Планирую написать серию постов про основы правового регулирования брокерской деятельности. А поскольку канал предназначен для квалифицированных инвесторов, то позвольте сразу с места в карьер:) Разберем понятие интернализации сделок.
В российском правовом поле понятие сделок интернализации не определено. Если говорить простыми словами, то интернализация (internalization) это заключение брокером клиентских сделок внутри себя (in house) без привлечения внешних контрагентов или вывода сделок на биржу. Более официально определение можно сформулировать следующим образом:
Внутренние сделки брокера (сделки «in house») – сделки, заключаемые брокером на основании поручений клиента путем совершения брокером за свой счет сделки с третьим лицом с последующим совершением сделки за свой счет с данным клиентом, или сделки, в рамках которой брокер выступает посредником между двумя своими клиентами.
Совершение брокером внутренних сделок (сделок «in house») позволяет выпускать меньше клиентского потока на внешние торговые площадки, вследствие чего:
- возникает экономия себестоимости сделок для брокера;
- как правило, у клиента появляется возможность совершать сделки 24 часа в сутки;
- снижаются клиентские издержки (например, за счет возможности купить дешевле финансовый инструмент или за счет исключения биржевых расходов);
- возникает риск снижения мгновенной ликвидности, измеряемой оборотами биржевых торгов;
- возникает вероятность влияния на определение рыночной стоимости финансового инструмента.
Резюмируя - с помощью сделок интернализации брокер снижает свои затраты на заключение клиентских сделок за счет экономии на биржевой комиссии, расширения времени торговли и объемов сделок, а также за счет большого объема сделок может извлекать дополнительную ценовую выгоду - даже если на каждой сделке зарабатывать копейку, на миллионе сделок выйдет круглая сумма.
В нашем регулировании есть правовая конструкция, предусматривающая сделки интернализации, но, как часто бывает, она неудобна профучастникам и не применяется на практике. Давайте все же ее разберем для понимания вопроса в целом.
Сделки, заключенные в соответствии с пунктом 2.3 статьи 3 ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг» – внутренние сделки брокера (сделки «in house»), в рамках которых брокер заключает две сделки: одну сделку с третьим лицом, а вторую сделку с клиентом. Обе такие сделки брокер заключает от своего имени и за свой счет, исполняя поручение клиента.
Права и обязанности клиента по сделке с брокером должны быть полностью идентичны правам и обязанностям брокера по сделке, совершенной с третьим лицом. Т.е. все параметры первоначальной сделки должны быть идентичны параметрам последующей сделки (предмет сделки, количество ценных бумаг, цена сделки).
По общему правилу, предусмотренному в ФЗ «О рынке ценных бумаг», поручение клиента исполняется путем совершения сделки с третьим лицом на организованных торгах. Случаи, когда указанное поручение клиента исполняется не на организованных торгах устанавливаются пунктом 1 Указания Банка России № 5652-У. К таким случаям относятся:
- на момент заключения брокером сделки ценная бумага не допущена к организованным торгам или организованные торги приостановлены;
- объем сделки равен или превышает 5% максимального общего объема договоров по указанной ценной бумаге, заключенных на организованных торгах, участником которых является брокер (объем считается за предыдущий день);
- покупка (продажа) ценных бумаг осуществляется брокером по цене не выше (не ниже) наибольшей (наименьшей) цены сделки с указанными ценными бумагами, совершенной на организованных торгах, в течение последних 15 минут, предшествующих исполнению поручения.
При этом, брокер вправе заключать сделки, предусмотренные пунктом 2.3 статьи 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», если в договоре о брокерском обслуживании и поручении клиента содержится требование об исполнении поручения клиента путем заключения брокером сделки за свой счет с третьим лицом с последующим совершением сделки с клиентом, подавшим соответствующее поручение.
Почему такая схема не работает на практике? Брокеру операционно сложнее и дороже выступать прямым контрагентом клиентов, т.к. по законодательству у брокера как юридического лица отдельные счета, и по каждой сделке от своего имени с клиентами ему нужно делать перевод денег и ценных бумаг в депозитарии (НРД) между своими и клиентскими счетами.
А теперь давайте разберем конструкцию, которая работает на практике.
Кросс-агентирование – внутренние сделки брокера (сделки «in house»), в рамках которых брокер является лишь посредником между своими клиентами, т.е. брокер совершает сделку одновременно являясь представителем разных сторон в сделке (брокер совершает сделку, в которой с одной стороны действует от имени и за счет одного клиента и с другой стороны действует от имени и за счет другого клиента) или комиссионером по такой сделке (брокер совершает сделку, в которой с одной стороны действует от своего имени и за счет одного клиента и с другой стороны действует от своего имени и за счет другого клиента). Здесь может быть много вариаций по схеме: комиссионер-комиссионер (самая популярная), поверенный-поверенный, комиссионер-поверенный, поверенный-комиссионер. Соответственно по ГК РФ брокер будет действовать в рамках договора комиссии, поручения или агентского договора.
Следует отметить, что брокер не праве заключать сделку в рамках кросс-агентирования, где брокер с двух сторон по сделке является комиссионером, на внебиржевом рынке, если ее заключение осуществляется во исполнение поручения клиента, не содержащего цену договора или порядок ее определения.
В силу пункта 2.1 статьи 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг» предметом сделок в рамках кросс-агентирования, где брокер с двух сторон по сделке является комиссионером, могут являться только ценные бумаги или договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ).
Практика. На сегодняшний день лидером по интернализации клиентских сделок по схеме кросс-агентирования является Т-Банк. Он набрал самую большую базу клиентов-физлиц, прописал возможность интернализации их сделок в брокерском регламенте и клиентских поручениях на сделки. По оценкам внутренние обороты этого брокера уже достигают 20%-30% от биржевых оборотов по отдельным ценным бумагам, как правило это акции, которые торгуются физиками более активно.
Как правило в этой схеме присутствует связанная с брокером SPV компания ("технический" клиент брокера), которая выступает контрагентом у продающего клиента, и затем перепродает ценную бумагу другому клиенту. Похоже на арбитраж, но брокеру надо соблюдать принцип best execution, т.е. обеспечивать клиенту наилучшую цену исполнения, т.е. чтобы цена была не хуже, чем на бирже. Однако тут есть небольшое пространство для маневра, поэтому SPV компания может получать ценовую прибыль, по сути выполняя функции внутреннего "арбитражера", мгновенно перепродавая ценные бумаги другим клиентам, желающим совершить с ними сделки по текущей рыночной цене.
Хотел написать коротко, но получилось довольно развернуто. В следующих постах подробнее разберу нюансы брокерской деятельности и принципа best execution.