Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Новый вариант ОГЭ в качестве рождественского подарка читателям

Меня порой упрекают, что я создаю свои варианты, обращаясь к произведениям зарубежной классики. "Давайте пропагандировать русскую литературу", - пишут мне в комментариях, то ли не зная, то ли не подозревая о том, что у меня есть варианты и по В. Крапивину с Е. Водолазкиным, и по К. Паустовскому с Г. Щербаковой, и даже по Пушкину с Лермонтовым. Сегодня, в Рождественский сочельник, предлагаю вашему вниманию вариант ОГЭ, сделанный по одному из самых известных рассказов А. Куприна "Чудесный доктор". Своим ученикам предложу после каникул. Пока я отдыхаю, гуляя в Гремячей гриве. Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. (1)Одновременно подавив тяжёлый вздох и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (2)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки... (3)Но они мужественно гнали от себя прочь собл

Меня порой упрекают, что я создаю свои варианты, обращаясь к произведениям зарубежной классики.

"Давайте пропагандировать русскую литературу", - пишут мне в комментариях, то ли не зная, то ли не подозревая о том, что у меня есть варианты и по В. Крапивину с Е. Водолазкиным, и по К. Паустовскому с Г. Щербаковой, и даже по Пушкину с Лермонтовым.

Сегодня, в Рождественский сочельник, предлагаю вашему вниманию вариант ОГЭ, сделанный по одному из самых известных рассказов А. Куприна "Чудесный доктор". Своим ученикам предложу после каникул. Пока я отдыхаю, гуляя в Гремячей гриве.

Сосны в Гремячей гриве. Фото из личного архива автора
Сосны в Гремячей гриве. Фото из личного архива автора
Как перестать фотографировать эти тени?
Как перестать фотографировать эти тени?

Вариант "Чудесный доктор"

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Одновременно подавив тяжёлый вздох и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (2)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки... (3)Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль — остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (4)По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. (5)Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — всё осталось позади.

(По А. Куприну)

Что-то зимне-новогоднее. Фото из личного архива автора
Что-то зимне-новогоднее. Фото из личного архива автора

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) подавив вздох (предложение 1)

2) которая казалась гроздью (предложение 2)

3) гнали мысль (предложение 3)

4) малолюднее и темнее становились улицы (предложение 4)

5) всё осталось позади (предложение 5)

Ответ: _____________________________

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 две грамматические основы.

2) В предложении 2 все сказуемые составные именные.

3) Предложение 3 осложнено однородными определениями.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Предложение 5 осложнено обособленным и необособленным определениями, выраженными причастными оборотами.

Ответ: _____________________________

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.

Б) После перечисления однородных членов перед обобщающим словом ставится тире.

В) Между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Одновременно подавив тяжёлый вздох и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице.

2) Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, издали казавшуюся громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки...

3) Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль — остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.

4) По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы.

5) Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — всё осталось позади.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Деревья (1) окутанные в свои белые ризы (2) дремали в неподвижном величии. Иногда (3) с верхней ветки срывался кусочек снега (4) и слышно было (5) как он шуршал (6) падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие (7) сторожившие сад (8) вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова (9) нестерпимую жажду такого же спокойствия.

Ответ: _____________________________

Спокойствие. фото из личного архива автора
Спокойствие. фото из личного архива автора
-5

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1. ПРЕДПРАЗДНИЧНОЕ (настроение) – написание согласной на конце приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного.

2. ОТЫСКАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

3. РУМЯНОЕ (лицо) — в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН- пишется одна буква Н.

4. РАЗРУМЯНЕННЫЕ (морозом) — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН.

5. ПОДАРОЧЕК — в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный Е выпадает.

Ответ: ________________________

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Двое мальчуганов уже более пяти минут т…(1)рчали перед этой велик…(2)лепной гастр…(3)номической выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещ…(4)нные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы крепких яблок, стояли правильные пир…(5)миды мандаринов, протянулись на блюдах огромные копч…(6)ные и маринованные рыбы. Ниже, окруж…(7)нные гирляндами колбас, крас…(8)вались сочные разрезанные окорока с толстым слоем роз…(9)ватого сала.

Ответ: _____________________________

8. Раскройте скобки и запишите слово «апельсин» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Где бы раздобыть хоть парочку сладких (апельсин) для новогоднего стола?

Ответ: _____________________________

9. Замените словосочетание «предпраздничные хлопоты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ: _____________________________

Текст и послетекстовые задания опубликую на днях. Всем приятного отдыха. И с наступающим праздником.

А эту фотографию прислала мне дочь.
А эту фотографию прислала мне дочь.