Балет «Щелкунчик» не сходит с театральных сцен с самого момента его создания – уже более 130 лет. Волшебная история о чудесах рождественской ночи стала самой новогодней сказкой, а музыка, написанная для нее Петром Чайковским, покорила весь мир. Неудивительно, что «достать» билеты на постановку в Большом театре в Москве – задача для самых стойких. «Щелкунчика» знают и любят. Каждый его номер поражает своей красотой и волшебством, а одна из самых восхитительных частей принадлежит ко второму акту и носит название «Танец Феи Драже».
В 1816 году немецкий писатель и сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман написал рождественскую историю «Щелкунчик и мышиный король». Ее идея возникла у писателя во время рассказа сказок детям своего друга Юлиуса Гитцига. Юные слушатели – Фриц и Мари, – впоследствии стали прообразами литературных персонажей в «Щелкунчике».
После выхода сказки в Европе, в России началось повальное увлечение этим сюжетом. В Петербурге и Москве один за другим появлялись ее новые переводы на русский язык, часто коверкающие текст до неузнаваемости.
В 1891 году руководителю императорских театров Ивану Александровичу Всеволжскому пришла идея поставить на сцене «Мариинки» необычный спектакль. По его замыслу должна была получиться пышная феерия, состоящая из спектаклей двух жанров: оперы и балета. Подбирая материал, который мог бы стать сюжетной основой, Иван Александрович остановился на двух произведениях: пьесе Хенрика Херца «Дочь короля Рене» – для одноактной оперы, и сказке Гофмана «Щелкунчик» – для двухактного балета.
Написать музыку к спектаклям по выбранным сюжетам Иван Александрович предложил Петру Ильичу Чайковскому. И хотя план балета композитору не понравился, он согласился. Идея создать хореографическую версию «Щелкунчика» особого восхищения не вызывала, а все мысли Чайковского были заняты историей о дочери короля Рене.
В своем письме от 8 марта 1891 году Петр Ильич писал:
«Главное, отделаться от балета, а опера меня так занимает и так нравится сюжет ее, что только дай мне две недели спокойствия, и я наверное напишу к сроку».
Любопытно, что с историей, написанной Гофманом, композитор познакомился еще в 1882 году и остался под впечатлением от сказочного сюжета. Но когда спустя почти 10 лет Чайковский согласился на сочинение балета, ему приходилось придерживаться плана Всеволжского, основанного на переводе Дюма. В план был включен «дивертисмент кондитерских изделий», который казался композитору пошлым и лишенным художественного вкуса.
Во время создания «Щелкунчика» Чайковский поэтапно получал хореографический план от знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, однако быстро сочинить музыку не получалось. В письме от 15 апреля 1891 года, отправленного из Парижа, Петр Чайковский писал:
«Главная причина моего отчаяния была та, что я тщетно напрягал свои усилия к работе. Ничего не выходило, кроме мерзости».
Ключевое событие, которое изменило ход работы над балетом, произошло во Франции. Именно там Чайковский познакомился с инструментом, вызвавшим у композитора восторг.
Инструмент этот – челеста, что переводится с итальянского как «небесный».
С виду челеста напоминала пианино. Когда музыкант нажимал на клавишу, молоточек ударял по металлической пластине, вызывая звонкий и пронзительный звук, похожий на колокольчики. Эти звуки так вдохновили Чайковского, что новогодняя атмосфера балета «Щелкунчика» незамедлительно сложилась в его голове.
Вот, как звучит этот волшебный инструмент:
Сегодня челеста остается в топе инструментов, которые используются для создания саундтреков со сказочными мотивами. Мы все слышали ее в музыке из фильма «Один дома» или в первых частях «Гарри Поттера».
А в Россию челесту привез Петр Ильич Чайковский. Причем тайно, чтобы ни другие композиторы, ни публика не узнали об инструменте до премьеры. Помог ему в этом музыкальный издатель Петр Иванович Юргенсон.
Оркестровка балета «Щелкунчик» заняла около двух месяцев. Первая постановка состоялась 18 декабря 1892 года, а одним из самых запоминающихся номеров балета стал «Танец Феи Драже». Тогда российские зрители впервые услышали звучание челесты – черный клавишный инструмент с металлическими пластинами стоял в оркестровой яме и еще до начала действия вызывал неподдельное любопытство у зрителей.
С момента премьеры «Щелкунчика» прошло более 130 лет, но эта музыка до сих пор узнаваема во всем мире. «Танец Феи Драже» все так же касается тонких струн души слушателей.
В проекте #МУЗЫКАВМЕСТЕ эту мелодию исполнили музыканты из самых разных уголков России:
Звучит «Танец Феи Драже» и в рекламных роликах. Например, M&M’s:
Более того, многие музыканты ставили над этой мелодией эксперименты, в результате которых получались самые неожиданные версии.
Например, у маэстро джаза Дюка Эллингтона получился вот такой вариант:
А вот что вышло у американского мастера игры на банджо Бела Флека:
Вот такую необычную версию предложил Modus Operandi:
А это – удивительная аранжировка от Линдси Стирлинг:
Вот так мелодию исполняет Оркестр «Русская филармония»:
Ну, и в завершение нашей статьи, предлагаем посмотреть фрагмент балета в Мариинском театре: