Найти в Дзене
Винтажная парфюмерия

Духи "Лелде" фабрики Дзинтарс

Свое название духи "Лелде" (Lelde), выпущенные фабрикой Дзинтарс в 1960 году, получили от популярного в советское время латышского женского имени. Считается, что его придумал знаменитый поэт и драматург Ян Райнис. Так звали главную героиню его пьесы "Играл я да плясал, опубликованной в 1919 году. Пьеса имеет незамысловатый, но полный символизма сюжет. Главный герой, музыкант по имени Тот (Tots), оказываясь в качестве гостя на чужой свадьбе, становится свидетелем внезапной и странной смерти невесты - красивой и жизнерадостной девушки по имени Лелде, которая умирает от укуса лорда-вампира. Тогда Тот отправляется за Лелде в загробный мир и спасает ее ценой собственной жизни. Но жертва Тота не напрасна: его песни будут жить в веках.

Пьесе была суждена долгая жизнь на драматической сцене, и кроме того в 1950 году на ее основе балет был создан балет, а в 1977-м - опера. В 1956 году режиссер Эдуард Смильгис предложил свое новое видение пьесы - в этот раз Лелду попеременно играли Мудитэ Шнейдере и Вия Артмане. Скорее всего, именно эта театральная постановка 1956 года, не сходившая со сцены как минимум еще полтора десятилетия, послужила толчком для создания духов "Лелде".

-2

Аромат "Лелде" определенно был разработан под руководством Брониславы Шварцман, но был ли у нее соавтор или парфюмер работала без помощников - неизвестно. С одной стороны, в аромате легко узнается фирменный стиль Шварцман, в другой - композиция больше амбровая, чем шипровая, хотя присутствие дубового мха хорошо заметно. В целом же "Лелде" является органичной частью плеяды пряных шипров, выпущенных Дзинтарсом на рубеже 1950-х и 1960-х.

-3

"Новые товары" в 1960 году описывали "Лелде" как цветочно-пряный запах с легким древесно-смолистым оттенком и добавляли интересную подробность: в производстве "Лелде" были использованы новые на тот момент синтетические материалы, в частности сандалидол. Последний был гордостью советских химиков из ВНИИСНДВ: группа под руководством В.Н. Белова и Л.А. Хейфица первой в мире разработала технологию синтеза этого продукта с запахом сандалового масла, что позволило существенно удешевить производство ароматов с нотой сандала. Массовое производство санталидола в СССР началось в 1956 году, как раз незадолго до появления коллекции знаменитых дзинтаровских шипров.

-4

По звучанию "Лелде" ближе всего к "Вецриге" - такая же горькая и бальзамически-дымная, с чуть заметной сладостью и едва уловимыми кондитерскими специями, только без кожаных и кофейных нот, зато с роскошной серой амброй, пудровым ирисом и благородной древесиной. Как во всех шипрах, которых касалась рука Шварцман, в "Лелде" чувствуется пряность, присущая опавшим кленовым и ореховым листьям, из-за чего аромат подсознательно воспринимается как осенний. Теплая пудровая вуаль усиливает этот эффект духов для холодной погоды. Интересно, что несмотря на обилие землистых и древесных нот, на пудру и пряности, в "Лелде" нет шероховатости, звучание очень гладкое - если искать аналогию, то это не пестрый осенний твид, а тонкий тканый кашемир.

-5

Дзинтарс прекратил выпускать "Лелде" в конце 1970-х - именно тогда фабрика начала понемногу сокращать поголовье своих классических шипров с дубовым мхом: уже чувствовалось, что в моде совсем другие, новые, на основе пачули.

Список всех моих статей о парфюмерии

(C) Виктория Власова

Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора