Найти в Дзене

«Для ребят тренировки – второй дом»: чемпион Самарской области по боксу – о современных детях, спорте и мотивации помогать людям

Бокс - один из самых распространенных видов спорта и входит в десятку самых популярных. В Самаре бокс любят, им занимаются. В прошлом чемпион Самарской области и всероссийских соревнований, а ныне квалифицированный тренер Станислав Кузнецов рассказал корреспонденту «КП-Самара» о своей карьере, начале тренерского пути и открытии собственного боксерского клуба, успехах подопечных на ринге и в жизни. - Сколько лет вы в боксе? Как пришли в этот спорт? - Непосредственно занимался и выступал на соревнованиях где-то 11 лет. Примерно с 12 лет до 23, плюс-минус год. В бокс я пришел сам, никто за ручку туда не приводил. Были какие-то жизненные ситуации, в школе… Я так скажу, было, наверное, в то время модно заниматься единоборствами, как и сейчас в принципе. Потому что раньше на улице сила в основном решала. Кто сильнее, тот и прав. Это сейчас мамы, папы, заявления и так далее. Лишний раз ни на кого ругнуться нельзя. А раньше один на один вышел и все отношения выяснил. У меня была такая ситуация
Оглавление
   После окончания карьеры Станислав Кузнецов открыл собственный боксерский клуб. Предоставлено героем публикации
После окончания карьеры Станислав Кузнецов открыл собственный боксерский клуб. Предоставлено героем публикации

Бокс - один из самых распространенных видов спорта и входит в десятку самых популярных. В Самаре бокс любят, им занимаются. В прошлом чемпион Самарской области и всероссийских соревнований, а ныне квалифицированный тренер Станислав Кузнецов рассказал корреспонденту «КП-Самара» о своей карьере, начале тренерского пути и открытии собственного боксерского клуба, успехах подопечных на ринге и в жизни.

«В бокс пришел сам»

- Сколько лет вы в боксе? Как пришли в этот спорт?

- Непосредственно занимался и выступал на соревнованиях где-то 11 лет. Примерно с 12 лет до 23, плюс-минус год. В бокс я пришел сам, никто за ручку туда не приводил. Были какие-то жизненные ситуации, в школе… Я так скажу, было, наверное, в то время модно заниматься единоборствами, как и сейчас в принципе. Потому что раньше на улице сила в основном решала. Кто сильнее, тот и прав. Это сейчас мамы, папы, заявления и так далее. Лишний раз ни на кого ругнуться нельзя. А раньше один на один вышел и все отношения выяснил. У меня была такая ситуация – мог попасть в плохую компанию к старшеклассникам, которым было уже лет по 15. Они выпивали, курили и меня потихонечку подтягивали. Я хулиганом в школе был и вот связался с не очень хорошей компанией. Родители были постоянно на работе, контроля никакого не было. Но что-то в голове у меня, у 12-13-летнего подростка, щелкнуло, и я пошел в секцию бокса. Ходил пешком в ближайшую к дому секцию. Потом начал бегать по утрам, отжиматься, потягиваться. «Плохие друзья» меня потеряли. Пытались вернуть в свою компанию, но я выбрал спорт и здоровый образ жизни. Эти ребята, кстати, в большинстве своем сели в тюрьму или умерли. Причем это годам к 18-20. Короче, ничего хорошего вы вышло.

Я занимался и выступал до 23 лет. Потом у меня появились проблемы с позвоночником. Врачи мне сказали: «Если дальше будешь заниматься - можешь инвалидом остаться». И это не из-за бокса и спорта, а какие-то врожденные болячки у меня были. Грыжи появились, до сих пор есть. Слава Богу, редко беспокоят. После того, как завершил карьеру, начал заниматься различными делами, которые приносили деньги и могли прокормить мою молодую семью. Но я также продолжал общаться со спортсменами. Для себя всегда занимался, поддерживал форму. В том числе занимался футболом. Играл в любительской команде, до сих пор собираемся и играем с бывшими боксерами, дзюдоистами.

- У вас в профиле написано, что вы, помимо чемпионств в Самаре и Самарской области, являетесь победителем и призером всероссийских и региональных первенств. О каких турнирах идет речь?

- Все, наверно, не вспомню. Один из турниров – памяти Константина Раевского (мастера спорта СССР по боксу). Это всероссийский турнир, во Дворце спорта Авиационного завода каждый год проходил. Я там и первое занимал, и призовые места. Призовое место занимал на турнире Василия Шишова (ЗМС СССР, чемпион мира, обладатель Кубка мира, трехкратный чемпион Европы, пятикратный чемпион СССР). Как раз после этого турнира я закончил карьеру. Побеждал в турнире памяти Сайдакова. Раньше в кинотеатре «Шипка» на улице Стара-Загора сдавали помещение, прямо на сцене ставили ринг и проходил турнир.

   Станислав Кузнецов и его старший сын Демид. Предоставлено героем публикации
Станислав Кузнецов и его старший сын Демид. Предоставлено героем публикации

- Помните свой самый короткий бой в карьере?

