Начнем с хорошего.
Создатели сериала «Плевако» уже потому молодцы, что впервые вывели на экран удивительную личность – легендарного адвоката дореволюционной России Федора Никифоровича Плевако. Имя которого, кстати, по сей день – эталон в адвокатской профессии. Золотой медалью Ф. Н. Плевако награждаются лучшие адвокаты.
Я, между прочим, согласна всецело с Владимиром Мединским в том, что крайне необходимо снимать как можно больше фильмов о знаменитых людях России.
Так что в этом отношении сериал «Плевако» – в авангарде.
Надо отдать должное режиссеру и сценаристу за то, что в фильме соблюдены многие исторические реалии, факты биографии Плевако. Скажем, судебная история со знаменитым миллионщиком тех лет Саввой Мамонтовым. Да и факты личной жизни показаны, в целом, без серьезных расхождений с реальностью.
Кстати, еще до просмотра этого фильма читала разные отзывы о нем. Нередко положительные.
И вот что удивительно. Посмотрела все 10 серий с достаточным интересом. А вот после, как ни странно, почувствовала в душе осадочек чего-то не особо приятного. Какой-то легкой искусственности, фальши. Совсем немного. Но общее впечатление портит.
Прежде всего, мне не понравился Сергей Безруков, который сыграл главную роль. Правда, в фильме его героя зовут Николай Фёдорович Плевако.
К слову сказать, к Безрукову вовсе не предвзято отношусь. Как раз, в отличие от большинства зрителей, считаю его вполне себе мастеровитым актером. Не гением, конечно, но крепким таким ремесленником. Что, кстати, не так уж плохо.
То, что сыграл Безруков немало исторических личностей (об этом уже анекдоты рассказывают), тоже меня не смущает. Да, не все удачны. Но вот, к примеру, его Есенина и Бориса Годунова очень даже принимаю.
Но вот Плевако не получился.
Кто виноват? Может, и сценарист с режиссером, которые что-то упустили в этом образе. А, может, и сам актер, который сыграл лениво и однообразно человека неординарного во многих отношениях. Собственно, в фильме из незаурядных проявлений Плевако мы видим его участие в кулачных боях, диковатые азиатские танцы наедине с самим собой да еще неизменное «вуа-ля» в конце речи в суде. Негусто и даже наивно.
Вообще, как мне показалось, Безруков сыграл Плевако как бы в белых перчатках. Создал на экране этакого денди с изрядной долей превосходства над окружающими. А ведь судя по рассказам очевидцев и другим источникам, как раз таким он и не был. А был он талантливым и трудолюбивым разночинным выскочкой, внебрачным сыном поляка и калмычки…
Вот эта самая байстрючная сущность разночинца, сделавшего себя, выбившегося благодаря талантам в люди, актеру и не удалась. Такое впечатление, что Безруков все же играет, а не существует. В общем, твердая тройка ему за Плевако.
К слову сказать, иные персонажи, напротив, запомнились. Особенно Юлия, сестра Плевако. Сыгравшая ее Мария Смольникова полностью погрузилась в материал. Достоверно, тонко, вкусно сыграла женщину непростой судьбы, предназначенную для активной деятельности, горячей жизни сердца. И ушедшую, в конце концов, в монастырь.
Второй недостаток фильма – сцены в суде, публичные выступления Плевако.
Я, конечно, читала, что он делал из своих выступлений спектакли, был очень экспрессивным человеком. Но в фильме из судебных заседаний зачастую делают балаган. А это уж, извините, перебор.
И недостаток третий.
Слишком много в фильме личной жизни Плевако. Да, у него в самом деле была драматическая история со второй женой. Но чтоб так растянуть эту преувеличенную драму на весь фильм…. В ущерб, кстати, показу основной деятельности выдающегося человека. Как-то слишком слащаво вышло. На потребу самой невзыскательной публике.
В общем, вывод такой. О знаменитых сынах (и дочерях, конечно) земли Русской снимать фильмы надо обязательно. Но подходить к этому серьезней необходимо, с большей взыскательностью и художественностью.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.