Найти в Дзене
Strelez I

Берегиня

Великой богиней, породившей все Сущее, у славян является Берегиня. По архаичным представлениям наших предков, ее со­провождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ Берегини был представлен березой — воплощени­ем небесного сияния, света. Со временем береза стала особо по­читаться на «русалиях» — языческих празднествах в честь богинь (русалок). Согласно народным поверьям, в берегинь обращались про­сватанные невесты, умершие до свадьбы. На русальной, или Троицкой неделе, в пору цветения ржи, они появлялись «с того света»: выходили из-под земли, спускались с небес, выныривали из рек и озер. По ночам они плескались в воде, расчесывая свои длинные волосы, качались на ветвях берез, днем вили веники, кувырка­лись в траве, водили хороводы. Но вот закачивалась неделя песен, плясок, хороводов, и берегини покидали милые края, чтобы опять отправиться «на тот свет». В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевая маски животных, играли на гус­лях, прыгали че
К.А. Васильев Русалка
К.А. Васильев Русалка

Великой богиней, породившей все Сущее, у славян является Берегиня. По архаичным представлениям наших предков, ее со­провождают повсюду светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. Культ Берегини был представлен березой — воплощени­ем небесного сияния, света. Со временем береза стала особо по­читаться на «русалиях» — языческих празднествах в честь богинь (русалок).

Согласно народным поверьям, в берегинь обращались про­сватанные невесты, умершие до свадьбы. На русальной, или Троицкой неделе, в пору цветения ржи, они появлялись «с того света»: выходили из-под земли, спускались с небес, выныривали из рек и озер.

По ночам они плескались в воде, расчесывая свои длинные волосы, качались на ветвях берез, днем вили веники, кувырка­лись в траве, водили хороводы. Но вот закачивалась неделя песен, плясок, хороводов, и берегини покидали милые края, чтобы опять отправиться «на тот свет». В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевая маски животных, играли на гус­лях, прыгали через костры. Про берегинь есть притча.

«Один пригожий молодец пошел в лес по грибы и встретил берегиню. Хотел было осенить ее крестным знамением, чтобы сгинула, но дева жалобно запричитала:

- Не гони меня, жених мой ненаглядный. Слюбись со мною, и я тебя озолочу.

Она стала срывать листья с берез, и они превращались в золотые монеты. Не устоял молодец перед искушением слю­биться с берегинею. Знал, что это грех, но зато к осени целый сундук в кладовой набил золотом.

Но вот однажды призрачная возлюбленная пропала. Пого­ревал он, погоревал, да и успокоился. Решил пустить богатства в оборот, стать купцом. Открыл сундук, а там всего лишь зо­лотые листья берез. Стой поры он не в себе. До самой старости бродил от весны до осени по лесу в надежде встретить ковар­ную берегиню, но так и не встретил. А кое-где на Руси и доныне опавшую листву зовут «золотом берегини».

Стрелец И.И. Экология семьи