О выборе своего пути, о необходимых условиях для успешной подготовки молодых научных кадров в канун Дня аспиранта мы побеседовали с заведующим кафедрой «Автомобили и транспортно-технологические комплексы», доктором технических наук, профессором Владимиром Семёновичем Исаковым.
Более чем полвека профессиональная судьба В.С. Исакова связана с Новочеркасским политехом. В 1976 году он окончил НПИ по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование». С тех пор и по настоящее время Владимир Семёнович работает в университете, на родной кафедре, пройдя путь от младшего научного сотрудника, старшего преподавателя до доцента и профессора.
- Владимир Семёнович, Вы – «коренной» политехник. На Ваших глазах и при Вашем участии НПИ прожил более пятидесяти лет. Почему Вы когда-то выбрали этот путь – учёного и преподавателя высшей школы?
- Меня ещё в пору студенчества заинтересовала та научная тематика, по которой я защищал сначала диплом, а затем – кандидатскую диссертацию. Это инерционное торможение, адаптивные системы, к которым впоследствии добавились индифферентные системы. Нашей кафедрой тогда заведовал Георгий Порфирьевич Ксюнин. Моим научным руководителем был Олег Павлович Иванов, а непосредственно мной занимался Владимир Дмитриевич Ерейский. Одним словом, направление моего научного развития было задано ещё в те далёкие времена. Кстати, о временах! Тогда многие дети хотели стать, к примеру, космонавтами – без мыслей о высоких заработках, а просто по убеждению, идее. Потому что «понравилось». Вот и мне понравилась такая работа. У нас тогда существовала развитая система СНО (студенческих научных обществ), есть оно у нас и сейчас. Ребята участвуют в научной работе, и пусть не всегда она оканчивается внедрениями в производство, но происходит главное – те студенты, которым нравится такая деятельность, приобщаются к ней надолго и занимаются более углублённо. Часть энтузиастов остаётся в аспирантуре. Так, в 2024 году студент Григорий Рудяшко под руководством профессора Геннадия Ивановича Шульги на основе работы в СНО выполнил и успешно защитил диплом как стартап. Такая форма ВКР - новая и достаточно интересная. Конечно, этот студент продолжил обучение в аспирантуре.
Сегодня кафедра «Автомобили и транспортно-технологические комплексы» может гордиться 16-ю аспирантами. За несколько последних лет кандидатские диссертации защитили трое аспирантов, в конце января свою диссертацию защитит Маркиз Исмаилов (научный руководитель – Б.Г. Гасанов). На кафедре работают четыре доктора наук, а три доцента готовятся к защите докторских диссертаций.
- Для успешной работы аспирантуры на вашей кафедре имеются высококвалифицированные кадры, а что ещё необходимо для качественной подготовки научной молодёжи?
- Не менее важное условие - это востребованность производством тематики наших исследований. Результаты научных разработок всегда внедряются в виде конкретных инновационных решений, методик. Спектр направлений исследовательских работ нашей кафедры достаточно широк: триботехника, порошковая металлургия, адаптивные и индифферентные исполнительные механизмы строительных и подъёмно-транспортных машин, энергонакопительные приводы и так далее. Конечно, обязательно должна быть экспериментальная база. Кафедре требуется и новое оборудование, и помещения под собственную мастерскую, и новое программное обеспечение. Сейчас нам во многом помогают предприятия-партнёры, а также наши выпускники. К примеру, для работы аспиранта Нгуен Зуй Тхань адаптивное буровое долото по нашим чертежам изготовил выпускник кафедры Владимир Калинин. Для работы аспиранта Колесниченко было использовано исследовательское оборудование, предоставленное ООО «Мегаполис».
Прозвучавшее имя аспиранта из Вьетнама заставляет нас Владимиром Семёновичем «свернуть» на важнейшую тему – о том, какими качествами должен обладать учёный, чтобы добиться успеха. Оказывается, именно вьетнамский аспирант поразил своего научного руководителя выдающимися качествами личности.
- Нгуен Зуй Тхань целенаправленно приехал получать российское образование,- вспоминает Владимир Семёнович. - Сначала он окончил колледж, потом институт, и только вслед за этим прибыл к нам поступать в аспирантуру. Это был единственный в моей практике настолько дисциплинированный аспирант: получив задание, тут же выполнял его и приходил получить новое. При этом его отличали и самостоятельность мышления, и собственный взгляд на проблему, он готов был спорить, отстаивать свою точку зрения.
- Мы уместно вспомнили про успешного аспиранта, теперь Вы наверняка сможете адресовать правильные советы почти полутысячной армии современных аспирантов НПИ и тем, кто ещё раздумывает над выбором дальнейшего пути?
- Каждый, кто поступает в аспирантуру, четко должен понимать специфику научной работы, решить для себя, готов ли он связать свою жизнь с этим видом деятельности. Определиться в этом вопросе нашим студентам как раз помогают студенческие научные общества, о которых мы говорили ранее. Конечно, молодым людям необходимо вырабатывать навык самостоятельно и обоснованно принимать решения. Хочется, чтобы наши молодые учёные были всесторонне развиты, эрудированы, знали и уважали мировую культуру, поддерживали и развивали традиции российских инженерной и научной школ.
Беседовала Юлия Чернокозова, фото Елены Египко