Русская рулетка вызывает у нас ассоциации с рисковой игрой в сюжете какого-нибудь криминального фильма, где пьяные мужчины, сидя за столом, крутят барабан револьвера и играют со своей судьбой. Но помимо всем известных сюжетов, эта игра имела место и во время Великой Отечественной войны, причем принимала она самые причудливые формы. Совсем юные солдаты, еще не успевшие понюхать пороху и испытать себя в бою, игрались с собственной жизнью, развлечения ради.
Последующий пересказ является литературной обработкой мемуаров советского разведчика Вегера.
Очередной день в окопе
На передке жизнь идет своим чередом. Советские солдаты высматривают немца, а немцы высматривают советского солдата. Одиночные выстрелы из снайперской винтовки - это обыденность, с которой приходится мириться и привыкать. В один из таких типичных дней Вегер общался со своим товарищем Николаем. Беседу приходилось вести, пригнувшись головой к земле, в силу того, что окопы были неглубокие.
В разгар оживленного диалога Коля имел неосторожность высоко вскинуть свою голову, из-за чего Вегер обомлел. Ушанка слетела с головы Николая в долю секунды. Обескураженный Вегер осмотрел товарища, однако к своему удивлению убедился, что с ним все в порядке. Вместе они подняли головной убор и внимательно изучили его. На самом верху спереди ушанки имелось небольшое круглое отверстие, в то время как сзади убора появилась дыра побольше, из которой торчали фрагменты ваты.
Немецкий солдат точечно выстрелил, прямо в область головы Николая, но при этом на его черепе не осталось даже царапины. На войне часто происходят подобные казусы, и вмежду собой каждый такой случай не перестает удивлять. Товарищи обсудили солдатскую удачу, посмеялись и забыли, однако история разошлась по батальону.
Странное происшествие
Немного позже, после вышеописаннного происшествия, произошел еще один примечательный случай. Однажды Вегер, все так же пребывая с Колей на передке, заметил странное оживление в соседнем окопе. Там находилось двое молодых солдат-новобранцев, которые с азартом что-то обсуждали, нервно переглядываясь между собой. Внезапно один из них встал и произвел выстрел в сторону немецких траншей.
Шансы увидеть на передке в окопных линиях прямостоящего человека примерно такие же, как увидеть в городе в мирное время человека, который ползает на четвереньках. Проще говоря - это безумие чистой воды, сопряженное с невообразимым риском для жизни.
Вегер и Николай оглянулись на немецкие окопы, посчитав, что там имел неосторожность появиться вражеский офицер, из-за чего солдат попытался снять мишень, невзирая на опасность. Они ошиблись, немцы все так же прятались в окопах.
В следующий миг из соседского окопа вылез второй солдат и произвел два выстрела подряд. Стало ясно, что молодые парни решили испытать друг друга на храбрость: мол, кто дальше сыграет в лесенку из выстрелов, стоя под фашистскими пулями.
Как закалялась сталь
Подобные "забавы" на войне, где смерть и так поджидает за каждым углом, были крайне редки, но все же случались. Это касалось молодых или отчаянных солдат, которые презирали опасность. Обычно, новобранец, попавший на фронт, проходит несколько этапов "взросления".
Поначалу солдат может думать, что он человек исключительный. Пуля его не возьмет, а сам он прославится на войне и спасет отечество. После первой смерти близкого товарища или полученного в бою ранения, новобранец проходит через второй этап.
Его начинает сковывать страх. Солдат осознал, что никакой он не избранный, и смерть может прийти к нему в любой момент, от чего тревога не перестает, а в бою все тело деревенеет.
Если солдат переживает этот кризис, тогда к нему приходит холодный рассудок. Теперь он понимает, когда следует быть храбрым, и когда возникшая опасность требует предельной осторожности. Свист пуль над головой больше не пугает, потому что он к ним привык и знает, где, скорее всего, они пролетят.
Солдаты бывают разные. Не ко всем относится этот "порядок взросления", но многие через него проходят. Вот и в случае с описанными выше молодыми парнями явно угадывалась та самая горячка храбрых. Они хотели показать себя и считали, что вражеская пуля их не возьмёт.
Русская рулетка
Первый новобранец снова выскочил и, не глядя, щелкнул затвором три раза, резво запрыгнул обратно в окоп. В этот раз были слышны выстрелы из немецких позиций. Фрицы приняли правила игры. Второй новобранец начинал перезаряжать винтовку. Погода стояла прекрасная, Вегер с Николаем расслабились и в силу собственной скуки начали давать советы молодым товарищам.
"- Лучше не торопись, выжди. Пусть снайпер устанет ждать и только потом стреляй."
Второй новобранец собрался с духом и выскочил из окопа. Он молниеносно совершал выстрелы по немецким позициям. Четвертый выстрел он произвел, буквально падая в окоп. Приглядевшись, Вегер заметил, что лицо новобранца стало белым, как мел. Вегер и Николай посчитали, что теперь игра должно быть закончится.
Не тут-то было. Первый солдат со смертельной решимостью начал заполнять магазин винтовки.
- Конец ему, - сообщил Николай.
- Может и выживет, - не согласился Вегер.
- Давай поспорим, - сказал Николай.
- Согласен.
Вегер крикнул солдату:
- Перемени место в окопе, где фрицы не ждут!
Солдат нервно сглотнул и переместился на несколько метров. Было видно, что внутри него идет борьба между страхом и гордостью.
В конце концов он, как обреченный, вскочил из окопа. Солдат успел сделать пятый выстрел, после чего упал камнем вниз. Коля и Вагер приблизились к нему и стали осматривать. На ушанке, ровно в том же месте, где прострелили головной убор Николая, имелось точно такое же отверстие.
Через день Николай, будучи членом партбюро, отправил похоронку: "Пал смертью храбрых".
Товарищ погибшего в русскую рулетку больше никогда не играл.
Что вы думаете об этой истории?
Благодарю за то, что дочитали до конца! Ваш лайк и подписка помогают делать контент ещё лучше.