Дом Михайловых-Радищевых (ул. Революционная, 120)
Объекта культурного наследия регионального значения
Построен в 1860-е году
Архитектор неизвестен
Сведений о точной дате постройки дома и о его первых владельцах нет. Долгое время считалось, что особняк был построен в 1812-1813 гг. по проекту известного архитектора А.Н. Воронихина, однако никаких документальных подтверждений этому не нашлось. Вероятнее всего, что дом в современном его виде был построен в 1860-е гг. в стиле провинциальной эклектики с элементами барокко. Чувствуется, что заказчик хотел сделать свой дом богатым и роскошным. Фасады украшены многообразной лепниной: фигурные карнизы, лопатки, сандрики, полуколонны, резной фриз с квадраториями, аттики, розетки, - неизвестный архитектор приложил весь свой талант, чтобы дом был узнаваем и мог конкурировать с особняками других зажиточных горожан. Интерьеры особняка также сохранились в своей первозданной красоте и до сих пор восхищают посетителей нарядностью быта прежних владельцев особняка. Изразцовые печи, роскошный камин, богатая лепнина, паркет, резные деревянные откосы дверей.
Кто же был хозяином этого великолепного особняка? До 1889 года им владел купец 2-й гильдии Михаил Львович Михайлов. Вот как описывал его племянник Лев Радищев: «Дядя встречал нас в своем сером халате с малиновыми кантами и радушно целовал нас. Всегда от его усов приятно пахло французскими духами. Он приводил нас в свой темно-зеленый кабинет, где мы и оставались до чая. Часы на камине тонко-серебристого цвета звучали и приятно тикали, находясь перед каминным зеркалом среди двух подсвечников и рядом с колодой свежих игральных карт. Дядя, иногда быстро в соседней умывальной (туда вела зеркальная дверь с полочкой) халат на сюртук, выходил и усаживал нас за письменный стол и рассматривал разложенные журналы по садоводству».
Михаил Львович Михайлов в разные годы был Товарищем директором городского Банка, Почетным мировым судьей и гласным Губернского Земского Собрания по Хвалынскому уезду.
Михаил Львович с радостью принимал у себя племянников, в числе которых были дети его сестры Анны Львовны Радищевой (урождённой Михайловой). Согласно дневниковым записям ее сына – Льва Радищева, дом дяди был «обустроен богато и изыскано». К дому примыкал достаточно большой участок земли, где размещался фруктово-яблоневый сад, оранжереи и теплицы. О них также вспоминает Лев Радищев: «Весной и летом дядя Миша представлял из себя совершенно другой характер со своим любимым детищем – садом с оранжереями, был поглощен всецело. У него жил ученый садовод Саранцев. В саду с террасы дома была прекрасная лестница. Перед лестницей бассейн с фонтаном. Вокруг фонтана были цветы, одно время ремонтантные розы. Дорожки были утрамбованы битым кирпичом и засыпаны песком. Вокруг дома и середины сада стояли высокие деревья, липы, ясени, дальше – влево – березы. В глубину сада цвели сиреневые ирисы и вообще вдоль дорожек везде были цветы. От беседки отступя за фонтаном находилась главная клумба с чаном для полива в стороне. Много было великолепных пионов, георгинов и других, много летников.
Перед второй сада, фруктовой, находилась оранжерея. Справа небольшая табличка «Ананасная», где беспрестанно поддерживалась очень высокая температура. Слева была большая главная оранжерея с большими пальмами, фикусами, камелиями, рододендронами и другими растениями. Излишки распродавались по городу. Сад не приносил дохода.
За главной оранжереей была маленькая – лимоны, померанцы, слива венгерка, черешня белая и большое дерево грецкий орех и другие. Все плодоносило.
Против грунтового сарая на склоне к югу с возвышенной грядой позади с севера – находилась персиковая теплица. В ней вдоль южной стены спиной к северу сидели кусты персиков. Против них во всю длину теплицы шла дорожка в гору к верхнему бассейну с чашей, обвешанной водорослями, с низким постоянным фонтаном».
Как у любого старого дома у особняка Михайловых-Радищевых есть свои секреты. Например, маленькая комната без окон на третьем этаже. О её существовании невозможно предположить, глядя на дом с улицы. Да и функция у неё была соответствующая – тайная моленная. Хозяин дома – купец Михаил Львович Михайлов был старовером. И для того, чтобы совершать богослужения по старому обряду, не привлекая внимание полиции (до 1905 г. старообрядцы в России фактически были вне закона), в доме была устроена глухая комната, которая по сути являлась домашней церковью.
Не имея прямых наследников, после смерти Михаила Львовича Михайлова, особняк переходит в наследство его старшему племяннику – Михаилу Алексеевичу Радищеву. В 1893 году 34-летний Михаил с сыном и супругой Элеонорой Ван Берген переезжают в двухэтажный кирпичный особняк на углу ул. Телеграфной и Миллионной.
Новый хозяин Михаил Алексеевич с 1889 г. становится городским судьей в Хвалынске, а в 1893 имеет чин Коллежского асессора. Кроме профессиональной деятельности у него много увлечений. Он страстный охотник и коллекционер. В конце XIX века Михаил Алексеевич открывает в своем особняке частный общедоступный музей, где представлены все его собрания чучел птиц и животных, раковин моллюсков, насекомых, холодного и огнестрельного оружия.
В гражданскую войну Михаилу Алексеевичу Радищеву пришлось покинуть Хвалынск. Особняк на Телеграфной и имущество национализировали. В 1918 г. новая власть решила открыть общедоступный музей на основе все тех же коллекций. Часть предметов, за время заброшенности здания была разграблена, остались археологические материалы, орнитологические и коллекция морских раковин. Они и образовали первую музейную экспозицию.
Однако музею повезло с самого начала. Его основателем и руководителем на протяжении 20-ти с лишним лет был ученый-ботаник, член-корреспондент российской, польской, германской академий наук – Конрад Юльевич Гросс. Эвакуированный в войну из Варшавы, он застрял на Волге, пережил голод, но остался нерушим и тверд. Первая инициатива его по пополнению коллекций – собрание старообрядческих икон и книг.
Первая экспозиция музея в советский период открывается для посетителей 1 марта 1919 года. В 1932 году Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, художник из Хвалынска, с гордостью писал в Ленинград писателю В. Шишкову о том, что его друзья: «подняли местный музей до мирового значения».
Так особняк, построенный в середине позапрошлого столетия, стал домом для одного из старейших музеев Поволжья.