Найти в Дзене

Культурный календарь 2025 года. Выставки немецких и голландских художников

Культурный 2025 год богат на выставочные события, связанные с искусством немецких и голландских художников. В этой статье подготовили для вас анонсы выставок, которые музеи Европы и Америки готовят в новом году.

Самуэль ван Хоогстратен. Иллюзионист
1 февраля – 4 мая
Дом-музей Рембрандта, Амстердам

Самуэль ван Хоогстратен был одним из лучших учеников Рембрандта. Тот научил его изображению иллюзий и созданию визуального обмана, которым ван Хоогстратен впоследствии мастерски овладел.

Самуэль ван Хоогстратен сыграл важную роль в распространении манеры живописи Рембрандта. Куда бы он ни приезжал, покупатели были поражены его иллюзионизмом. Художник разработал новый тип иллюзионистской живописи — доску для писем. Этот тип картин изображает своего рода доску объявлений, на которой развешаны всевозможные предметы. Эти картины принесли Ван Хоогстратену славу.

Выставка подготовлена в сотрудничестве с Музеем истории искусства в Вене.

Самуэль ван Хоогстратен. Натюрморт Trompe-l'oeil. 1664. Городской музей, Дордрехт
Самуэль ван Хоогстратен. Натюрморт Trompe-l'oeil. 1664. Городской музей, Дордрехт

Каспар Давид Фридрих. Душа природы
8 февраля – 11 мая 2025
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Это первая комплексная выставка произведений Каспара Давида Фридриха в США. Картины маслом, готовые рисунки и рабочие эскизы, относящиеся к каждому этапу творческого пути художника, а также избранные работы его современников расскажут о том, как Фридрих разработал символический словарь пейзажных мотивов, чтобы передать личные и экзистенциальные смыслы, которые он открывал в природе.

Выставка покажет, как искусство Фридриха вписывалось в бурную политику и яркую культуру немецкого общества XIX века, а также подчеркнет роль немецкого романтизма в формировании современных представлений о мире природы.

Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни, 1835. Музей изобразительных искусств, Лейпциг
Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни, 1835. Музей изобразительных искусств, Лейпциг

Вселенная Кандинского. Геометрические абстракции в XX веке
15 февраля – 18 мая 2025
Музей Барберини, Потсдам

В начале XX века живопись претерпела глубокие изменения. Художники больше не стремились изображать видимое. Они стремились к новому визуальному языку, который сводил художественное выражение к взаимодействию цветов, линий и поверхностей. Геометрическая абстракция рассматривала эти элементы как визуальный язык, отражающий современный мир и преодолевающий национальные границы.

Выставка охватывает шесть десятилетий и показывает, как геометрическая абстракция во всех ее разновидностях неоднократно находила радикальное выражение в Европе и США.

Софи Тойбер-Арп. Двенадцать комнат с поверхностями, угловатыми полосами и вымощенными кругами, 1939. Кунстхаус, Цюрих
Софи Тойбер-Арп. Двенадцать комнат с поверхностями, угловатыми полосами и вымощенными кругами, 1939. Кунстхаус, Цюрих

Ансельм Кифер. Скажи мне, где цветы?
7 марта – 9 июня 2025
Музей Ван Гога и Музей Стеделийк, Амстердам

Ансельм Кифер, которого считают одним из самых значительных художников современности, покажет несколько выставок в 2025 году. Пожалуй, самая значительная из них — сотрудничество между Музеем Ван Гога и амстердамским Музеем Стеделийк. Эта двойная выставка расскажет о влиянии Винсента Ван Гога на Кифера, объединив работы немецкого художника с избранными им экспонатами из коллекции музея Ван Гога.

«Скажи мне, где цветы» — это также название новой картины Кифера длиной 78 футов, которая заполнит пространство вокруг лестницы музея Стеделийк.

Ансельм Кифер. Звездная ночь, 2019
Ансельм Кифер. Звездная ночь, 2019

Женщина в голубом. Оскар Кокошка и Альма Малер
20 марта – 22 июня 2025
Музей Фолькванг, Эссен

В Вене в начале XX века молодой художник Оскар Кокошка влюбился в Альму Малер, известную в венском обществе хозяйку салона и вдову композитора Густава Малера. Навязчивая любовь Оскара Кокошки за очень короткое время нашла свое выражение в картинах, рисунках, веерах и фреске.

Пика творческой одержимости он достиг в 1919 году, когда кукольная мастерица Эрмина Моос изготовила для него куклу в натуральную величину по образцу Альмы Малер. Картина «Женщина в голубом» (1919) стала первым изображением этой куклы и ознаменовала поворотный момент в живописном стиле Кокошки.

Впервые за более чем 30 лет работы Кокошки, вдохновленные Альмой Малер, объединены в одну экспозицию.

