Меня порой упрекают, что я создаю свои варианты, обращаясь к произведениям зарубежной классики.
"Давайте пропагандировать русскую литературу", - пишут мне в комментариях, то ли не зная, то ли не подозревая о том, что у меня есть варианты и по В. Крапивину с Е. Водолазкиным, и по К. Паустовскому с Г. Щербаковой, и даже по Пушкину с Лермонтовым.
Сегодня, в Рождественский сочельник, предлагаю вашему вниманию вариант ОГЭ, сделанный по одному из самых известных рассказов А. Куприна "Чудесный доктор". Своим ученикам предложу после каникул. Пока я отдыхаю, гуляя в Гремячей гриве.
Вариант "Чудесный доктор"
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Одновременно подавив тяжёлый вздох и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (2)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки... (3)Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль — остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (4)По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. (5)Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — всё осталось позади.
(По А. Куприну)
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) подавив вздох (предложение 1)
2) которая казалась гроздью (предложение 2)
3) гнали мысль (предложение 3)
4) малолюднее и темнее становились улицы (предложение 4)
5) всё осталось позади (предложение 5)
Ответ: _____________________________
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 две грамматические основы.
2) В предложении 2 все сказуемые составные именные.
3) Предложение 3 осложнено однородными определениями.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 осложнено обособленным и необособленным определениями, выраженными причастными оборотами.
Ответ: _____________________________
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
Б) После перечисления однородных членов перед обобщающим словом ставится тире.
В) Между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Одновременно подавив тяжёлый вздох и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице.
2) Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, издали казавшуюся громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки...
3) Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль — остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.
4) По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы.
5) Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — всё осталось позади.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Деревья (1) окутанные в свои белые ризы (2) дремали в неподвижном величии. Иногда (3) с верхней ветки срывался кусочек снега (4) и слышно было (5) как он шуршал (6) падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие (7) сторожившие сад (8) вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова (9) нестерпимую жажду такого же спокойствия.
Ответ: _____________________________
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1. ПРЕДПРАЗДНИЧНОЕ (настроение) – написание согласной на конце приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного.
2. ОТЫСКАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
3. РУМЯНОЕ (лицо) — в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН- пишется одна буква Н.
4. РАЗРУМЯНЕННЫЕ (морозом) — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН.
5. ПОДАРОЧЕК — в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный Е выпадает.
Ответ: ________________________
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Двое мальчуганов уже более пяти минут т…(1)рчали перед этой велик…(2)лепной гастр…(3)номической выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещ…(4)нные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы крепких яблок, стояли правильные пир…(5)миды мандаринов, протянулись на блюдах огромные копч…(6)ные и маринованные рыбы. Ниже, окруж…(7)нные гирляндами колбас, крас…(8)вались сочные разрезанные окорока с толстым слоем роз…(9)ватого сала.
Ответ: _____________________________
8. Раскройте скобки и запишите слово «апельсин» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Где бы раздобыть хоть парочку сладких (апельсин) для новогоднего стола?
Ответ: _____________________________
9. Замените словосочетание «предпраздничные хлопоты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: _____________________________
Текст и послетекстовые задания опубликую на днях. Всем приятного отдыха. И с наступающим праздником.