем-Виллидж, которая находилась примерно в 8 милях от, собственно, города Салем. Сейчас Салем-Виллидж это город Денверс. Название сменили как раз после ведьмовских процессов.

Ну а на 1692 год в деревне жили около 600 человек. В основном это были пуритане. Если вкратце, пуритане — это протестанты-радикалы. То есть вся жизнь в деревне крутилась вокруг церкви. И вопросы религии для жителей были очень важны.

Что ещё нужно знать про Салем-Виллидж. Ну, отдельно нужно сказать про то, как эта деревня управлялась. На тот момент, конечно, ещё не было современной американской демократии.

Но в деревне уже было достаточно развитое местное самоуправление. Понятное дело, что опять церковное. Основой власти была религиозная община. Проходили выборы, на которых избирались местные власти. И, кстати, священника в деревню приглашали тоже по итогам решений местного самоуправления.

И вот как раз к 1690-м годам в деревне наступил политический кризис. Власть в деревне взяли сторонники отделения от властей города Салем. Идеология под это всё закладывалась следующая - в городе все слишком богатые, а, следовательно, бездуховные и грешные. Поэтому нам нужно идти по своему пути, чтобы спасти свою душу. Нормальная пуританская логика, на самом деле.

Во главе этих сепаратистов стояла семья Патнэм - крупнейшие землевладельцы в деревне. Они добились того, чтобы в Салем-Виллидж появился свой отдельный молельный дом, и наняли отдельного священника. До этого священников приглашали из города.

И, как вы можете понять, первым священником, приглашённым новой властью, стал как раз преподобный Пэррис.

То есть да. Вся эта петрушка с ведьмами имела ещё и политическое измерение. Первыми, кто заявил о том, что в деревне колдуют, стали как раз Энн Патнэм, дочка старосты деревни, и приглашённый ими священник Пэррис. Так что В КАКОЙ-ТО МЕРЕ можно говорить о том, что они запустили истерию, чтобы усилить свою власть. Доказательств этого, у нас, правда, особо нет. Но это принятая научная гипотеза.

Колдовство

Но как вообще могли люди всерьёз рассуждать о ведьмах.

Ну... тут стоит напомнить, что речь идёт про XVII век. Вообще обычно люди склонны несколько, что ли, преувеличивать познания людей в ту эпоху. Да, 1692 год нам сейчас видится уже такой частью Нового Времени, уже эпохой разума.

И да, уже было основано Королевское общество, на престол России уже взошёл Пётр I, Ньютон уже сформулировал три своих закона, Лейбниц уже придумал матанализ и изобрёл калькулятор, а Паскаль вообще уже умер. Даже в Массачусетсе уже полвека как существовал Гарвард - первый университет в Америке, между прочим!

Но…Люди в 1692 году ещё поголовно верующие.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Особенно это можно сказать про те места, о которых я сейчас рассказываю. Новая Англия XVII века это не совсем современные США, и долго ещё не будут. Колонии в Северной Америке зачастую основывались религиозными сектантами. Работало это так. В Англии как раз весь XVII век шли религиозные гражданские войны. Власть в стране брали то англикане, то пуритане, то пресвитериане, то вообще католики. А проигравшая сторона обычно подвергалась репрессиям и активно эмигрировала в колонии, где было посвободнее.

Так вот. Штат Массачусетс активно заселяли не просто верующие люди, а пуритане. То есть радикальные кальвинисты. Штат, фактически, контролировали религиозные лидеры. И даже тот же самый Гарвардский университет был создан преимущественно для подготовки богословов. И преподавали там не только то, что мы сейчас считаем науками, но и теологические дисциплины.

Так что не удивляйтесь, что доктор Григгс начал рассуждать о колдовстве. Да камон, даже двести лет спустя Брэм Стокер придумал доктора Ван Хельсинга, который одинаково разбирается и в медицине и в демонологии. Ну это вам в качестве референса, что представлял собой гарвардские профессора.

Незадолго до начала всего этого безобразия один из гарвардских теологов Коттон Мэзер опубликовал книгу про то, как Сатана и демоны искушают людей и в том числе создают ведьм. Вообще это был такой сборник британского фольклора, то есть того, что люди рассказывали о ведьмах, помноженный на призму протестантских взглядов.

В итоге получалась такая картина. В мире существует противостояние Бога и Дьявола. И Дьявол вполне может соблазнить человека магическими способностями в обмен на его душу. Ведьма женского пола, помимо прочего, должна была отдавать Сатане и тело, то есть заниматься с ним сексом на шабашах, но это была просто форма принятия клятвы.

Шабаш ведьм. "Ведьмы за своими заклинаниями" Роза Сальваторе. Источник: Яндекс Картинки
Шабаш ведьм. "Ведьмы за своими заклинаниями" Роза Сальваторе. Источник: Яндекс Картинки

То есть колдовство существует. И суть этого колдовства в общении с духами, то есть с бесами. При этом, как считали пуританские теологи, колдун, ну или ведьма, обязаны творить зло. Ведь они слуги Сатаны, а он враг рода человеческого.

Какое зло творят ведьмы? Ну, всякое. В ту эпоху чаще всего ведьм обвиняли в том, что они крадут молоко у коров. Ну то есть делают так, чтобы коровы переставали доиться. Поскольку для фермера дойная корова была чуть ли не главным активом, это было очень серьёзное обвинение.

Но, понятное дело, этим всё не ограничивалось. Ведьмы могли насылать на людей порчу, могли в виде призраков проникать в людские жилища... в общем, много чего могли делать.

В книге Мэзэра был эпизод, где рассказывалось о некоей ирландской ведьме из Бостона. И эта ведьма насылала на людей порчу, по симптомам очень похожую на то, что было у девочек.

Ну а конкретно в Массачусетсе ведьм ещё обвиняли в том, что они сотрудничают с индейцами, с которыми идёт война. Ведь индейцы язычники, а, значит, тоже служат Сатане.

Да, это ещё один важный момент. В процессе охоты на ведьм в Европе возникла такая концепция. Ведьмы они не просто существуют поодиночке. Они образуют что-то вроде антиобщества. То есть все ведьмы друг друга знают и при встрече общаются специальными знаками. В Англии существовала даже поговорка, что “ведьма ведьму всегда видит”. И, разумеется, они не просто живут, а претворяют в жизнь коварный план Сатаны по захвату мира.

Процесс раскручивается

Возвращаемся в Салем-Виллидж. На самом деле, при всём при этом интерес к потустороннему из людей никакая религия не могла выцепить. В Новой Англии возник интерес к книгам о пророчествах и гаданиях. И, несмотря на все запреты, эти книги читали и подростки в Салем-Виллидж.

Вокруг детей преподобного Пэрриса сформировался даже особый кружок любителей этого дела. Туда входила Бетти Пэррис, ее двоюродная сестра Эбигейл Уильямс, и ещё девочки-подростки.

Зимой они собирались в хижине Титубы, африканской рабыни преподобного, которую он привёз с Барбадоса. Титуба, видимо, практиковала что-то вроде вуду. И была известна в деревне, как знахарка. Она рассказывала девочкам страшные истории о колдовстве, демонах и мистических животных.

Титуба — африканская рабыня, присматривающая за девочками. Источник: Яндекс Картинки
Титуба — африканская рабыня, присматривающая за девочками. Источник: Яндекс Картинки

А вскоре и не только рассказывала. Зимой 1692 года девочки гадали.. опускали яичный белок в воду, смотрели на зеркала, поставленные друг против друга. Обычные святочные гадания, на самом деле. Я не удивлюсь, что кто-то из моих подписчиков таким в детстве развлекался.

Но внезапно это всё получило последствия. В какой-то момент травли страшилок и гаданий девочкам стало казаться, что они реально видят призраков и ведьм. А потом с Бетти Пэррис случился припадок. А потом с Эбигейл Уильямс.

Скоро число девочек со странными симптомами уже увеличилось до семи. К подругам присоединились Энн Патнэм, Элизабет Хаббард, Сюзанна Шелдон и Мэри Уоррен. Девушки корчились в гротескных позах, падали в застывшие позы и жаловались на ощущение укусов и пощипывания.

На самом деле, мы сейчас только очень приблизительно можем говорить о том, что там реально произошло. Ну то есть в смысле медицины. Явно, что у Эбигейл было что-то не в порядке с головой. То есть у неё припадок был, скорее всего, настоящим, она болела и после этой истории.

Но вот все остальные, скорее всего, были просто либо слишком впечатлительными, либо просто прикалывались. Ещё раз скажу, мы можем говорить о причинах происходящего только с большой натяжкой. Но, по крайней мере, Энн Патнэм потом приносила общине извинения. То есть она осознала неправильность своих поступков.

Так вот. В деревне книга Мэзера про ведьм была весьма популярна, и многие в деревне её читали. Поэтому и подумали на порчу.

Соседка семейства Пэррис, Мэри Силли, придумала, как определить, заколдованы девочки или нет. Для этого испекли так называемый “ведьмин пирог”. Суть проста. Считалось, что порча передаётся в моче.

Соответственно, брали мочу заболевшего, смешивали с ржаной мукой и из получившегося теста пекли пирог. Полученный пирог нужно было скормить собаке. И если собака заболеет, значит, всё, порча. И вроде как этот эксперимент сработал.

После этого девочки начали говорить. Первыми были Бетти Пэррис и Эбигейл Уильямс. Потом к ним присоединились Энн Патнэм и Мерси Льюис. Причём их рассказы были очень похожи. Скорее всего, девочки заранее договорились, что рассказывать.

А рассказывали они многое. Про то, что видели ведьм, летающих сквозь зимний туман на мётлах и ухватах. О том, что к ним в дом заползали призраки и щипали их, причиняя страдания. О говорящих мышах и лягушках - видимо, слугах ведьм.

Самое важное, что преподобный Пэррис поддержал обвинения. Поддержала их и семья Патнэм. Я уже сказал, что у них в этом деле были свои резоны. И Пэррис, и Патнэмы представляли партию радикальных пуритан и для них охота на ведьм, то есть на слуг Сатаны, было способом поднять себе рейтинг.

И понеслась.

Ведьмы!

Первой назвали Титубу. Ну понятно почему. У чернокожей рабыни и так и так была репутация человека, знавшегося с тёмными силами.

Но, понятное дело, обвинения на этом не остановились. Девушки назвали ещё два имени - Сара Осборн и Сара Гуд.

Опять же, эти имена были неслучайные. Старуха Сара Осборн не ходила в церковь больше года, что с точки зрения благочестивых пуритан уже было очень подозрительно.

Сара Гуд была нищенкой. Она ходила по деревне и попрошайничала. Если люди не давали ей милостыню, она часто рассерженно бормотала себе под нос. Что бормотала - никто не понимал. Поэтому про Сару Гуд по деревне шли разные слухи.Добрые жители Салем-Виллидж считали, что она бормочет себе под нос проклятия и наводит порчу. И часто связывали ее визиты с падежом домашнего скота.

В общем, негативная репутация и низкий социальный статус этих трех женщин явно делали их правдоподобными подозреваемыми в колдовстве.

Итак, подозреваемые были найдены. Теперь началось следствие. Да, если что, ведьм обычно не казнили судом линча, там в любом случае должно было быть судебное разбирательство. Из города Салем вызвали двух магистратов - то есть городских чиновников. Джон Хаторн и Джонатан Корвин считались знающими людьми, понимающими в делах потусторонних.

Допрос начался в молитвенном доме Салем-Виллидж. Туда пригласили и “ведьм” и потерпевших. К слову, если вы себе представили трибунал инквизиции с дыбой, испанским сапогом и железной девой, то придержите фантазию. У нас нет никакой информации о том, что подозреваемых пытали.

Ну то есть у нас есть протокол допроса, и там про пытки не сказано. Более того. Законы Новой Англии запрещали использовать пытки как инструмент дознания. В общем, судя по всему, допрос был суровый, но всё было более-менее прилично. В том смысле, что следователи пытались колоть подозреваемых, не применяя к физическому насилию.

Сначала допросили пострадавших. Девушки повторили уже свою историю про призраки трёх женщин. В присутствии подозреваемых они падали и начинали биться в истерике. Схема была уже отработана.

Затем следователи начали опрашивать других жителей деревни. Получили стандартные истории про скисшее масло и выскочившие бородавки. Затем очередь дошла до самих подозреваемых.

Сара Гуд и Сара Осборн настаивали на своей невиновности. А вот рабыня Титуба раскололась на третий день допросов. Вообще понятно почему. В отличие от белых сестёр по несчастью, она-то реально колдовала. Ну то есть была знахаркой, гадала. И об этом знала вся деревня. Поэтому сотрудничать со следствием для неё был единственный шанс улучшить своё состояние.

Она начала рассказывать, как к ней явились красные крысы, говорящие кошки и человек, одетый в чёрное. Намёк был понятен - так тогда в Англии и английских колониях представляли Сатану. Этот Чёрный Человек, рассказывала Титуба, заставил её расписаться в книге договоров.

Но этим дело не закончилось. Титуба отдельно сказала, что её подпись в книге была не единственной. То есть, по её словам получалось, что Дьявол принёс ей что-то вроде журнала по технике безопасности, где расписывались все ведьмы Новой Англии.

Типа, вызывать Сатану на перекрёстке дорог, метлу мазать жиром некрещёных младенцев, в Вальпургиеву Ночь летать на шабаш. С инструкцией ознакомлена, дата, подпись.

Так вот. Титуба рассказала, что увидела в книге подписи Сары Гуд и Сары Осборн. И что это были не единственные подписи. Просто другие она не могла разобрать.

Титуба рассказывала, как она, Гуд и Осборн, и ещё 4 ведьмы, летали по воздуху на мётлах. Она рассказывала, что хотела обо всём рассказать преподобному Пэррису, но дьявол преградил ей путь. В общем, виновными на основе этих показателей признали всех троих.

Когда Титуба закончила свое длинное признание, её, Сару Гуд и Сару Осборн отправили в бостонскую тюрьму. Через два месяца Сара Осборн умерла в тюрьме. Она стала первой жертвой суда над салемскими ведьмами.

Кстати, практически сразу арестовали Доркас Гуд, дочь Сары Гуд. Доркас было.. четыре года, но никто не обратил на это внимание. Потому что, опять же, по поверьям, ведьмы учат своих детей магии чуть ли не с младенчества. А, во-вторых, девочки клятвенно рассказывали, что к ним приходил призрак Доркас и покусал. В результате четырёхлетняя девочка сидела в тюрьме 8 месяцев и видела, как повесили её мать...

Обвинения продолжаются

Но на этом маховик борьбы с ведьмами не остановился. Девочки продолжали биться и выкрикивать имена ведьм, которые их якобы заколдовали.

В середине марта Энн Патнэм обвинила в нанесении порчи ещё одну свою соседку - Марту Кóри. Марта Кори регулярно посещала церковь. Но её в деревне не любили. Она была откровенной, самоуверенной, и часто ругалась со своими соседями. К тому же она была вдовой, которая вышла замуж второй раз.

Что уже было так себе. Да к тому же в промежутке между браками она умудрилась родить мулата. Причём она усыновила ребёнка... В общем, распутница и греховодница, позор благочестивого Салема! А, поскольку, как известно, маленький грех большому дорогу открывает, то от рождения негритёнка до колдовства - один шаг. В общем, Марту арестовали.

Марта Кори в тюрьме дает показания. Источник: Яндекс Картинки
Марта Кори в тюрьме дает показания. Источник: Яндекс Картинки

Затем прозвучало имя Ребекки Нёрс. И тут уже коса слегка нашла на камень. Когда Ребекке сообщили об этих обвинениях, она ответила:

«Какой грех нашел во мне Бог без покаяния, что Он наложил на меня такое бедствие в старости?».

И правда. 71-летняя старушка не похожа на ведьму. Она была доброй и щедрой женщиной, которую очень любили в деревне. Да, она была глуховата, иногда выглядело так, будто бабушка на своей волне, и не обращает внимание на обращённые к ней слова. Но в таком возрасте это ведь норма, нет?

У Ребекки была только одна проблема - она была в ссоре с хозяевами деревни, с семьёй Патнэм. Когда-то свиньи Патнэмов забрели в сад Ребекки, и она накричала на их пастуха. Текперь Патнэмы утверждали, что она ведьма и прокляла их слугу.

Суд над Ребеккой Нёрс, занимающейся колдовством. Источник: Яндекс Картинки
Суд над Ребеккой Нёрс, занимающейся колдовством. Источник: Яндекс Картинки

А девочки добавили, что видели призрак Ребекки. Что этот призрак заплывал в их комнаты по ночам, щипал и мучил их. В общем, этих доказательств и давления старосты деревни хватило. Ребекку тоже арестовали.

Следующим по списку был Джон Проктор - фермер и владелец таверны.

У него была беда в том, что он не верил во всю эту историю. Он считал, что больные девушки «сделают из нас всех дьяволов». Рассказывал, что, мол, его служанка, Мэри Уоррен, тоже начала биться в истерике. Так он её выпорол. И она сразу прекратила заниматься идиотизмом и выздоровела. Финал был немного предсказуем. И сам Проктор, и его жена Элизабет, оказались в той самой бостонской тюрьме. Да, по обвинению в колдовстве.

Следующее имя, которое назвала Энн Патнэм, повергло деревню в шок. Она назвала имя “Чёрного пастора, лидера Салемского шабаша и повелителя всех ведьм в Массачусетсе”. И это оказался... Джордж Берроуз.

