Ну а мы идём гулять дальше по Рамони. Проходим вдоль дороги мимо всей площади и современных памятников. Они мне были не особо интересны, поэтому рассказывать о них не буду. Разве что любопытно поглядеть на новострой - кафе "Тулинов дом" и цветочный магазин, стилизованные под старину.
В конце площади переходим дорогу и уходим вправо по улочке, в сторону реки. Здесь на месте бывшей рамонской больницы находится пятая локация нашей прогулки – усадьба Ольгино. У этой точки тоже занятная история.
Ольгино - не самое известное в "официальном" туризме место, но вполне известное среди местных туристов.
Как я уже писала, предполагалось, что после свадьбы Пётр Ольденбургский и Ольга Романова будут жить во флигеле "Уютный" через дорогу от замка. Однако им там не понравилось, поэтому у местной помещицы Чарыковой было куплено имени и построен двухэтажный особняк. Усадьбу назвали в честь Ольги - Ольгино.
За прошедшие 100 с лишним лет многое было разрушено, но что-то сохранилось.
Чтобы попасть в Ольгино нужно пройти через центральную площадь Рамони в сторону Берёзовского. В конце площади есть плавный съезд вправо, в сторону реки. До 2007 г. здесь была рамонская больница. Одно из её заброшенных зданий стоит прямо у входа на территорию Ольгино.
От забора и ворот времён Ольденбургских почти ничего не осталось.
Ворота советских времён в виде арки сохранились лишь немного лучше.
Сразу за аркой - здание кухни из красного кирпича 1906 года постройки. Сейчас в здании обосновалась какая-то историческая организация, вроде бы занимающаяся реконструкцией.
Пройдя мимо здания кухни, выходим в центр усадьбы. Возьмём за основу вот такую схему, найденную мной в интернете.
Посмотрим вокруг слева направо.
За зданием кухни проходит небольшая дорога. В начале ХХ века вдоль неё шёл забор усадьбы и находились те самые ворота, ведущие в неё. От них сейчас остались лишь кирпичные основания. Одноэтажная постройка возле ворот - остатки больничной столовой. Это можно понять, если заглянуть в окна здания, т. к. оно заперто.
Вдали видна мясорубка, поближе - вероятно тестомес и духовой шкаф или холодильная камера. На стенах ещё сохранились доски объявлений советского образца с меню для больных.
За этим зданием - дом управляющего. Не уверена, что это историческое здание, вероятно, просто постройка на старом фундаменте.
В любом случае, тут стоял дом управляющего 1906 г. постройки.
Рядом с домом управляющего - дом для гостей. Это наиболее сохранившаяся сейчас и наиболее красивая, излучающая дух времени постройка. В советское время в здании располагалась эпидемиологическая лаборатория. После закрытия больницы двухэтажный дом с красивейшим балконом стал жилым.
Из-за активного интереса гуляющих к жизни в этом доме жильцы дома могут очень нервно отреагировать, если начать их расспрашивать о доме. Судя по состоянию разных частей дома, у дома 4 хозяина.
Может показаться, что балкон тут был всегда. Но это не так:
Старый свитский корпус 1902 г. постройки не сохранился. На его месте (и наверное на его фундаменте) - высокое двухэтажное здание явно советского периода: кладка неровная, кирпичи кривые... Вероятно, построено оно из кирпичей того самого свитского корпуса или главного здания усадьбы. Здание заброшено, ничего примечательного в нём нет, но природа богато украсила его вьющимися растениями до самой крыши. Летом и осенью оно очень красиво, благодаря этой укутанности в зелень. Здесь располагался инфекционный корпус больницы. Интересно оно и своей таинственностью. Хочется заглянуть внутрь, но невозможно: двери, как и везде здесь наглухо заколочены, а окна находятся высоко - не дотянуться, либо закрыты досками изнутри.
От здания инфекционного корпуса тропинка, виляя по склону холма, ведёт вниз, к реке. В самом начале тропинки возле корпуса сохранился занятный объект советской эпохи - полуразрушенная скульптура "Мать и дитя". Она стоит в тенистых зарослях, поэтому выглядит очень завораживающе и загадочно.
Кстати, прошлым летом (в 2024 г.) возле неё замечены вот такие дождевики, в народе называемые "ведьминым табаком".
Дальше по тропинке в дореволюционные времена находилась то ли оранжерея, то ли псарня. Сейчас там - очень разрушенная постройка, но вроде бы уже советских времён. В 2024 г. я увидела её впервые, поэтому пока подробно не осмотрела. В будущем получше осмотрю кладку. Кстати, в статьях других блогеров читала и видела, что у этой постройки сохранился подвал. Надо будет купить фонарик...
Эта часть усадьбы для меня пока малоизвестна. Планирую погулять там следующими весной и летом.
Продолжу круговой обзор усадьбы Ольгино.
Здание на месте главного особняка - центр усадьбы Ольгино. Но оно слишком просто и строгое. Причина проста - в годы ВОВ здание дворца, построенного при Ольге, было разрушено при бомбардировке. На его фундаменте было выстроено здание, которое мы видим сейчас. Форма здания в целом сохранена, но всё, что в здании было красивым, а не полезным, не было воспроизведено и утрачено.
Предположительно таким здание было изначально:
И таким оно стало (построено в 1959 г., о чём свидетельствует надпись на фасаде).
Заглянуть туда тоже нет никакой возможности - всё наглухо забито. Но читала статьи других блогеров - интересно. Особенно интересен подвал - он сохранился дореволюционным, с сводчатым потолком, глубокий и глухой...
Справа от здания - старый Чарыков дуб. Этот дуб посажен ещё при помещице Чарыковой. Сколько же всего видело это дерево... Меня всегда притягивают объекты с историей...
Тропинка, идущая мимо этого дуба, выводит на одно из самых прекрасных мест Рамони - Ольгин холм, смотровую площадку. Отсюда открывается вид на замок, завод, реку Воронеж, лес на другом берегу Воронежа и значительную часть Рамони - дома в пойме реки. Здесь красиво в любое время года!
Летом:
Весной:
Осенью:
Ну и зимой, разумеется:
Здесь же могила Петра Фёдоровича Базилевского и Марии Петровны, его дочери. Он обучался в семинарии, но не окончил ее, так как в 1918 году она была закрыта, затем работал учителем в начальной школе Рамони, потом учил детей физике, был завучем, директором. Подробнее его биографию можно прочитать здесь: https://istram.ucoz.ru/publ/22-1-0-74
Он завещал похоронить себя на рамонском бугре, около хирургического отделения больницы. Это было сделано, тем более что в то время это было место массового захоронения умерших в госпитале раненых и местных жителей.
Продолжение следует...