Найти в Дзене

Как и почему надо покупать советский винил с записями классики

Хочу дать несколько советов по покупке виниловых пластинок с классикой в нашей стране (магазины, отдельные продавцы, Мешок, Авито). Не про выбор продавцов и цены, это отдельные темы. Скажу только, что цены на некоторые издания были подняты зарубежными покупателями и для внутреннего рынка ориентиры цен на Дискогз не всегда адекватны. Совет 1. Издания Чем старее, тем лучше, начиная с шумноватой массы апрелевского завода с факелом, ранняя "Мелодия" с 1964 года и до конца 70х (см по годам ГОСТа). Это правило касается не всех релизов, но ищите первые тиражи (с нашими изданиями это не просто на Дискогз, да и заводы были разные) или что-то ближе к первым релизам. Особое внимание на экспортные издания: "Международная книга" и экспортная "Мелодия" (два языка на этикетке). Потом (с Олимпиады-80) стали не только экспорт делать с текстами на английском, но это не обязательно экспорт. Но технические условия на экспорт (ТУ) одно время были выше ГОСТов, да и контроль сильнее. Есть еще много разных то

Хочу дать несколько советов по покупке виниловых пластинок с классикой в нашей стране (магазины, отдельные продавцы, Мешок, Авито). Не про выбор продавцов и цены, это отдельные темы. Скажу только, что цены на некоторые издания были подняты зарубежными покупателями и для внутреннего рынка ориентиры цен на Дискогз не всегда адекватны.

-2

Совет 1. Издания

Чем старее, тем лучше, начиная с шумноватой массы апрелевского завода с факелом, ранняя "Мелодия" с 1964 года и до конца 70х (см по годам ГОСТа). Это правило касается не всех релизов, но ищите первые тиражи (с нашими изданиями это не просто на Дискогз, да и заводы были разные) или что-то ближе к первым релизам.

Особое внимание на экспортные издания: "Международная книга" и экспортная "Мелодия" (два языка на этикетке). Потом (с Олимпиады-80) стали не только экспорт делать с текстами на английском, но это не обязательно экспорт.

Но технические условия на экспорт (ТУ) одно время были выше ГОСТов, да и контроль сильнее.

Есть еще много разных тонкостей и редкостей, но тут я сам не специалист.

-3

Совет 2. Состояние

С состоянием пластинок в нашей стране не просто. Я уже ранее писал об этом. Ребенок играл в музыкалке этюд Шопена, мама купила ему пластинку - и все, этот этюд и вокруг него насмерть убиты.

Хранили плохо, не берегли, слушали, как правило на ерунде. Карундовые советские иглы - смерь для винила. Ужасные внутренние пакеты...

Замечательно, если вы получили пластинки из коллекции преподавательницы Гнесинки и она аккуратно слушала их на хорошем аппарате. Но, поверьте это редкость и почти чудо.

Классика нужна в состоянии Near Mint (NM), иногда крепкий Exellent (EX+). Но не все продавцы честно указывают качество. Покупаешь NM-, а тут и царапина в начале второй стороны и щелчки местами. "Ой, я визуально оценивал, а царапину не заметил".

И даже в хорошем состоянии вам надо мыть пластинки после покупки (а у вас есть специальный пылесос для мойки винила?) и хранить в антистатических пакетах.

Вы уже передумали заниматься винилом?

Кто еще не передумал, для них еще раз повторю - классику надо покупать в идеальном или близко к нему состоянии. Лично я не могу слушать музыку с артефактами (треск, шип и прочее) в тихих местах.

-4

Совет 3. Имена

Помним, что настоящие поклонники классической музыки собирают исполнителей. Если вы скажете им, я люблю фортепианные сонаты Бетховена, на вас посмотрят как на человека с другого мира - главное имя исполнителя.

Ориентироваться надо на собственный вкус и советы. Мой совет компромиссный - он состоит из моего личного мнения, отзывов экспертов и критиков, а так же... спроса на имена.

Пойдем по инструментам:

Фортепиано: Рихтер, Гилельс, Софроницкий, Ведерников, Юдина, Соколов

Скрипка: Коган, Ойстрах

Виолончель: Шафран

Дирижеры: Мравинский, Светланов, Рождественский

Кого-то точно забыл.

Есть еще Андрей Волконский и ансамбль "Мадригал", например. Конечно, список должен быть больше.

Помним еще про феномен "трофейных" записей Фуртвенглера.

Есть еще нюансы с рядом композиторов 20 века из союзных республик, некоторые пластинки редки и дороги, но я в этом почти не разбираюсь. Просто привожу как деталь.

В общем, задавайте вопрос по этой теме. Помним, что основные три фактора:

"Издание - Состояние - Имя"

+ ваш личный выбор и вкус. Не позволяйте никому навязывать его вам.

А почему я вообще эту тему поднял. Цены на зарубежный винил растут. Доставка его не проста. А тут "под ногами" лежит пласт замечательных записей, ценность которых со временем будет значительно расти, а сами пластинки будут слушать еще ваши дети и внуки.

Да и сам процесс поиска записей классики, поверьте, вполне увлекателен, а сколько еще нового вы сможете узнать о музыке и не только.

-5

Небольшое дополнение.

Какие пластинки с классикой я покупаю на "демократах" на виниле 50-80х годов.

Есть некоторые внутренние правила и элементы вкусовщины.

Три локации:

🟢 Венгрия - Qualiton, позже Hungaroton.

Преимущественно это местные музыканты с произведениями Листа, Кодаи и Бартока.

Барток, это "золотые" релизы Complete Edition (см. фото). Собрал почти все, кроме вокала, но есть еще "дыры".

🔵 Чехословакия - преимущественно Supraphon

Одна группа - ренессанс (Prague Madrigal Singers) и барокко (Ars Rediviva).

Вторая - Дворжак (не все) и более глубоко - Богуслав Мартину.

🔴 Польша - Muza.

Тут я больше по джазу, но есть и классика, покупаю Krzysztof Penderecki, но слушаю его не часто.

Есть и румынские пластинки (Энеско), гэдээровские (на самом деле, много чего хорошего выходило на Eterna) и югославские, но их мало.

⚠️ Да, и это относится и к релизам "Мелодии" даже в большей степени: я стараюсь не покупать издания по лицензии, фокус на записи вышедшие в СССР или странах соц.лагеря. Лицензии лучше искать на оригиналах стран, где они выходили.

-6