Найти в Дзене
Виктория Новак

Как горе становится депрессией. Разновидности депрессии утраты

Прежде чем мы начнём с вами рассматривать депрессию, хочется сказать несколько слов в защиту душевной боли, как таковой. Проживание боли — это очень ценный феномен человеческого бытия. По сути, если мы можем испытывать душевную боль, это значит, что мы остаёмся людьми. *Зачем человеку оставаться человеком, на самом деле большой вопрос… Многие хотели бы быть роботами. В частности, шизоиды и нарциссы вполне были бы рады, если бы их мозг заменили на компьютер. Представители некоторых акцентуаций и расстройств личности предпочли бы наоборот регрессировать в прекрасных животных, чтобы не связываться с ответственностью. Так или иначе, наша жизнь так устроена, что мы обречены испытывать душевную боль, если же мы вообще ЧЕГО-ТО хотим. При депрессии уменьшается доля влечения к жизни и увеличивается доля влечения к смерти. А влечение к смерти – это максимальная степень порядка и логики, место, где нет неопределенности бытия. Так что отказ принимать свою человечность во многом и обуславливает пер

Прежде чем мы начнём с вами рассматривать депрессию, хочется сказать несколько слов в защиту душевной боли, как таковой.

Проживание боли — это очень ценный феномен человеческого бытия. По сути, если мы можем испытывать душевную боль, это значит, что мы остаёмся людьми.

*Зачем человеку оставаться человеком, на самом деле большой вопрос… Многие хотели бы быть роботами. В частности, шизоиды и нарциссы вполне были бы рады, если бы их мозг заменили на компьютер. Представители некоторых акцентуаций и расстройств личности предпочли бы наоборот регрессировать в прекрасных животных, чтобы не связываться с ответственностью.

Так или иначе, наша жизнь так устроена, что мы обречены испытывать душевную боль, если же мы вообще ЧЕГО-ТО хотим.

При депрессии уменьшается доля влечения к жизни и увеличивается доля влечения к смерти. А влечение к смерти – это максимальная степень порядка и логики, место, где нет неопределенности бытия. Так что отказ принимать свою человечность во многом и обуславливает переход из душевной боли в состояние депрессии.

Проживание душевной боли — это норма для психики. Более того, стандартная психика обладает всеми необходимыми ресурсами(!), чтобы пройти боль насквозь. Боль приходит, мы её проживаем, и она уходит.

Разумеется, для того, чтобы справиться с болью, нужно время. Депрессия возникает тогда, когда психика не смогла интегрировать боль, потому что рассказала себе, что [такое] пережить нельзя. Или, как вариант, не дала себе достаточно времени на интеграцию.

ДЕПРЕССИЯ УТРАТЫ — это состояние, где психика отказывается расставаться с утраченным. Человек не даёт себе и даже сознательно отказывается отгоревать, отплакать, отболеть, а, значит, положить границы своему страданию.

Примером утраты может быть широчайший спектр феноменов: потеря близких, потеря статуса, здоровья, автономии, переживание развода, сепарации ребёнка, переезд, потеря работы и т.д. Мы можем утратить не только живое и материальное, мы утрачиваем все иллюзии по этому поводу, что намного болезненнее.

В депрессии утраты на самом деле много нарциссической составляющей, потому что индивид не только не хочет, но и инстинктивно понимает, что без потерянных атрибутов, иллюзий или того человека, который ушёл, он сам не выберется. Поэтому страдающий депрессией человек с развитой нарциссической частью будет активно отказываться принимать действительность на словах и на деле. Ему важно не соприкасаться со своей опустошённостью. Прикрываясь мыслями о вселенской справедливости, он может просто обслуживать свой потаённый страх.

Ещё старик Фрейд писал: «при скорби опустел мир, при депрессии опустел Я». Когда скорбь естественная, мы переживаем утрату чего-то, что не является нами. Мы ОСТАЁМСЯ и именно это проживание помогает завершать процесс скорби. При депрессии как будто разрушается Я и у психики не остаётся сил на прощание с кем бы то ни было или чем бы то ни было.

Вместо работы горя, которая конечна, возникает депрессия, которая не имеет конца.

Депрессия утраты может проходить скрытно, когда кажется, что отплакал, а думать о факте всё равно тяжело. Тогда человек знает, кого он потерял, но не может осознать, что он потерял вместе с этим человеком или обстоятельством. Ведь отгоревать можно только то, что осознаётся.

А ещё есть депрессия утраты МАНИФЕСТНАЯ, когда сама утрата является моментом для самоидентификации. Была обычная девушка, а стала «женщиной, которую предали». И фраза «женщина, которую предали» теперь ставится и как альтерЭго, и как слоган по жизни, а также доводится много раз до окружения.

В случае потери в результате смерти человек тоже может фиксироваться не на ушедшем, а на факте своей обделенности его присутствием. И тогда фраза «кого мы потеряли», «кого потерял я» и вообще потеря тащится из разговора в разговор для того, чтобы охарактеризовать себя. В данном случае индивид пользуется всеми вторичными выгодами состояния жертвы, считая себя жертвой утраты.

Эта форма депрессии похожа по своему содержанию на ИСТЕРИЧЕСКУЮ депрессию (о которой речь пойдет в одной из следующих статей), осознанно выбираемую с целью не прикасаться к своей злости. В таком случае манифест направлен не на кого-то конкретного, а является посланием миру, бунтом против несправедливости или какого-то другого несоответствия ожиданиям больного.

При таких обстоятельствах чем больше поддержки получает больной депрессией, тем ближе он к лютой ярости, не находящий объект, чтобы быть вылитой. И именно путь через ярость и является способом избавления от указанной депрессии. Однако ярость манифестирующего свою утрату настолько велика, что кажется беспредельной и отсюда невыразимой.

Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.

Подборки всех статей по тематикам:

Отношения в паре

Боль, утрата

Работа с чувствами (кроме боли)

Самоуважение и ценность себя

Мотивация и энергия для жизни

Психические особенности и личностные границы

Детско-родительское

Психологическая травма

Психология взрослости

Особенности психотерапии