В этой статье разберемся, нужно ли поднимать самооценку, и что с ней на самом деле нужно делать?
Для меня большим удивлением было осознать, что вообще-то Самооценку поднимать не нужно! Хотя большая часть советов звучит именно так: "Тебе надо поднять свою самооценку!"
Тогда что с ней нужно делать, спросите вы?
Классический подход подразумевает наличие некого стандарта, с которым мы должны себя сравнивать. Обычно это что-то вроде "сын маминой подруги", до которого ты вечно не дотягиваешь, чтобы ты не делал. И после такого детства очень сложно поднимать ту самую самооценку.
А самооценку нужно стабилизировать, то есть сделать ее независимой ни от чего. Главный принцип стабильной самооценки: Со мной всё в порядке и это не требует никаких доказательств.
Материал составлен по мотивам моей научной статьи "Стабилизация самооценки методом НейроГрафика"
Когда я писала диплом по "Эстетическому коучингу" в 2003 году в Институте психологии творчества Павла Пискарева, 7 из 9 человек с которыми я работала для диплома, касались темы "самооценки".
Как руководитель, отвечающий, в том числе, за профессиональное развитие персонала, в своем отделе я постоянно сталкивалась с проблемами сотрудников, корни которых лежали в их самооценке, неуверенности в себе, синдроме самозванца и как следствие имели моральные сложности справляться с поставленными задачами, хотя технических навыков у людей, как правило, было достаточно.
Кроме этого я запускала опрос в социальных сетях, который показал, что 75% респондентов считают тему Самооценки актуальной для себя. Это и определило тему «Самооценки» как актуальную и интересную для моего исследования и изучения возможностей на нее повлиять методом НейроГрафика.
Изучив обзорные статьи [3], можно выделить два подхода к определению самооценки. Первый, определяет самооценку как уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности. И, следовательно, делит ее на:
Адекватную. При таком виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознаёт свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.
Неадекватную. Искажённая самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи.
Смешанную. В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.
Этот подход мне показался не практичным для исследования, так как существуют объективные сложности с субъективностью определения «стандарта реальности», с которым человек себя сравнивает.
Другой подход предложил Борис Литвак [1], он определил самооценку как основу, фундамент, на котором строится личность человека. Он выделяет стабильную и нестабильную самооценку. В основе стабильной самооценки лежит ощущение «Я хороший/Я+» без дополнительных условий. Это означает: «Со мной всё в порядке и это не требует никаких доказательств». Основой нестабильной самооценки является базовое чувство «Я плохой/Я-», которое заставляет человека думать: «Со мной что-то не так» или «Я хороший, если/Я+, если».
Формула нестабильной самооценки в фундаменте которой лежит «Я-» защищается конструкцией «Я+, если», где «Если» — это список требований к себе, которые человек должен выполнить, чтобы считать, что с ним всё в порядке, что он успешен, уверен, любим, профессионален. И вот этот список «если» уже вполне конкретный у каждого человека и, следовательно, практичен в психологической работе над самооценкой.
Стабильная самооценка, соответственно, не подвержена сильным эмоциональным колебаниям, и человек практически в любых жизненных обстоятельствах считает, что с ним все в порядке и готов рационально действовать, принимать решения, искать пути решения нестандартных жизненных задач. Человек с нестабильной самооценкой остро реагирует на критику, изменения обстоятельств, склонен к перепадам настроения и состояния и не может, как правило, из них долгое время выбраться и вернутся в конструктивной деятельности.
В рамках моего исследования был задуман и проведен эксперимент, в котором участникам предлагалось поработать над своей самооценкой через рисование НейроГрафики. Опираясь на концепцию стабилизации самооценки Бориса Литвака [1], для того, чтобы провести участников через последовательность целительных переживаний и эмоциональных состояний, приближающих состояние «Со мной все хорошо и это не требует доказательств», была подобрана последовательность из трех алгоритмов НейроГрафики, и каждый участник нарисовал кейс из 3 работ.
Алгоритмы были выбраны такие:
- Алгоритм Снятия Ограничений (АСО), который имел под собой с одной стороны целью снять ограничивающие убеждения личности о себе, с другой стороны имел обучающую функцию для тех, кто впервые рисует НейроГрафику.
- Коучинговый алгоритм НейроГрафики «Я Окей», построенный на 5 принципах Милтона Эриксона.
- Авторский алгоритм «Рождение Души» из моей дипломной работы, целью которого является активация творческого начала, получение опоры на большую систему, Бога, Творца, Источник, и соединение с его возможностями, получение поддержки, осознание, что душа создана «по образу и подобию» Творца, а следовательно с ней все правильно, и она тоже может творить желаемую реальность.
По условиям эксперимента все три работы кейса должны выполняться в этом порядке, последовательно, с промежутком не менее недели между рисованиями и финальной анкетой. Это время дает возможность психике человека адаптироваться к проделанной работе и осознать полученные эффекты.
Для измерений результатов исследования было выбрано два подхода. Во-первых, субъективная оценка участников. Во-вторых, объективная оценка самооценки с использованием опросника Уайнхолд [2]. Каждый участник прошел тест до старта эксперимента и спустя неделю после завершения третьего рисования.
Для участия в исследовании зарегистрировались 35 человек (31 женщина, 3 мужчины и 1 подросток). Из них до завершающей стадии дошли 18 человек, 51,4% (17 женщин и 1 мужчина), которые выполнили все три рисунка и заполнили анкеты, позволяющие сделать расчеты. Дальнейшая статистика будет представлена по 18-ти участникам, которые прошли весь эксперимент целиком.
Рассмотрим сначала результаты субъективной оценки участниками успешности эксперимента.
Примечание: Участники, которые отметили ухудшение, словами пояснили, что в результате вскрылась неприятная правда о себе, с которой нужно теперь работать и с этим связана такая оценка.
Перейдем к объективной оценке, ниже приведены данные по опроснику самооценки Уайнхолд [2]. Отсортированные по размеру прироста в баллах от меньшего к большему.
Статистика прироста по подгруппам приведена в таблице ниже.
Таким образом, мы можем увидеть, что по данным объективной оценки, 83% участников получили в результате эксперимента улучшение в их самооценке более 5 баллов по шкале опросника. И аналогичный результат, 83% дает субъективная оценка в отношении своей самооценки и 94% отмечают улучшение на уровне действий.
Принимая во внимание приведенные цифры, мы можем сделать однозначный вывод, что самооценку можно улучшить, стабилизировав методом НейроГрафика.
Это так же подтверждаю словесные комментарии, оставленные участниками эксперимента. На картинках ниже приведу отзывы с указанием баллов по тесту.
Если вы впечатлены результатом и хотите поработать со своей Самооценкой - это возможно сделать по видео-записям. Узнать условия можно в личной переписке.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу, если хотите получать больше материалов и личного общения.
Список использованной литературы
- Литвак Б. «7 шагов к стабильной самооценке» // Издательство АСТ. - 2017
- Опросник самооценки Уайнхолд. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://psytests.org/ipl/cses.html
- Хоточкина Р.А. Теоретические подходы к изучению самооценки в отечественной и зарубежной психологии. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67883355_99689309.pdf