Итальянский композитор из Сицилии
3 ноября 1801 года в Катании (Сицилия) родился Винченцо Беллини, сын музыканта Розарио Беллини. Ему было шесть лет, когда он сочинил свой <<Опус номер один>>. Мальчик учился музыке под руководством своего деда Винченцо Тобиа, так как у семьи Беллини не было средств на серьезное образование. Но Винченцо повезло - он нашел покровителя, герцогиню Элеонору Саммартино.
Герцогиня посоветовала своему мужу, который рекомендовал Винченцо, обратиться к губернатору Катании с просьбой о стипендии, чтобы семья Беллини могла оплатить обучение сына в Неаполитанской консерватории. То, что было невозможным в течение многих лет, решилось в считанные дни. Беллини был зачислен в консерваторию в июне 1819 года.
Через год состоялся экзамен, которого все ждали с ужасом: Он должен был решить судьбу каждого студента - кто из них останется в колледже, а кто будет исключен. Винченцо блестяще сдал экзамен и в награду за успех получил право продолжить обучение бесплатно. Это была первая победа Беллини.
Сначала Беллини изучал гармонию в классе маэстро Фурно. Однако в начале 1821 года он перешел в класс Джакомо Тритто. И, наконец, в 1822 году он начал заниматься в классе самого опытного педагога, Дзингарелли.
<<"Дзингарелли, - вспоминал Флоримо, друг композитора, - был строже с Беллини, чем с другими учениками, и всегда советовал ему создавать мелодию - гордость неаполитанской школы. Маэстро стремился как можно полнее раскрыть необыкновенные способности своего исключительного ученика и старался развить как можно больше его качеств с помощью практики. Используя свою систему, маэстро заставил Беллини написать около четырехсот сольфеджио.
В конце того же года Беллини влюбился в дочь одного из синьоров, чей дом он посещал раз в неделю с несколькими друзьями, которые собирались там у рояля, чтобы послушать музыку. Хозяин дома был судьей. Он любил искусство и привил эту любовь своей дочери. В двадцать лет она уже умела играть на фортепиано, петь, писать стихи и рисовать. Это была любовь с первого взгляда. Поначалу Беллини удалось завоевать расположение родителей девушки - с помощью музыки и пения, а также живого характера и прекрасных манер юной фигуристки. Но в конце концов все закончилось печально - Беллини отказали в доме, и влюбленные расстались навсегда.
Первая опера
1824 год начался с хорошего предзнаменования: годичный экзамен Беллини выдержал, получив звание <<лучшего маэстрино среди учащихся>>. Тогда же он сочинил свою первую оперу.
Премьера оперы <<Адельсон и Сальвини>> состоялась в театре колледжа Сан-Себастиано в карнавальный сезон 1825 года.
Опера, как и надеялся Беллини, прошла с успехом. <<Она вызвала у неаполитанской публики решительный фанатичный восторг>>, - отмечает Флоримо.
Помимо успеха у публики, была и признательность очень важной персоны. Доницетти присутствовал на премьере <<Адельсона>>, очевидно, по приглашению Зингарелли. Он горячо аплодировал после каждой смены. Когда занавес опустился в последний раз, маэстро вышел на сцену к Беллини <<и похвалил его так сильно, что растрогал до слез.
Беллини завершил обучение в консерватории в 1825 году и вскоре получил предложение, от которого у него перехватило дыхание, - заказ на оперу для театра <<Сан-Карло>>. Этот заказ был наградой, которую консерватория предлагала лучшим студентам.
Сюжет для либретто был взят из модной в то время драмы <<Карло, герцог Агридженто>>, но опера называлась <<Бьянка и Фернандо>>.
Путь от <<Адельсона>> до <<Бьянки>> был недолгим, но неповторимая оригинальность Беллинова уже проявилась в характере музыки - <<мягкой, нежной, любящей, грустной, у которой тоже был свой секрет - способность очаровывать сразу, непосредственно, без особых ухищрений>>. ...Наверное, именно тогда его учитель Зингарелли не мог не сказать своим младшим ученикам: <<Поверьте мне, этот сицилиец заставит мир говорить о себе>>.
С мая по сентябрь 1827 года Беллини успел поработать над «Пиратом» - так называлась новая опера для осеннего сезона в Ла Скала. Он работал с необычайным рвением, прекрасно понимая, что от этой оперы зависит все его будущее.
Триумфальный прием, который публика <<Ла Скала>> оказала <<Пирату>> 27 октября 1827 года, стал своего рода дипломом почетного гражданина, который Милан вручил Беллини. Миланцы верили, что создали еще одного достойного композитора, и второе исполнение «Пирата» окончательно убедило их в этом.
<<«Красота „Пирата“ раскрывается все больше и больше, чем больше ее слышишь, - писала газета <<И театри>>, - и, конечно, аплодисменты становились все более интенсивными, и автора вызывали на сцену трижды, как и в первый вечер».
На открытии театра <<Карло Феличе>> в Генуе Беллини встретил очаровательные манеры на приеме. Синьора обращалась с музыкантом <<с такой добротой>>, что он чувствовал себя покоренным. Джудитта Турина вошла в жизнь Беллини.
Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз подталкивали Беллини к амурным приключениям, которые он считал «поверхностными и недолговечными». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 г., продлился до апреля 1833 г. Пять лет, полных переживаний, ошибок, путаницы, сцен ревности и душевных терзаний (не говоря уже о последнем скандале в доме мужа) <<украсили>> эти отношения, которые лишили музыканта покоя - позже он без колебаний назовет все это <<чертом>>.
16 июня 1828 года Беллини подписал контракт, обязывающий его сочинить новую оперу для предстоящего карнавального сезона 1828-1829 годов в Ла Скала. Его верный друг Флоримо посоветовал музыканту прочитать роман Арленкура <<Незнакомка>>. Беллини написал оперу на эту тему.
Миланская публика также ждала <<Незнакомца>> с большим нетерпением, возможно, даже с большим, чем <<Пирата>>. Это нетерпеливое ожидание беспокоило Беллини, и он признался Флоримо: <<Это игра в кости, которую я бросаю слишком часто...>>. Он понимал, что в такой игре на карту поставлена репутация, которую он заработал благодаря <<Пирату>>, и даже считал, что после <<Пирата>> в Милане он больше не в состоянии <<пиратствовать оперу из самого себя>>...
Беллини получил огромное удовольствие от сочинения этой оперы. Баркаролу, которой открывается «Чужестранка», он написал за одно утро. «Мне очень нравится баркаролла, - писал Беллини, - и если хор не исказит себя, она произведет большое впечатление, тем более что сценическое решение, необычайно новое для Милана, обеспечит ей успех...>> Он имел в виду изобретательность поэта, разместившего хористов в лодках; каждая группа поет свой куплет, и только в конце голоса сливаются в единый ансамбль».
Опера вызвала шумную церковную службу. Несмотря на споры, а может быть, и благодаря им, <<Незнакомка>> была продолжена в <<Ла Скала>> с растущим успехом.
Во время работы над новой оперой <<Капулети и Монтекки>> Беллини жил в полном уединении, вынужденный долго и упорно работать, чтобы выполнить взятые на себя обязательства.
<<Это будет чудо, если я не заболею после всего этого... >> - писал он синьоре Джудитте. Но чуда не произошло. Болезнь взяла свое, но композитор закончил оперу в срок.
Премьера <<Капулети и Монтекки>> состоялась 11 марта 1830 года. Триумф был настолько велик, что - редкость для прессы того времени - уже на следующий день в <<Гадзетта Привилегата>>, официальном органе провинции, появился короткий отчет.
Опера <<Сомнамбула>>
Беллини пришлось писать следующую оперу <<Сомнамбула>> в очень сжатые сроки, но это никак не отразилось на качестве музыки. Впервые <<Сомнамбула>> была исполнена 6 марта 1831 года. Успех был настолько невероятным, что поразил даже журналистов. Любопытно впечатление М.И. Глинки от <<Сомнамбулы>>. В своих «Записках» он вспоминает: «В конце карнавала явилась, наконец, ожидаемая „Сомнамбула“ Беллини. Несмотря на задержку, несмотря на зависть и неодобрение, эта опера произвела большой эффект. На немногих представлениях, данных перед закрытием театров, Паста и Рубини, поддерживая любимого маэстро, пели с живейшим энтузиазмом: во втором акте они сами плакали, заставляя публику подражать им, так что в веселые дни карнавала можно было видеть, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись со Штеричем в посыльной будке, тоже проливали обильные потоки слез умиления и радости>>.
Некоторые критики назвали финальную сцену оперы, в которой Амина плачет над увядшими фиалками, шедевром. И подумать только, что Беллини почти заменил эту кабалетту!
Критики назвали эту сцену шедевром и увидели в ней <<новую форму бельканто>>. Доменико де Наоли, в частности, писал: <<Несмотря на отсутствие традиционных архитектурных принципов, несмотря на отказ от повторений, это движение необычайной лирической красоты пленяет целостностью, неслыханной в истории музыки, возможно, не имеющей аналогов. Каждая последующая нота вытекает из предыдущей, как плод из цветка, всегда по-новому, всегда непредвиденно, иногда неожиданно, но всегда логически приводя к развязке>>.
Опера Норма
Летом 1830 года Беллини подписал контракт с миланским импресарио Кривелли, согласно которому он должен был написать две оперы <<без дальнейших обязательств>>. В письме из Комо от 23 июня Беллини сообщал, что выбор пал на <<трагедию под названием <<Норма или детоубийство>>. Sume, которая сейчас идет в Париже и пользуется большим успехом>>.
В центре сюжета - жрица друидов, которая нарушила обет безбрачия и была предана своим любовником. Она хочет отомстить неверному и убить двух детей, родившихся от их связи, но останавливается, обезоруженная великим чувством материнской любви, и предпочитает искупить свою вину, отправившись на костер вместе с тем, кто причинил ей столько зла.
Прочитав трагедию на французском языке, композитор был очарован. Его пленил захватывающий сюжет и яркие взрывы.
Один из друзей Беллини, граф Барбо, утверждал, что музыка «Молитвы Нормы», которой суждено было стать одной из самых ярких страниц мировой оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини часто выражал недовольство ранее написанной музыкой, но его неудовлетворенность была особенно очевидна, когда он сочинял «Норму». Композитор верил, что способен написать лучшую музыку, что он может привнести в нее все свое существо, свою интуицию, свою душу и знание человеческого сердца. На самом деле образы главных и второстепенных героев оперы проявляются не столько в сюжете, сколько в музыке.
Важнейшую роль во всей опере играет хор. В отличие от греческой трагедии, в <<Норме>> он вовлечен в действие, ведет диалоги с солистами, является живым, активным персонажем и тем самым приобретает настоящую драматическую функцию.
Репетиции оперы оказались сложными для всех певцов, поскольку Беллини требовал от исполнителей полной самоотдачи. Маэстро настаивал на репетициях утром накануне спектакля, что означало сильное истощение всех участников.
Результатом этой огромной подготовительной работы стало <<фиаско, триумфальное фиаско>>. Этими словами Беллини сообщил о результатах первого представления «Нормы» вечером 26 декабря. Однако Беллини не уехал сразу, как писал Флоримо, а остался в Милане до конца года, видимо, по совету друзей или в тайной надежде, что на следующих представлениях <<Нормы>> его ждет лучшая судьба. Так и случилось. 27 декабря, через день, миланская публика аплодировала даже тем сценам, по поводу которых накануне выразила свое неодобрение. С этого вечера <<Норма>> Беллини начала свое триумфальное шествие по музыкальным театрам мира. За первый сезон было дано 39 представлений оперы.
Беллини смог спокойно отправиться в Неаполь и на Сицилию, чтобы обнять своих близких. Теперь он мог назвать <<Норму>> <<своей лучшей оперой>>.
16 марта 1833 года в венецианском театре <<Ла Фениче>> состоялась премьера следующей оперы Беллини <<Беатриче ди Тенда>>. Опера не имела успеха. В конце марта Беллини покинул Венецию и отправился в Лондон, где присутствовал на триумфе своих опер <<Пираты>> и <<Норма>> в <<Королевском театре>> в Лондоне. В августе того же года Беллини прибыл в Париж.
Здесь ему предложили контракт на создание оперы для итальянского театра. В апреле 1834 года Беллини выбрал из множества различных сюжетов историческую драму <<Ансело>>, которая рассказывала об одном из эпизодов гражданской войны в Англии между пуританами, сторонниками Кромвеля, и приверженцами короля Карла Стюарта. Опера <<Пуритане>> - стала последним подарком Беллини публике.
Опера Пуритане
Вечером 24 января 1835 года, когда <<Пуритане>> впервые были представлены публике, Беллини испытал новое, еще более сильное волнение. Композитор признался, что опера произвела на него и новое впечатление: «Она прозвучала для меня почти неожиданно», - признался маэстро. И, конечно, она вновь вызвала безудержный энтузиазм публики. <<Я не думал, что эти французы, которые не очень хорошо понимают по-итальянски, сразу же придут в восторг... - сказал он дяде Ферлито, - но в тот вечер мне показалось, что я не в Париже, а в Милане или на Сицилии>>.
Аплодисменты раздавались после каждого номера оперы. Первый акт и весь третий акт были встречены очень горячими аплодисментами, но больше всего аплодисментов было во втором акте, и репортерам пришлось фиксировать факты, что до сих пор было весьма необычно для парижских театров. Во время сцены безумия Эльвиры зрителей довели до слез.
Королева Франции Мария-Амелия сообщила Беллини, что будет присутствовать на втором представлении оперы. По совету министра Тьера король Луи-Филипп распорядился наградить молодого музыканта Рыцарским крестом Почетного легиона в знак признания его заслуг. Так закончился счастливый период в творческой жизни Беллини.
Казалось, ничто не может предшествовать трагедии. Но в начале 1835 года Беллини почувствовал недомогание и слег в постель. 23 сентября 1835 года Беллини умер в пригороде Парижа от острого кишечного воспаления, осложненного абсцессом печени.