Найти в Дзене
Добрые сердца

Первый год жизни: Основы формирования речи у младенцев

Формирование речи у ребенка — это сложный процесс, который проходит через несколько этапов. Вот основные из них для возраста от 0 до 1 года: Период предречевых коммуникаций (0 - 6 месяцев) К этому периоду относятся крик, плач, гуление. Звуки — это реакция на окружающую среду, общение с родителями и сигнализация о своих потребностях. Крик и плач становится сигналом о дискомфорте. С помощью крика малыш учится привлекать к себе внимание. Внимательные родители могут отследить различные крики своего ребенка: ворчание, недовольство, боль, гневное восклицание. Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью, играя в общении очень важную роль. Далее возникает гуление, примерно к двум-трем месяцам и сопровождает ребенка первые полгода жизни. Во время гуления ребенок начинает производить более разнообразные звуки А, У, МА, ПА. Малыш начинает реагировать на речь взрослого, может поворачивать голову на звук. Здесь очень важен момент взаимодействия. Малыш заглядывает в г

Формирование речи у ребенка — это сложный процесс, который проходит через несколько этапов. Вот основные из них для возраста от 0 до 1 года:

Период предречевых коммуникаций (0 - 6 месяцев)

К этому периоду относятся крик, плач, гуление. Звуки — это реакция на окружающую среду, общение с родителями и сигнализация о своих потребностях. Крик и плач становится сигналом о дискомфорте. С помощью крика малыш учится привлекать к себе внимание. Внимательные родители могут отследить различные крики своего ребенка: ворчание, недовольство, боль, гневное восклицание. Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью, играя в общении очень важную роль.

Далее возникает гуление, примерно к двум-трем месяцам и сопровождает ребенка первые полгода жизни. Во время гуления ребенок начинает производить более разнообразные звуки А, У, МА, ПА. Малыш начинает реагировать на речь взрослого, может поворачивать голову на звук.

Здесь очень важен момент взаимодействия. Малыш заглядывает в глаза взрослому и ждет ответа. Очень важно поддержать этот диалог, повторить за ним издаваемые звуки, меняя интаницию и поощрять его первые выступления. Во время гуления ребенок учится координировать одновременно и голос и взгляд.

-2

Период лепета (6-9 месяцев)

По мере развития ребенка гуление затихает, а ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит к возрасту шести месяцам. Ребенок начинает произносить отдельные слоги ПА, БА, МА, ТА… сначала однократно, а потом слоги слышатся все чаще и повторяются в виде цепочек: БА-БА-БА-БА… Ребенок начинает складывать звуки в более сложные последовательности, например БАБА, МАМА, ДАДА. Звуки становятся более осмысленными и разнообразными, появляются интонационные акценты. Ребенок начинает осознавать связь между звуками и объектами, стремится подражать взрослым. Взрослым необходимо поддерживать все речевые высказывания малыша. Возьмите ребенка на руки так, чтобы он хорошо видел движения ваших губ и повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки. А самое главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Все действия, которые вы совершаете с ним, проговаривайте. Ему необходимо слышать взрослую речь, обращенную к нему. Если ребенок мало гулит, то взрослый должен медленно произносить звуковые сочетания А, АГЫ, ГИ… и широко открывать рот, чтобы ребенок видел артикуляцию и легко погладить губки малыша и пассивно помочь ему сложить их вместе. Это упражнение необходимо повторить в течение дня около пяти раз. Речевая активность будет у ребенка только на положительных эмоциях. Необходимо, чтобы ребенок смеялся. Поиграйте с ним в «Прятки». Взрослый называет малыша по имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая ребенка к радостному оживлению, взвизгиванию и активному произнесению звуков.

-3

Формирование первых слов (9-12 месяцев)

В конце этого периода могут появляться первые слова, такие как МАМА, БАБА, ЛЯЛЯ, БИБИ, а также другие знакомые слова. Считается, что к концу первого года жизни у ребенка должно быть 8 – 10 слов. Ребенок начинает осваивать основы значений слов и связывать их с объектами или действиями. Необходимо называть окружающие предметы своими именами, соответственно расширяя понимание речи ребенка и его речевую активность. На этом этапе малышу можно давать поручения: «Положи куклу в кроватку» и т.п. Малыш уже рассматривает картинки и слушает потешки, стихи и маленькие сказки. Поэтому больше читайте вслух и по ролям, чтобы малыш пытался повторить за вами какие – то доступные ему слова (гуси гуси ГА ГА ГА).

Усиливают желание к речевой активности мимика и жесты. Ребенок активно использует жесты и мимику для выражения своих потребностей. Взрослому полезно подкреплять слова определенными жестами (дай, возьми, иди сюда, до свидания, привет, на, покажи какой ты большой и др.). При этом хвалите и благодарите малыша за выполненное задание. Каждый ребенок развивается в своем темпе, ваша задача помочь своему малышу не сравнивая его ни с кем другим.

Успехов Вам и Вашим малышам!

Подписывайтесь на наш канал!

Оставляйте комментарии! Ставьте лайки!