Оскар Кокошка. Женщина в голубом, 1919.
Оскар Кокошка. Женщина в голубом, 1919.

Швейцарские сокровища. Шедевры импрессионистов из музея Лангматт
28 марта – 27 июля 2025
Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн

От Писсарро до Ренуара, от Моне и Гогена до Сезанна и Дега — швейцарский музей Лангматт считается одной из самых важных частных коллекций французского импрессионизма в Европе. Она была собрана Сиднеем и Дженни Браун в начале XX века и с 1990 года размещается на вилле в стиле модерн, недалеко от Цюриха.

Пока вилла находится на реставрации, у любителей искусства появится уникальная возможность полюбоваться шедеврами импрессионистов из музея Лангматт в Кельне. Они будут выставлены в Музее Вальрафа-Рихарца, где встретятся с произведениями из постоянной коллекции — диалог, который обещает увлекательные встречи.

Поль Сезанн. Купальщицы, ок. 1895/96. Музей Лангматт, Баден
Поль Сезанн. Купальщицы, ок. 1895/96. Музей Лангматт, Баден

Как картины рассказывают истории. Повествование от Альбрехта Альтдорфера до Питера Пауля Рубенса
5 июня 2025 – 5 июля 2026
Старая Пинакотека, Мюнхен

Выставка произведений старонемецкой, старонидерландской и фламандской живописи XVI и начала XVII веков обещает преподнести пару сюрпризов. Будут освещены различные аспекты темы, которая является одной из основных задач живописи: рассказывание историй.

Как, что и кем рассказываются истории? Какую цель преследуют художники и меценаты в разное время и к какой аудитории они обращаются? И всегда ли это понятно, или зрителей иногда даже намеренно вводят в заблуждение? Эти и другие вопросы поднимает выставка в Мюнхенской Старой Пинакотеке, в которой зачастую все не так, как кажется на первый взгляд.

Ханс Бургкмайр Старший. История Эсфири, 1528. Старая Пинакотека, Мюнхен
Ханс Бургкмайр Старший. История Эсфири, 1528. Старая Пинакотека, Мюнхен

Встреча мечты. Сюрреализм и немецкий романтизм
13 июня – 12 октября 2025
Кунстхалле, Гамбург

Одной из важнейших интеллектуальных основ сюрреализма был немецкий романтизм — сверхъестественное и иррациональное, сны и случайности, содружество и меняющаяся природа были ключевыми источниками вдохновения для немецких романтиков, которые сюрреализм по-другому воспринял столетие спустя.

Начиная с первого манифеста Андре Бретона в 1924 году и далее, становится очевидной удивительная близость вопросов, взглядов, мотивов и живописных процессов этих двух направлений в искусстве.

Избранные шедевры сюрреализма Макса Эрнста, Рене Магритта, Сальвадора Дали, Пауля Клее и многих других показывают, что наряду с такими поэтами, как Новалис, Фридрих Гёльдерлин и Генрих фон Клейст, великие художники-романтики Каспар Давид Фридрих и Филипп Отто Рунге, также сыграли важную роль в революционном искусстве XX века.

Макс Эрнст. Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937. Пинакотека современности, Мюнхен
Макс Эрнст. Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937. Пинакотека современности, Мюнхен

Не только Брейгель. Нидерландская гравюра XVI века
16 июня — 28 сентября 2025
Пушкинский музей, Москва

Выставка познакомит с продукцией крупнейшего художественного издательства XVI века, под влиянием которого сформировался «канон знаменитых нидерландских художников».

Среди сокровищ коллекции — гравюры по рисункам, созданным для Иеронима Кока блестящими мастерами Северной Европы, в частности Питером Брейгелем Старшим и Иеронимом Босхом.

Питер Брейгель Старший. Большие рыбы поедают малых, 1556
Питер Брейгель Старший. Большие рыбы поедают малых, 1556

Любовные письма Вермеера
18 июня – 8 сентября
Коллекция Фрика, Нью-Йорк

На выставке представлены три картины Вермеера, объединенных темой «Любовные письма»: «Хозяйка и служанка» из коллекции Фрика, «Любовное письмо» из Рейксмузеума и «Женщина, пишущая письмо, со своей служанкой» из Национальной галереи Ирландии.

Впервые эти произведения представлены в одной галерее и дают посетителям возможность рассмотреть отношение Вермеера к теме писем, а также его изображение женщин из разных социальных слоев.

Ян Вермеер. Хозяйка и служанка, 1666-1667. Любовное письмо, 1669-1670. Женщина, пишущая письмо, со своей служанкой, 1670-1671.
Ян Вермеер. Хозяйка и служанка, 1666-1667. Любовное письмо, 1669-1670. Женщина, пишущая письмо, со своей служанкой, 1670-1671.

Под прицелом! Ловис Коринт
18 июля – 2 ноября
Старая Национальная галерея, Берлин

К 100-летию со дня смерти Ловиса Коринта Старая Национальная галерея организует выставку, посвященную судьбе работ художника и его жены, художницы Шарлотты Беренд-Коринт.

Наряду с Максом Либерманом и Максом Слефогтом, Ловис Коринт считается самым значительным представителем немецкого импрессионизма. В Национальной галерее собрано более двадцати картин — обширная и важная коллекция работ художника.

Однако путь этих предметов в коллекцию берлинского музея часто характеризуется потерями. На выставке фонды Национальной галереи дополняют картины, попавшие в другие музеи в результате национал-социалистической кампании «Дегенеративное искусство» и временно возвращенные специально для выставки.

Ловис Коринт. Дама в розовой шляпе, 1912. Фрагмент. Старая Национальная галерея, Берлин
Ловис Коринт. Дама в розовой шляпе, 1912. Фрагмент. Старая Национальная галерея, Берлин

Радикальная гармония. Неоимпрессионисты Элен Крёллер-Мюллер
13 сентября 2025 – 8 февраля 2026
Национальная галерея, Лондон

Неоимпрессионисты писали маленькими точками чистого цвета, создавая нюансы оттенков и иллюзию света. Техника пуантилизма упрощала форму и совершенно по-новому играла с цветом, гранича с абстракцией.

Художники запечатлели европейское общество конца XIX века через светящиеся пейзажи, портреты и интерьерные сцены, а также изобразили борьбу, с которой сталкивался рабочий класс, выступая против индустриальной эпохи.

Большинство картин, представленных на выставке, были собраны Элен Крёллер-Мюллер, одной из первых великих женщин-меценатов XX века. Она собрала самый полный в мире ансамбль неоимпрессионистской живописи: работы Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Анны Бош, Яна Тооропа и Анри-Эдмона Кросса.

Ян Тоороп. Мост в Лондоне, 1888-1889. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Ян Тоороп. Мост в Лондоне, 1888-1889. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Художницы! От Монже до Мюнтер
25 сентября 2025 – 1 февраля 2026
Кунстпаласт, Дюссельдорф

На выставке представлены работы художниц, которые работали в Дюссельдорфе в то время, когда им не разрешалось учиться в местной Академии художеств. В таких условиях для продолжения карьеры художника требовались не только финансовые средства на частное обучение, но и огромная сила воли.

Несмотря на то, что некоторые женщины-художницы были поразительно известны в свое время, в том числе Элизабет Йерихау-Бауман, Мари Вигман и Пола Монже, сегодня почти все они забыты.

Они сравнительно мало представлены в публичных коллекциях, а многие из работ, представленных на этой выставке, впервые с XIX века предстают перед публикой.

Амалия Бенсингер. Тоска Маргариты, 1856. Кунстпаласт, Дюссельдорф
Амалия Бенсингер. Тоска Маргариты, 1856. Кунстпаласт, Дюссельдорф

Юджин ван Мигхем
2 октября 2025 – 11 января 2026
Королевский музей изящных искусств, Антверпен

В начале XX века Юджин ван Мигхем неустанно рисует бурлящий город. Неутомимый рисовальщик и живописец простых людей, он изображает тяжелый труд мужчин и женщин — докеров Антверпена. Он наблюдает, как перед его дверью проходят еврейские мигранты, направляющиеся в Америку.

Но не меньшее внимание он уделяет повседневным занятиям своей жены и ребенка, буржуазии в кафе и танцевальных залах, индустриализации современного порта и разрушениям Первой мировой войны.

Музей изящных искусств в Антверпена демонстрирует многогранное творчество этого художника, используя материалы из государственных и частных коллекций, в том числе впечатляющие пастели и рисунки.

Юджин ван Мигхем. Женщины доков (Антверпен)
Юджин ван Мигхем. Женщины доков (Антверпен)

Коллекция Шарфа. Гойя – Моне – Дега – Боннар – Гроссе
24 октября 2025 – 15 февраля 2026
Старая Национальная галерея, Берлин

Уже в четвертом поколении семья Шарфов является владелицей выдающейся берлинской коллекции Отто Герстенберга, которая охватывает искусство от первых дней модернизма с Гойей до французского авангарда второй половины XIX века с Гюставом Курбе и Эдгаром Дега и всего графического творчества Тулуз-Лотрека.

Сегодня правнук Герстенберга, Рене Шарф дополнил семейную коллекцию произведениями современных художников, Сэма Фрэнсиса, Даниэля Рихтера и Катарины Гроссе.

На выставке в Берлине частное собрание французского искусства XIX и XX веков и современного международного искусства впервые будет представлено в полном объеме.

Клод Моне. Мост Ватерлоо, 1903. Коллекция Шарфа
Клод Моне. Мост Ватерлоо, 1903. Коллекция Шарфа

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства:
https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66