И что? Спросите вы. А то, что Берроуз был бывшим священником в Салем-Виллидж. Тот самый, которого выгнала семья Патнэм, когда взяла власть в городе. Впрочем, батюшка вёл себя действительно не слишком богоугодно. Он трижды овдовел, что уже звоночек. И про него действительно ходили слухи, что он знается с тёмными силами.

Так вот, Энн Патнэм заявила, что Берроуз не просто локальный колдун. Что он сотрудничает с индейцами. И что именно он околдовал салемское ополчение несколько лет назад, когда они ходил в поход на индейцев и в результате поход закончился ничем.

Кстати, вообще-то за провал того похода обвиняли самих Патнэмов, которые плохо организовали экспедицию. Но тут возник вот такой хороший способ свалить всё на колдовство.

Судебный процесс

К концу мая 1692 года около 200 человек были заключены в тюрьму по обвинению в колдовстве.

Процесс явно выходил из-под контроля. Губернатор Массачусетса Фипс решил, что государство должно взять ситуацию под свой контроль. Был создан официальный государственный трибунал по ситуации в Салем-Виллидж. Трибунал был публичным, на суде присутствовали практически все жители деревни. И судьи вынуждены были оглядываться на их позицию.

Суд начал работу 2 июня 1692 года. В качестве консультанта пригласили того самого Коттона Мэзера. Ну просто потому, что он знал, как определить настоящую ведьму.

Мэзер придумал “тест прикосновения”. То есть ведьм подводили к девочкам и заставляли коснуться их. Если пострадавшим от порчи становилось плохо, то считалось, что это из-за прикосновения ведьмы. Разумеется, сами девочки про это знали, и вели себя соответственно. То есть при приближении каждого подозреваемого устраивали концерт в лучших традициях, с криками, битьём об пол и так далее.

Судебный процесс. Истоник: Яндекс Картинки
Судебный процесс. Истоник: Яндекс Картинки

Были и другие признаки ведьм. Каждая ведьма должна была иметь на теле “метку” - то есть абсолютно нечувствительное место. По суевериям, это что-то вроде соска, который сосут подчинённые ведьме демоны-фамильяры. И если туда воткнуть иголку, ведьма ничего не почувствует. Опять же, в организме любого человека хватает таких мест, каждый, кто проходил акупунктуру, про это знает.

Вообще по нынешним меркам это, конечно, был так себе суд. К делу допускались слухи, сплетни, не подтверждённые утверждения, догадки, то есть то, чего в современных процессах стараются не использовать.

У ведьм не было адвокатов, но они могли защищать себя сами. Правда, часто их прерывали, даже не судьи, а просто собравшиеся члены общины.

2 июня 1692 года начался первый суд. Для первого дела выбрали не кого-то из тех, на кого указывали девочки, а что-то более очевидное. Первой стала Бриджит Бишоп, про которую уже несколько лет ходили слухи, что она ведьма. Бишоп привлекали к суду ещё 12 лет назад, но тогда оправдали. И вот теперь её имя снова всплыло. В протоколах допросов других ведьм.

 Суд над Салемской ведьмой - Судебный процесс над Джорджем Джейкобсом. Источник: Яндекс Картинки
Дуглас Гранди
Суд над Салемской ведьмой - Судебный процесс над Джорджем Джейкобсом. Источник: Яндекс Картинки Дуглас Гранди

Что ей предъявляли? Ну, один из поселян рассказал, что видел Бишоп, когда она в образе кошки проникла к нему в курятник и воровала там яйца. Другой рассказал суду, что Бишоп приходила к нему в постель ночью и мучила его. Не-не, не в том смысле. Призраком приходила. И порчу насылала.

При обыске в доме Бриджит были найдены куклы вуду. Ну то есть тогда никто не называл их так. Считалось, что любая ведьма может такое делать. Причём эти куклы были истыканы иголками, а у некоторых отсутствовали головы. А на теле ведьмы нашли подозрительную не чувствительную бородавку.

В общем, Бриджит Бишоп была признана виновной и уже через неделю после начала суда её повесили.

29 июня перед судом предстали ещё пять женщин, включая Сару Гуд и Ребекку Нёрс. В отличие от Бишоп, все пятеро обвинялись исключительно на основании показаний девочек. Судьи выслушали все аргументы... и приговорили к виселице всех, кроме набожной старушки Ребекки.

Но как только присяжные объявили о невиновности Ребекки Нёрс, девочки завыли и упали на пол. В зале суда поднялся шум. Вывод был очевиден, ну то есть был очевиден для жителей Салема - девочки недовольны тем, что их мучительницу отпустили. И... присяжные быстренько поменяли вердикт, отправив 71-летнюю старушку на виселицу. Её слёзы никого не растрогали.

19 июля все пять женщин были повешены. Кстати, когда вешали Сару Гуд, священник Николас Нойес попросил её признаться в своих злодеяниях. Она ответила:

Я ведьма не больше, чем ты волшебник, и если ты отнимешь у меня жизнь, Бог напоит тебя кровью.

Нойес умрёт от горлового кровотечения. По крайней мере, такая легенда будет ходить по Салему.

19 августа вешали Джорджа Берроуза и Джона Проктора. На виселице Проктор внезапно начал молиться “Отче наш, иже еси на небеси...”. Опять же, по народным поверьям, считалось, что молитву “Отче наш” не способен произнести ни один колдун, ну примерно как орки не могут произнести слово “Элберет”.

Казнь Джорджа Берроуза. Источник: Яндекс Картинки
Казнь Джорджа Берроуза. Источник: Яндекс Картинки

Потому что эта молитва, вообще-то это ежедневная клятва правильного христианина в верности Господу. В православии, если что, смысл у неё такой же. И те, кто служат Дьяволу, в теории, не могут её произнести.

Так вот, Проктор с петлёй на шее молился. Толпа, собравшаяся посмотреть на казнь, замолкла. Поползли шепотки. Тогда палач просто открыл люк под ногами трактирщика. Проктор полетел вниз и забился в петле, так и не договорив молитву до конца. И толпа взорвалась криками “СМЕРТЬ КОЛДУНУ!!”.

Истерия продолжала усиливаться. Теперь каждый понял, что может донести на своего соседа, и отправить его на тот свет. И понеслась.

Летом 1692 года всё больше людей начали заявлять, что они околдованы и обвинять своих соседей в порче.

В результате число обвинений и арестов в колдовстве росло и росло. Уже не смотрели ни на пол, ни на возраст, ни на положение. Обвинялись богатые и бедные, фермеры и торговцы. Никто не был застрахован от того, чтобы очередная кликуша обвинила его в наведении порчи. Тюрьмы продолжали наполняться.

Разумеется, теперь в тюрьму попадали и абсолютно случайные люди. И разумеется, они не хотели оговаривать себя и признаваться в колдовстве. И вот тут в ход уже пошлим пытки.

Например. В сентябре допрашивали некоего Джайлса Кори. Он заявил, что он добрый христианин, что никогда не знался с тёмными силами, не колдовал, и уж, тем более, никогда ни на кого не наводил порчу. Тогда суд приказал шерифу Салема пытать Кори.

Его отвели в поле рядом с молитвенным домом Салема, связали ему руки и ноги, а на грудь навалили тяжелые камни. Но Джайлс Кори отказался обвинять себя. На просьбу сознаться он лишь прохрипел из-под плит “мало веса, наваливайте ещё”. Палачи навалили. В конце концов мужчину просто насмерть задавили камнями. Но он не признался.

В том же сентябре перед судом предстала Мэри Исти, вся вина которой была только в том, что она была сестой Ребекки Нёрс. Её тоже повесили. Но перед повешением она воспользовалась своим правом и написала письмо властям округа Эссекс.

Я знаю, что должна умереть. Но, во имя Господа, остановите дальнейшее пролитие невинной крови. Я не сомневаюсь, судари, что вы делаете всё возможное для открытия и обнаружения колдовства и ведьм. Я знаю, что вы не виновны в пролитии моей невинной крови. Но, поскольку я невиновна, я знаю, что вы сбились с пути. Пускай Господь в своей безграничной милости направит вас на правильный путь. Если на то будет Его благословенная воля, вы сделаете всё, чтобы невинная кровь в Салеме прекратила литься...

Вообще, её это, конечно, не спасло, но петиция подействовала.

И, на самом деле, к осени процесс стал выдыхаться сам собой. К тому времени было арестовано 200 человек. То есть треть всего населения Салем-Виллидж. 19 из них - каждый десятый - были казнены. А Джайлза Кори, как я уже сказал, запытали до смерти.

Многие люди чувствовали, что обвинения и судебные процессы выходят из-под контроля. К октябрю священники, судьи и многие другие считали, что судебные процессы унесли слишком много жизней невинных людей.

Инкриз Мэзер, глава Гарвардского университета, и отец Коттона, передал своему сыну совет попридержать коней.

"Лучше, чтобы десять подозреваемых ведьм сбежали, чем один невиновный был осужден!"

Мол, прекратите вытворять эту ерунду, пожалуйста, а то вся Новая Англия с вас офигевает.

Губернатор Фипс тоже был недоволен. Потому что, как я уже говорил в начале ролика, ситуация в штате и так была сложной, шла война. А тут ещё фанатики устроили ад.

29 октября губернатор своей волей распустил трибунал по Салемским ведьмам и приказал прекратить аресты. Заметьте, речь не шла о том чтобы реабилитировать осуждённых или отпустить уже арестованных. Губернатор просто приказал прекратить дальнейший поиск ведьм. Ну и попросил по максимуму защитить жизнь и здоровье подозреваемых до суда, отменив пытки.

На самом деле. процесс уже выдыхался. Последний суд над ведьмами был проведен в январе 1693 года. А в мае 1693 года губернатор Фипс помиловал оставшихся подозреваемых.

Но хотя ведьм больше не казнили, конечно, этим всё не закончилось. Даже после официального прекращения судебных процессов многие “ведьмы” ещё надолго оставались в тюрьме. Тут дело было в тогдашней пенитенциарной системе. Суть была в том, что тогда сидели за свой счёт.

То есть в тюрьме ты мог жить довольно комфортно и получать хорошую еду, но за это надо было платить. Если же у тебя не было денег, то.. нет, тебе не давали умереть с голоду, какое-то снабжение ты продолжал получать, но.. Начинал тикать счётчик. Грубо говоря, ты становился должен тюрьме за то, что они тебя содержали. И пока ты не заплатил за, Господи прости, постой, то выйти ты не можешь.

И вот у осуждённых по процессам о ведовстве денег обычно не было. Это же были деревенские жители, к тому же их имущество обычно разграбляли в процессе ареста. Поэтому многие оставались в тюрьме ещё несколько месяцев после оправдания. Выпускали их только после конфискации имущества.

Интересно в результате получилось с Титубой. Её не казнили, но содержание её в тюрьме влетело пастору Пэррису в копеечку. Поэтому ему пришлось продать рабыню в рамках покрытия долгов за её же содержание в тюрьме.

Но как бы то ни было, к концу 1693 года вроде всё закончилось.

Последствия

И жители Салем-Виллидж начали подсчитывать убытки. А убытки были. Ведь почти год вместо полевых работ они занимались тем, что искали ведьм.

Те источники, которые у нас есть, рисуют печальную картину. Посевной сезон был прерван. А те поля, которые успели засеять, не обрабатывались. Даже Салемский молитвенный дом остался полуразрушенным из-за того, что судебные процессы отвлекли внимание.

Из-за необработанных полей зима была тяжёлая. А потом как-то так получилось, что и последующие несколько лет были неурожайными.

И пуританские проповедники пришли к выводу, что деревня Салем-Виллидж грешна перед Господом за убийство невинных людей. Поэтому с 1697 года в деревне ежегодно стал проводиться день поста и молитвы в память жертв процессов.

Оцените особенности религиозного сознания. Одни и те же люди под влиянием одного и того же фанатизма с люфтом в несколько лет сначала устроили ад на земле с массовым казнями, а потом сами же установили день поминовения по своим жертвам.

А что с самими инициаторами процессов - семьёй Пэррис?

Ну... им тоже по итогу досталось. Власти округа Эссекс заявили о том, что власти Салем Виллидж не справляются со своими обязанностями, и назначили новые выборы. В результате семью Патнэм отстранили от власти. А Самуэлла Пэрриса - от религиозных обязанностей.

Теперь уже самого пастора обвинили в том, что он сам попал в ловушку Сатаны, и погубил множество невинных жизней. Ладно хоть теперь уже его на виселицу не потащили. Пэрриса заставили публично, с церковного амвона, извиниться. А потом и вовсе выгнали из деревни. Правда, потом изгнанный пастор через суд добился компенсации в 80 фунтов стерлингов.

Кстати. Похоже, у семьи Пэррис действительно были какие-то проблемы с психикой.

Его племянница Эбигейл Уильямс так и не оправилась от своего недуга и умерла молодой. Сын Самюэлла, Нойес Пэррис, закончил дни в сумасшедшем доме. Только Бетти, которая всю кашу и заварила, прожила более-менее счастливую жизнь, вышла замуж и скончалась в 1760 году в возрасте 78 лет.

Новый пастор, Джозеф Грин, потратил много сил на то, чтобы восстановить мир в деревне. По его предложению было снято церковное проклятие с тех жертв салемских процессов, которых успели казнить. Правда, не сразу, только через 15 лет пуританская церковь признала “что-то мы погорячились” и отменила анафему.

Куда интереснее Грин действовал внутри самой деревни. Он буквально применил тот же метод, по которому 300 лет спустя будут действовать власти Руанды после геноцида. Кстати, посмотрите мой ролик про Руанду, он офигенный.

Так вот, суть была в том, что вся деревня ходила в церковь. И Грин постановил рассаживать людей в церкви так, чтобы на службе родственники жертв сидели рядом с теми, кто доносил на ведьм. Буквально рядом, на одних скамейках. Более того, он устраивал торжественные церемонии “возвращения в лоно общины”. Например, семья Ребекки Нёрс была торжественно принята в молельном доме в 1698 - через 6 лет после того, как под улюлюканье толпы повесили их бабушку.

И, внезапно, это подействовало. Большинство семей смогли примириться. Тут, наверное, опять-же сыграла роль религиозность. Жертвы и палачи сошлись, что это всё было дьявольское наваждение, и простили друг друга.

Не все, конечно. Были семьи, которые поспешили уехать из деревни. А священники Филипп Инглиш, которого тоже обвиняли в колдовстве, и который чудом отскочил от петли, даже вышел из пуританской церкви. Если что, он не стал атеистом, просто основал собственную секту уже в другом городе.

В августе 1706, спустя 14 лет после случившегося, на амвон молельного дома Салем-Виллидж взошла Энн Патнэм. Она встала на колени и попросила у своих односельчан прощения за содеянное. Пастор Гринн зачитал её обращение.

Я желаю быть смиренной перед Богом. Это было великое заблуждение сатаны, которое обмануло меня в то печальное время. Я сделала это не из какой-либо злобы или злой воли ... Я желаю лечь в прах, посыпать голову пеплом и усердно просить прощения у всех тех, кому я нанесла обиду, и чьих родственников арестовали, казнили и обвинили.

Её не простили. Энн Патнэм навсегда осталась одна. Она никогда не вышла замуж, умерла совсем молодой. После чего её похоронили в безымянной могиле.

Колдовство или все же обиды?

Вообще, конечно, для меня самое удивительное в этой истории не сами казни, а то, насколько быстро всё закончилось. Действительно, как будто какое-то наваждение нашло на посёлок. Люди несколько месяцев весело убивали друг друга, а потом внезапно выдохнули, САМИ ЖЕ осознали, что натворили, САМИ ЖЕ устроили День Поминовения погибших.

Это на самом деле и сделало события в Салем-Виллидж историей. Потому что до сих пор историки спорят, чем были эти события. Да, тогда, в XVII веке, в духе религиозного сознания, говорили про дьявольское наваждение.

Сейчас чаще можно услышать про то, что охотой на ведьм тогда болел, в общем, весь западный мир. У нас это не принято вспоминать, но в России ведьм вешали за колдовство ещё во времена императрицы Анны Иоанновны, а это уже середина XVIII века. Историки говорят и о политических причинах истерии. Ну то, что я сказал, что для семей Патнэм и Пэррис эта кампания была во многом актом пиара.

Но глобальные причины, скорее всего, глубже. Практически в каждом обществе живёт образ врага. Мы склонны демонизировать тех, кто нам не нравится.

И особенно часто это случается во время переломных, тяжёлых моментов. Я не случайно начал этот ролик с описания общей ситуации в 1692 году. Британский Массачусетс пожинал плоды тяжёлого английского XVII столетия, когда вопрос того, кто более правильно поклоняется Богу, кто более благочестив, реально стал предметом нескольких гражданских войн, двух революций и сотен тысяч смертей.

Обстановка реально была накалена. Благочестивые пуритане реально представляли мир как арену битвы Бога и Сатаны. И верили в то, что среди них живут предатели, которые готовы сдать мир Врагу, Дьяволу.

И стоило властям - в данном случае властям штата - сказать “ату”, все обиды сразу выскочили, и люди превратились в диких зверей. И так продолжалось до тех пор, пока те же власти штата сами не свернули вышедший из-под контроля террор.

Грустно об этом говорить, но, похоже, мы недалеко ушли от тех времён.

Неслучайно “охотой на ведьм” стали называть и нацистские преследования неарийцев, и сталинские репрессии, и маккартизм, да и в современной новостной повестке её хватает.

В человеческом обществе, похоже, образ врага неискореним. Как говорил английский историк Робин Бриггса, ведьма — это всегда кто-то другой, но вера в колдовство — в нас самих.