В ходе подведения итогов форума «День НТИ Энерджинет», прошедшего в конце 2024 года, один из экспертов отметил необходимость формирования правил работы локальных энергетических рынков, обеспечивающих переход к новому энергетическому укладу. Заметим, что эта задача актуальна не только для России, но и для многих других стран, в которых происходят сходные процессы: растет доля распределенной генерации (в т.ч. на базе ВИЭ), масштабно развивается электромобильность, идет работа по цифровой трансформации электросети, формируются микрогриды и т.д. Эти изменения заставляют правительства и энергетические компании анализировать различные сценарии трансформации рынков и принимать регулирующие меры, часто в условиях поиска компромиссов между противоречивыми интересами разных игроков рынка.
В качестве примера подобных размышлений предлагаем вашему вниманию краткий обзор ситуации с либерализации розничного рынка в Бразилии в статье, опубликованной в №4 (т. 21) журнала IEEE Power & Energy за 2023 год (авторы - Габриэль Кунья, Паула Валенсуэла, Жизелла Сицилиано, Анжела Магальяйнс Гомеш, Матеуш Кавальере и Луиш Баррозу).
Пример Бразилии интересен для нас несколькими особенностями. Во-первых, как и в России, основой бразильской энергосистемы выступает крупномасштабная централизованная генерация (в основном, ГЭС). Во-вторых, страна имеет значительный опыт развития распределенной генерации: с 2016 по 2022 годы мощности СЭС выросли с почти нулевого значения до более, чем 17 ГВт. В-третьих, в Бразилии невысокий уровень доходов потребителей: 27% населения страны (до 50% - в самых бедных штатах) составляют домохозяйства со средним доходом примерно $120 в месяц на душу населения (это половина минимальной заработной платы в стране). При этом домохозяйства с низкими доходами пользуются программой «социального тарифа», которая снижает их счета за электроэнергию на 60%. Бедность населения порождает массовые хищения электроэнергии - в диапазоне от 5% до 100% формального потребления на низком напряжении, в зависимости от региона и концессии.
Основной проблемой бразильского энергорынка, которую рассматривают авторы, является объединение распределительными компаниями функций как владельцев и операторов распределительной сети, так и монопольных розничных торговцев на регулируемом рынке.
Свободный рынок электроэнергии Бразилии в настоящее время охватывает 35% потребления страны, он доступен для потребителей с пиковой нагрузкой более 1 МВт. Остальные 65% потребителей (88 млн человек с 530 ТВт·ч общего спроса) обеспечиваются 54 крупными распределительными электросетевыми компаниями (distcos), управляющими сетевой инфраструктурой (3,8 млн км сетей) и выступающими в качестве розничных поставщиков электроэнергии.
Либерализация рынка и свобода выбора, как констатируют авторы статьи, привела к нескольким существенным диспропорциям рынка.
Первая – это преимущества потребителей ВИЭ. 25 лет назад была установлена стимулирующая энергетическая субсидия в виде 50% скидки на услуги по передаче и распределению электроэнергии (возмещение расходов сетей на передачу и распределение) как для продавцов, так и для покупателей электроэнергии из ВИЭ. Также, в 2012 году введено положение, позволяющее клиентам distco в случае, если они присоединены к установкам маломасштабной распределенной генерации (DG), оплачивать тариф по их сальдированному потреблению (т.е. разнице между импортируемой из сети и экспортируемой в нее энергией). В результате, такие клиенты избегают оплаты любых расходов распределительных компаний, в т.ч., компенсации потерь электроэнергии.
Второй причиной диспропорций является существующая система тарификации электроэнергии, при которой многим потребителям среднего напряжения выгодно содержать «за счетчиком» дизельный генератор для погашения своих пиковых мощностей, при этом не оплачивая distco часть расходов на сети.
Третья особенность рынка - высокие издержки распределительных компаний, связанные с существующей системой закупки энергии на аукционах. В то время как покупатели электроэнергии на свободном рынке выбирают дешевую солнечную и ветровую электроэнергию, distcos на регулируемом рынке покупают более дорогостоящую электроэнергию, произведенной с применением различных технологий. Из-за этой практики средняя стоимость контрактов на регулируемом рынке, передаваемая регулируемым потребителям через тариф на электроэнергию, значительно выше, чем контракты на нерегулируемом рынке.
При переходе большого количества потребителей на свободный рынок оставшиеся в регулируемом рынке вынуждены оплачивать все расходы (включая избыточные по мощности контракты в портфеле distcos), что, в свою очередь, увеличивает тарифы и стимулирует дальнейшую миграцию. Наибольшие трудности в результате этой миграции испытывают мелкие и малоимущие потребители с низким уровнем дохода, которые вынуждены поглощать большую часть полученного ценового шока.
Для устранения этой диспропорции на энергорынке Бразилии введено понятие «регуляторного рюкзака»: при переходе на свободный рынок потребитель забирает с собой часть «дополнительных издержек», понесенных distco «от имени» этого потребителя, когда он был частью регулируемого рынка. Эта концепция отражена в бразильских системных сборах.
Авторы дают следующие рекомендации по совершенствованию рынка:
- Первая - улучшить инструменты distcos и стимулы для управления портфелями контрактов, включая содействие обмену контрактами между коммунальными службами и продажами на свободном рынке.
- Вторая - избегать новых дорогих и долгосрочных контрактов на регулируемом рынке, сосредоточившись на более технологически нейтральных аукционах, с более короткими контрактами, предлагаемыми поставщикам, и с затратами, разделенными между всеми потребителями, чтобы избежать «безбилетного проезда».
- Третья - разделить розничную и сетевую деятельность distcos с конкретными нормативными рамками для каждой, включая руководящие принципы для услуг «поставщика последней инстанции».
От себя отметим, что понятие "регуляторного рюкзака" достаточно любопытное и требует дополнительного изучения.
Подробнее читайте в IEEE Electrification (т.21, № 4 за 2023 год)
Подготовлено АНО «Центр «Энерджинет» при поддержке Фонда НТИ и Минобрнауки России