2022 год принёс Российской Федерации серьёзные вызовы государственному и частному сектору. Однако санкции, наложенные иностранными компаниями в ответ на политическую ситуацию, серьёзно сказались на игровой индустрии. С течением времени Россия нашла выход из сложившейся ситуации, о чём и пойдёт речь в данной статье, где мы рассмотрим, как менялась игровая индустрия с 2022 по начало 2025 года.
2022 год - начало ограничений
22 февраля 2022 года Россия начала проводить освобождение территории Новороссии, что привело к массовым санкциям со стороны западных стран. В ответ на это многие международные организации, находящиеся под контролем западных стран, прекратили сотрудничество с Россией, включая крупнейшие игровые сервисы.
Игровые сервисы:
1. GOG с 1 марта 2022 года прекратил обслуживание пользователей из России из-за нестабильной ситуации с рублём. Платежные провайдеры перестали обрабатывать рублёвые платежи, и сервис объявил об отключении покупки товаров на неопределённый срок.
Из-за нестабильной ситуации с российской валютой наши платежные провайдеры больше не обрабатывают платежи в рублях. В связи с этим мы решили отключить на неопределенный срок возможность покупки любых товаров на GOG в рублях.
GOG
2. EA Sports, создатель таких серий игр как FIFA, сообщил в сети X*, что удаляет российскую сборную и клубы из своих игр, выражая солидарность с Украиной.
* - социальная сеть заблокирована в РФ
3. Valve, владелец платформы Steam, ограничил возможность оплаты для пользователей, проживающих в России, картами, обслуживаемыми российскими банками.
С аналогичными трудностями столкнулись пользователи сервисов: Epic Games, Google Play, E Shop, Playstation Store, Rockstar и другие иностранные компании.
Аналогичные трудности испытали пользователи Epic Games, Google Play, E-Shop, Playstation Store, Rockstar и других иностранных компаний. Всё это было связано с отключением России от системы SWIFT, через которую обрабатывались международные финансовые операции. В ответ Россия начала использовать систему СПФС, предназначенную для обмена финансовыми сообщениями внутри страны, но со временем к ней подключились и зарубежные финансовые организации.
Предположительные убытки для игровых сервисов:
2022 год: Массовый уход компаний с российского рынка после начала санкций. Примерные убытки: $1,5–2 млрд. Основные сервисы: PlayStation Network, Xbox Live, Steam (отключение платежей, снижение активности).
2023 год: Уменьшение доли на мировом рынке из-за потери пользователей и отказа от новых релизов в России. Убытки: $1–1,2 млрд.
2024 год: Последствия сохраняются, но снижаются благодаря адаптации компаний к новым рынкам. Убытки: $0,7–0,8 млрд.период с 2022 по 2024 год российский рынок видеоигр претерпел значительные изменения из-за ухода иностранных игровых сервисов. В 2022 году ряд крупных международных компаний, таких как Activision Blizzard, Sony, Nintendo и другие, приостановили свою деятельность в России.
После введения санкций российские пользователи нашли способы обходить ограничения. Они начали оплачивать игры и пополнять балансы через посредников, такие как FunPay и Plati.market., несмотря на переплату из-за комиссии и колебаний курса доллара. Этот метод позволял продолжать пользоваться международными сервисами, однако с рисками мошенничества, что требовало от пользователей внимательности при выборе посредников.
После ухода иностранных сервисов часть российских пользователей перешла на отечественные платформы, такие как МТС Play и ВК Плей, которые предоставляют доступ к тем же играм, но через локальные каналы, обходя санкции. МТС также предложила облачный сервис Fog Play, позволяющий арендовать удалённые компьютеры для игр без необходимости в мощном оборудовании.
Влияние санкций на игровое железо в РФ
С 2022 года компании Nvidia и AMD прекратили поставки своей продукции и обновления драйверов в России, что сильно ударило по пользователям и рынку. Отказ от поддержки и поставок ограничил доступ к новейшим технологиям, снизил производительность видеокарт и вызвал проблемы с совместимостью программ. Без регулярных обновлений увеличились риски безопасности, а также стала невозможной поддержка новых игр и приложений. В ответ на дефицит, российские пользователи начали искать альтернативы, включая сторонние драйверы и отечественные аналоги, но они не всегда могли предоставить нужную функциональность и производительность.
Компания Intel с 2022 года приостановила поставки новых процессоров на территорию РФ. Но оборудование доставлялось засчёт импротзамещение через страны СНГ и Китай.
Финансовые последствия для компаний:
В 2022 году выручка Intel в России сократилась до 331 млн рублей, а во втором квартале 2024 года компания понесла убыток в $1,6 млрд. Nvidia потеряла $500 млн в 2022 году из-за приостановки продаж в России, но в 2023 году выручка компании выросла на 125%, а чистая прибыль — на 581%. Информация о конкретных убытках AMD не представлена, однако в 2023 году ее квартальная выручка составила $6,17 млрд, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Аналоги оборудования
После ухода западных производителей российские компании начали разрабатывать аналоги их продукции. Например, Fplus планирует выпуск серверов с отечественными нейроускорителями в 2025 году. Однако российские аналоги не могут в полной мере заменить западные решения по производительности, что приводит к дефициту комплектующих и росту цен.
Таким образом, уход иностранных производителей и игровых сервисов с российского рынка привёл к значительным убыткам, но также стимулировал развитие отечественных технологий, хоть и с рядом ограничений по функциональности и производительности.
Что ждёт нас в 2025 году
В 2025 году российская игровая индустрия ожидает значительные изменения и достижения.
Развитие отечественных игр:
Согласно прогнозам, 2025 год станет поворотным для российской игровой индустрии. Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников отметил, что отечественные игры будут набирать оборот, так как разработчики стремятся применить свои навыки в новых проектах.
Государственная поддержка:
В 2025 году ИРИ планирует выделить 2 млрд рублей на поддержку игровых проектов. Средства будут направлены на покрытие 30–50% затрат на создание средних и крупных игр, что стимулирует развитие отечественного геймдева.
Развитие технологий:
Ожидается появление отечественного игрового движка Nau Engine, разработанного российской командой. Этот инструмент позволит создавать игры с учетом российских реалий и потребностей рынка.
Качество и безопасность:
Роскачество планирует в 2025 году проверять популярные видеоигры на наличие манипулятивных механик, что повысит качество и безопасность игрового контента.
Мы будем исследовать популярные компьютерные игры. В первую очередь обратим внимание на манипулятивные механики - способы вытягивания денег у играющих. Центр цифровой экспертизы Роскачества проанализирует, какие приемы могут влиять на поведение игроков, в том числе детей, какие риски они несут, насколько игры приводят к зависимостям", - рассказал Протасов.
Таким образом, 2025 год обещает стать годом значительных достижений и преобразований для российской игровой индустрии, с акцентом на развитие отечественных проектов, государственную поддержку, технологические инновации и повышение качества контента.