Свое название духи "Лелде" (Lelde), выпущенные фабрикой Дзинтарс в 1960 году, получили от популярного в советское время латышского женского имени. Считается, что его придумал знаменитый поэт и драматург Ян Райнис. Так звали главную героиню его пьесы "Играл я да плясал, опубликованной в 1919 году. Пьеса имеет незамысловатый, но полный символизма сюжет. Главный герой, музыкант по имени Тот (Tots), оказываясь в качестве гостя на чужой свадьбе, становится свидетелем внезапной и странной смерти невесты - красивой и жизнерадостной девушки по имени Лелде, которая умирает от укуса лорда-вампира. Тогда Тот отправляется за Лелде в загробный мир и спасает ее ценой собственной жизни. Но жертва Тота не напрасна: его песни будут жить в веках.
Пьесе была суждена долгая жизнь на драматической сцене, и кроме того в 1950 году на ее основе балет был создан балет, а в 1977-м - опера. В 1956 году режиссер Эдуард Смильгис предложил свое новое видение пьесы - в этот раз Лелду попеременно играли Мудитэ Шнейдере и Вия Артмане. Скорее всего, именно эта театральная постановка 1956 года, не сходившая со сцены как минимум еще полтора десятилетия, послужила толчком для создания духов "Лелде".
Аромат "Лелде" определенно был разработан под руководством Брониславы Шварцман, но был ли у нее соавтор или парфюмер работала без помощников - неизвестно. С одной стороны, в аромате легко узнается фирменный стиль Шварцман, в другой - композиция больше амбровая, чем шипровая, хотя присутствие дубового мха хорошо заметно. В целом же "Лелде" является органичной частью плеяды пряных шипров, выпущенных Дзинтарсом на рубеже 1950-х и 1960-х.
"Новые товары" в 1960 году описывали "Лелде" как цветочно-пряный запах с легким древесно-смолистым оттенком и добавляли интересную подробность: в производстве "Лелде" были использованы новые на тот момент синтетические материалы, в частности сандалидол. Последний был гордостью советских химиков из ВНИИСНДВ: группа под руководством В.Н. Белова и Л.А. Хейфица первой в мире разработала технологию синтеза этого продукта с запахом сандалового масла, что позволило существенно удешевить производство ароматов с нотой сандала. Массовое производство санталидола в СССР началось в 1956 году, как раз незадолго до появления коллекции знаменитых дзинтаровских шипров.
По звучанию "Лелде" ближе всего к "Вецриге" - такая же горькая и бальзамически-дымная, с чуть заметной сладостью и едва уловимыми кондитерскими специями, только без кожаных и кофейных нот, зато с роскошной серой амброй, пудровым ирисом и благородной древесиной. Как во всех шипрах, которых касалась рука Шварцман, в "Лелде" чувствуется пряность, присущая опавшим кленовым и ореховым листьям, из-за чего аромат подсознательно воспринимается как осенний. Теплая пудровая вуаль усиливает этот эффект духов для холодной погоды. Интересно, что несмотря на обилие землистых и древесных нот, на пудру и пряности, в "Лелде" нет шероховатости, звучание очень гладкое - если искать аналогию, то это не пестрый осенний твид, а тонкий тканый кашемир.
Дзинтарс прекратил выпускать "Лелде" в конце 1970-х - именно тогда фабрика начала понемногу сокращать поголовье своих классических шипров с дубовым мхом: уже чувствовалось, что в моде совсем другие, новые, на основе пачули.
Список всех моих статей о парфюмерии
(C) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора