В канун Рождества самое время вспомнить замечательный альбом, выпущенный фирмой «Мелодия» в 1983 году. «Игорь Назарук. Коляда. Карпатское новогодье». Вне всякого сомнения, этот альбом входит в число пластинок, составляющих золотой фонд отечественного джаза. Но, уверен, он будет интересен не только любителям джазовой музыки.
Вот информация с обложки пластинки:
«Коляда. Карпатское новогодье»
I часть («Родился на горе свет»)
II часть («Гимн полуночной звезды»)
III часть («Пляши, коляда!»)
Игорь Назарук – ф-но, электропиано «Родэс», «Синти-100», минимуг, орган «Фарфиса»,
Алексей Зубов – тенор-саксофон, сопрано-саксофон,
Алексей Исплатовский – электробас,
Андрей Чернышев – ударные,
Марк Пекарский – перкашен,
Аркадий Укупник – фендер-электробас
Звукорежиссер Юрий Богданов
Редактор В. Рыжиков, Художник А. Третьяков, Фото К. Хомутова
В этом альбоме интересно всё!
Интересен первоисточник - западно - славянская старинная Рождественская колядка, обрядовая песня.
Интересны музыканты, принявшие участие в записи пластинки - Игорь Назарук (клавишные), Алексей Исплатовский (контрабас, бас-гитара), Аркадий Чернышёв (ударные) - музыканты Оркестра Госкино СССР, участники множества джазовых проектов. Для тех, не слушает джазовую музыку напомню, что Игорь Назарук - это волшебное пианино в саундтреке к фильму «Мэри Поппинс, до свидания».
Алексей Зубов - легендарный саксофонист, работавший в оркестрах Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, стоявший у истоков ансамбля «Мелодия». Работал практически со всеми звёздами отечественного джаза, имел мировую известность. Именно Зубов делал аранжировки песен Владимира Высоцкого для фильма «Стрелы Робин Гуда».
Марк Пекарский - выдающийся отечественный исполнитель на ударных инструментах, композитор, создатель уникальной школы игры на ударных инструментах.
Молодой и подающий большие надежды бас-гитарист Аркадий Укупник. Тогда еще не имевший славы композитора и автора поп-песен.
Звукорежиссер Юрий Богданов – один из лучших отечественных звукорежиссеров, участник знаменитой Московской экспериментальной студии электронной музыки, один из главных участников рок-группы «Бумеранг».
И тут нельзя не обратить внимание на электронные инструменты, которые были использованы во время записи. Согласитесь, не часто на джазовых пластинка звучит синтезатор «Синти -100». Это же уникальный инструмент! Для справки: Электронный синтезатор «Synthi -100» выпускала английская фирма EMS (Electronic music Studios) и всего их было собрано около 30-ти экземпляров. Был закуплен в СССР по инициативе Председателя Союза композиторов СССР Т. Хренникова.
Аннотация музыкального критика Аркадия Петрова на обложке пластинки
«Коляда» - трехчастная сюита для джазового ансамбля - первая большая самостоятельная работа молодого московского музыканта, пианиста и исполнителя на электронных клавишных Игоря Назарука. Произведение это программно связано с образами природы и быта украинского Закарпатья, однако изобразительно-иллюстративные эпизоды занимают в нем сравнительно мало места — джазовая поэма Назарука стремится воплотить скорее сам дух, настроения старинных предновогодних народных обрядов - то настороженно-загадочные, то созерцательные, то светло-ликующие. Несмотря на присутствие в музыке подлинных народно-песенных интонаций, это не стилизация под фольклор: это подлинный джаз в том виде, как он сложился к началу 80-х годов нашего века, со всем арсеналом его приемов, тембров, ладов, ритмов и даже способов студийной звукозаписи.
1 часть («Родился на горе свет») — пространное, неторопливо разворачивающееся звуковое полотно. Мелодия рождается где-то вдали, в тишине, выплывает из тьмы простым коротким наигрышем: колокола вызванивают коляду «Вчора з вечора».
Странный скользящий вниз аккорд-кластер (своеобразное музыкальное отточие), и начинает тенор-саксофон Алексея Зубова. Нежная, ясная мелодия, простые, возвышенные чувства, свежесть, чистота... И снова загадочный аккорд, только на этот раз стремящийся не вниз, а в лучезарно-звончатый верхний регистр...
Ритм. Многослойный, дразняще-перченый. И умный, спокойно-задумчивый голос саксофона, начинающего свою импровизацию. Постепенно его фразы становятся более напряженными, асимметричными, тембр - жестким, ворчливо-хрипловатым, музыка взрывчато экспрессивной. На самой высшей точке развития, когда саксофон ослепляет нас спиралями своих «флуоресцирующих» пассажей, остальные инструменты внезапно перестают звучать, солист остается «один, над пропастью»…
И новая, уже вторая волна, основанная на соло фортепиано (И. Назарук). Затишье, уход в себя, переливающаяся нежными оттенками гамма красок. Затем - активная разработка, «симфонизация» этого материала. И опять на кульминации все «бросают» тенор-саксофониста. Его одинокий призыв, немного напоминающий сигнал карпатской трембиты, завершает первую часть.
II часть («Гимн полуночной звезде») — яркий образец свободного, спонтанно импровизируемого джаза, музыка, идущая от самой глубины сердца. Человек и природа: дуэт тенор-саксофона и электронного органа. Красивый, благородно-хоральный, «космический» фон - и нервный, живой, ищущий ток человеческой мысли. Безмятежное созерцание, постепенно переходящее в гимн радости.
III часть («Пляши, коляда!»). Сначала притоп, пристук каблуков, тяжелое «выплясывание земли», звоны, гулы и гуды. У автора был образ: пляшущие горцы. Словно бес вселился в людей — глаза блестят, руки и ноги ходят ходуном. Исступление танца.
Но вот пляска окончилась. Искрометный унисон саксофона, рояля, синтезатора и ударных: тема-росчерк. А за ней новый танец, на этот раз словно бы общий: вся округа танцует. Диалог сопрано-саксофона и синтезатора реплики в перебросах-переплетениях на фоне многослойного аккомпанемента с мелкими ударными. Постепенное усложнение, разрастание фактуры, нагнетание динамики. И наконец могучее звучание уже знакомой нам по первой части темы коляды «Вчора з вечора», кульминационный пик сюиты, счастье открывающихся друг другу человеческих сердец, апогей праздника.
...Но вот все события уже позади. Шум ветра.
Обрывки танца. Последные узоры колокольчиков. Последние, замирающие гулы. Последнее робкое звучание. Действо окончилось.
Для записи сюиты Игорь Назарук пригласил саксофониста Алексея Зубова, одного из наиболее глубоких и тонких наших музыкантов, уже не раз обращавшегося к фольклорному материалу (хорошо известны его композиции на украинские, азербайджанские и казахские темы). Контрабасист Алексей Исплатовский и барабанщик Андрей Чернышев работают вместе с Игорем Назаруком в оркестре кинематографии. Оба играли в составе квартета Назарука и принимали участие в записи пластинки «Утверждение». В нескольких эпизодах сюиты играет также Марк Пекарский, музыкант достаточно известный (он является руководителем собственного ансамбля ударных инструментов), и молодой бас-гитарист Аркадий Укупник.
Аркадий Петров
Не менее интересным и информативным была рецензия знаменитого музыкального критика Алексея Баташева "Джазовая монументальность", опубликованная в ежеквартальном каталоге-бюллетене № 1 (18) Всесоюзной Фирмы Грампластинок «Мелодия» в 1984 году.
Я попросил Игоря Николаевича Назарука немного рассказать об этой пластинке.
А.М. Много лет назад Вы записали замечательную пластинку «Коляда». А как она рождалась? Как происходила работа над записью?
Игорь Назарук: «Коляда» появилась благодаря двум факторам: 1. выдающемуся саксофонисту Алексею Зубову, равных которому я не знаю (к сожалению, умершему несколько лет назад). 2. Чудесной западнославянской рождественской мелодии-колядке " Вчера пришла к нам новость".
А.М. Как сложился тот состав музыкантов?
Состав музыкантов - близкие мои друзья (в т.ч. Зубов), для партии бас-гитары пригласил неизвестного тогда Аркадия Укупника.
А.М. А чем был обусловлен выбор инструментов?
Игорь Назарук: Как вы понимаете, Коляда не имеет отношения к классическому джазу, эта композиция написана для индивидуально-выразительных музыкантов в довольно свободном жанре, и там используются разные средства выражения вплоть до free-jazz и пр. Там играют синтезаторы Crumar, Polimoog, электропиано Rhodes и разная перкуссия.
А.М. Как происходил процесс записи?
Игорь Назарук: Писали долго, играли вдохновенно, иначе и не могло быть.
Конечно, там использовалась многоканальная запись, и Зубов, как и все, играл в разных режимах. Во 2-й части, органном хорале, он сыграл абсолютно свободную импровизацию, по-моему, совершенно гениальную.
А.М. Вы как-то принимали участие в выборе оформления конверта или это всё происходило без Вашего участия?
Игорь Назарук: Это полностью мой дизайн, но безобразно сделанный, полиграфия была в те времена ужасная, тогда еще фотошопов не было
А.М. Спасибо, Игорь Николаевич, за эту во всех смыслах слова выдающуюся пластинку.
Смотрите хорошее кино, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.