К юбилею со дня рождения художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) в галерее «Центр Искусств. Москва» открывается выставка «Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого».
Борис Смирнов родился 21 января 1905 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина. Рисовать любил с детства, занимался в рисовальной школе у Алексея Манкова, увлекался творчеством Исаака Левитана и Михаила Врубеля. Среднюю школу Борис закончил уже в послереволюционное время. В 1922 году он поступает на вечернее отделение Московского инженерно-экономического института, а живописи посвящает всё свободное время.
Ближайшее окружение Бориса было очень тесно связано с миром искусства и литературой Серебряного века. Он общался с Андреем Белым и Максимилианом Волошиным, переписывался с Василием Кандинским, среди знакомых семьи были Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и другие известные деятели культуры. Сильное впечатление на будущего художника произвели работы Николая Рериха.
Борис Смирнов был широко образованным человеком: знал русскую, европейскую и восточную философию, был большим ценителем музыки и поэзии.
Важную роль в становлении будущего художника сыграл Петр Петрович Фатеев. Совместно они образуют группу «Амаравелла», в которой объединились первые художники-космисты. Впервые свои работы Борис Смирнов показал на «Выставке пяти» в Музее изящных искусств в 1923 году.
В 1926 году ему удалось познакомиться с Николаем Рерихом, чьими художественными методами он восхищался всю жизнь. По настоянию Рериха Борис поступил во ВХУТЕМАС.
В конце 1920-х годов картины молодого художника выставлялись в Нью-Йорке и Чикаго. Для международных выставок он взял художественный псевдоним – Смирнов-Русецкий, присоединив к фамилии отца девичью фамилию матери.
Уже в ранний период творчества художник для того, чтобы наиболее полно раскрыть тему, начал создавать целые циклы работ. Самый известный из них – «Прозрачность», в который вошло более 260 картин и этюдов. В нем художник передавал едва уловимые, тонкие состояния природы и сложную структуру пространства, в которой заключена чистота и гармония окружающего мира. Об этом цикле художник писал: «Природа, освобождаясь от своих покровов, «опрозрачиваясь», наиболее полно выявляет свою сущность. Для духовного начала человека освобождение от внешних покровов, от привязанностей и влияний – это переход к той «прозрачной пустоте», в которой раскрывается высшее «Я» и происходит слияние с Божественным».
К сожалению, в судьбе художника всё было не так складно и гармонично.
В 1930 году, во время «чисток», его отчислили из аспирантуры, и он начал преподавательскую деятельность в автогенно-сварочном техникуме, а позже в МВТУ на металловедческой кафедре. Живописью Смирнов-Русецкий занимался лишь в каникулы, для этого много путешествовал, посещал Русский Север.
Но в 1941 году Борис Алексеевич был арестован прямо во время экзамена. Он был осужден за «связь с эмигрантом Н. Рерихом» на 10 лет лагерей и еще 5 лет ссылки.
Вернуться из ссылки Смирнов-Русецкий смог в 1955 году, а в 1956-м был реабилитирован с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Но несмотря на все испытания и лишения, художник сохранил верность своим идеалам, всегда оставался добр к людям и к окружающему миру.
Он продолжил научную деятельность, стал кандидатом технических наук и работал в НИИ. А живопись он не оставлял даже в ссылке.
Художником было создано более 40 циклов картин: Прозрачность», «Космос», «Знаки древности», «Север», «Крымская сюита», «Осенние раздумья», «Балтика», «Монастыри и храмы Руси», «Воспоминание», «Острова в пространстве», «Сортавала» и другие.
Большинство работ выполнены в технике пастели, но иногда мастер работал и темперой. «Длительный опыт работы постепенно показал, что для моих картин одним из наиболее подходящих материалов является пастель. В обычном представлении пастель дает бледную тональность и отличается хрупкостью, легко стирается. Но это расхожее представление не вполне обоснованно», – объяснял сам художник.
На выставке в «Центре Искусств. Москва» можно увидеть картины, созданные художником во все периоды жизни – с 1920-х годов по 1992 год. Но особо широко представлены работы 1960 – 1990-х годов, к этому времени относится расцвет творчества Бориса Смирнова-Русецкого. Художник создавал новые и восстанавливал погибшие картины 1920 – 1930-х годов.
Продолжая и развивая философию Николая Рериха, мастер не только создавал свои картины, привнося в них русский уклон, но и великолепно копировал работы Николая Константиновича.
В экспозиции можно познакомиться и с работами, на которых изображены памятники древней архитектуры, Алтай, горы и Русский Север: «Тишина» (1969), «Уймонская долина. Утро» (1982), «Ризница и звонница Псковско-Печерского монастыря» (1985), «Старый монастырь» (1985).
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий скончался 7 августа 1993 года в Петербурге. Незадолго до своей смерти он написал: «На моем творческом пути, охватившем более семидесяти лет, было немало трудностей, страданий, даже безысходности. И лишь радость ожидания великого будущего, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться. Теперь в конце жизни я чувствую, что и творил, и одолевал невзгоды не напрасно!».
Выставка «Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого» продлится с 21 января по 18 мая 2025 года.
На ней вы увидите более 30 живописных и графических работ мастера из частных собраний России.
Адрес галереи «Центр Искусств. Москва»: Волхонка 15, территория Храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда.
Время работы: три дня в неделю - вторник, суббота и воскресенье
с 12:00 до18:00. Касса закрывается в 17.30
Стоимость билетов:
Полный: 650 руб.
Льготный: 350 руб.
Также хорошая новость! Выставка «Иван Шультце. Мастер люминизма» в «Центре Искусств. Москва» продлена до 1 июня 2025 года (билет один на все экспозиции).
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где вы найдете анонсы всех моих статей и ещё много всего интересного для позитивного настроения
Про творчество Ивана Шультце можно узнать в статье