В конце ноября 44-го года вышло постановление о принятии на вооружение машин Т-44, которые по логике должны были заменить танки Т-34. И правда, Т-34 в целом был куда более хорошей машиной, и даже сам Сталин лично обращал на нее внимание и интересовался танком буквально на всех этапах его разработки. Кроме того, как вспоминал нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев. Верховный главнокомандующий требовал ускорить разработку Т-44 и поскорее начать производство данной техники. Очевидно, что имея такие "вводные", танк рано или поздно должен был оказаться на поле боя, но...не оказался. В чем может быть причина?
Главную причину непопадания танка Т-44 на фронт звали Борис Георгиевич Вершинин, который был руководителем Главного бронетанкового управления. Генерал-лейтенант Вершинин проявил невиданное упорство и отказался выпускать Т-44 в урон выпуску Т-34-85. Как вы, наверное, понимаете, ресурсы и производственные площадки в стране были ограничены, а потому одновременный полноценный выпуск и Т-44, и Т-34-85 был невозможен. Вершинин заполнял довольно высокие потери в выбитых танках Т-34-85 новыми выпущенными танками той же модели, и заменять их на непонятный и незнакомый танкистам Т-44 он не хотел, так как это было довольно опасно и могло привести к разным трудностям, в том числе к перебоях поставок танков и деталей на передовую.
Противником выпуска Т-44 в ущерб выпуску Т-34-85 был и главком бронетанковых войск генерал-полковник Яков Николаевич Федоренко. Он был настолько скептически настроен к идее выпуска Т-44, что написал Сталину письмо следующего содержания:
Докладываю, что потребность в танках на фронтах с каждым месяцем увеличивается. Танковые и механизированные войска Действующей Армии, беспрерывно участвуя во всех операциях наших войск, имеют значительную убыль в танках. Выпускаемое количество танков заводами Наркомтанкопрома не дает возможности удовлетворить минимальные потребности укомплектования действующих танковых частей
Таким образом, генерал-полковник вообще говорит, что промышленность не может обеспечить даже минимум танков для покрытия потерь на фронте, мол, куда уж тут еще и новые танки Т-44 выпускать, если даже потери Т-34-85 мы покрываем с трудом.
На самом деле генерал-полковник еще и отлично помнил неудачный опыт 40-41-го годов, когда резкий переход на новые модели танков создал огромные проблемы с запчастями к старым машинам. А ведь тогда было относительно мирное время, а тут идет война...
В итоге под производство Т-44 все-таки нашли производственную площадку на старом заводе номер 183 в Харькове. Удивительно, но в ущерб остальным заводам СССР заводу номер 183 были поставлены самые лучшие станки и специалисты. И несмотря на это, свою задачу по выпуску Т-44 завод разгромно провалил...Как же так вышло?
А вот на этот вопрос ответить сложно. Скорее всего, были проблемы организационного характера, ибо в отчетах за март 45-го писалось, что у харьковского завода номер 183 хватает и сырья, и электроэнергии. В любом случае, завод - это не только станки, не только обученные специалисты, не только сырье и энергия. На заводе должен быть правильно организован труд, сам производственный процесс. Против выпуска Т-44 выступали и главком бронетанковых войск Федоренко, и начальник Главного бронетанкового управления Вершинин, и нарком танковой промышленности Малышев, и ряд других высокопоставленных чиновников и военных. Думаю, именно отсюда и пошла неудача завода. А к худу ли это было или к добру? Ну, тут у каждого мнение свое...
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.