- Как раз на турнире Сайдакова. Я провел там три боя. Первый я завершил нокаутом. Для моего веса это большая редкость была. По-моему, я 51 кг весил или, может, 54. В первом раунде точно попал в челюсть сопернику, он упал и встать не мог. Сначала мне было радостно. Такая победа! Любой боксер меня поймет, какие это ощущения, когда ты выигрываешь бой досрочно красивым ударом. Но потом я этого мальчишку увидел грустного на остановке, мне стало как-то не по себе, если честно. В силу неопытности или по указанию тренера он побежал на меня и бил, а я навстречу ударил правой рукой и нокаутировал его. Это был самый короткий бой. В первом раунде буквально на второй минуте. Следующий бой я тоже досрочно выиграл, но во втором раунде. А потом в финале по очкам победил.

- Расскажите про самый комичный случай из вашей профессиональной карьеры.

- Не приходит ничего в голову. По-любому комичные случаи были, и не один, но ничего вспомнить не могу сейчас.

«Она нокаутировала своего бывшего мужа»

- Когда и почему приняли решение стать тренером и открыть боксерский клуб «Сила Духа»?

- Были определенные жизненные обстоятельства, и я задумался о тренерской деятельности. Я закончил педагогический институт, получил мастера спорта. То есть у меня были все возможности, чтобы начать заниматься тренерской деятельностью. Я понимал, что это не приносит тех денег, которых бы хотелось, но все-таки душа тянулась к любимому занятию, в котором я разбираюсь, от которого получаю удовольствие. Еще меня подтолкнула ситуация, когда мой сын сломал руку, потерял желание заниматься дзюдо и сказал: «Пап, хочу в бокс». Я на тот момент уже начинал персонально тренировать. А еще сподвигли друзья. Увидев на видео, как я держу «на лапах» своего сына, когда ему было лет семь, они впечатлялись и попросили их детей тоже потренировать на дому. Тогда я тренерской деятельностью вообще не занимался. Это было года три назад. Неплохо у меня получалось, двум мальчишках хороший удар поставил. После этого родители спрашивали, почему я не открываю свой клуб, ведь у меня хорошо получается тренировать.

Я задался целью, начал мониторить эту сферу, общаться с тренерами, ездить на соревнования и смотреть все изнутри, вспоминать. И так открыл свой клуб в Волгаре. Сейчас я официально трудоустроен в школе олимпийского резерва №4, которая называется «Ринг» и относится к Безенчуку. Тренируемся в Южном городе и в Волгаре и выступаем под эгидой «Ринга». Старший сын подтянулся и младший – ему сейчас четыре года, постоянно с папой, после садика на тренировку. На соревнования беру своих детей. Вроде бы, пока они кайфуют от бокса, от деятельности отца.

- С каким уровнем и с какого возрасте берете в клуб?

- Уровень вообще может быть любой. Очень много детей с лишним весом приходит. Некоторые родители вовремя «бьют в колокол». Мальчику, допустим, лет восемь-девять, а у него уже степень какая-то ожирения. Родители приходят, говорят: «Сделайте что-нибудь!». Конечно, не со всеми все получается, как хотелось бы, потому что многое зависит от желания ребенка. Если ему неинтересно, если его «пинают» родители, то, конечно, ничего не получится. А бывают ребята: в рот заглядывают, все упражнения выполняют, смотрят на других, кто уже не первый год занимается – с ними очень приятно работать.

Сейчас я начал брать детей от шести лет, так как много родителей обращаются с просьбой. Это первоклашки или старшие группы в садике. У них тренировки, конечно, более ОФП-шные [ОФП – общая физическая подготовка, - прим. ред. «КП-Самара»], немного школы бокса, развивающие и игровые моменты. Потом они переходят потихоньку в старшую группу. Старшая группа у меня с 10 лет. Есть дети, которые раньше туда переходят. Например, есть одна восьмилетняя девочка, по которой видно, что по уровню она уже в старшей группе. Я ее туда перевел в порядке исключения, потому что с маленькими ей неинтересно. Таких детей я замечаю, перевожу к старшим, у них тренировки уже с другими нагрузками.

- Как часто и на какие соревнования ездят подопечные? Какие у них успехи?

- Примерно раз в месяц из общей группы в 30 человек (40, если еще взять Южный город) постоянно выступают человек восемь в возрасте 10-15 лет. Это подростковый возраст, желание они проявляют сами. То есть говорю, что предстоят соревнования и спрашиваю, кто хочет выступать. И смотрю уже, кто поднял руки. Потому что без желания, через силу ехать на соревнования не стоит.

Ребята поднимают руки, я смотрю, кто готов. Записываю, кому-то уже пора, кому-то в течение месяца подтянуть какие-то моменты, и он будет готов. Кто не готов – я «на убой» не отвожу, это отбивает желание у ребенка. Если вижу, что он не готов, на соревнования ребенок не едет.

Успехи? Всегда разные. Бывает, приезжаем – все первые места занимаем. Бывает, второе-третье. Но, кстати, чтобы никто не занял первое место, не помню таких соревнований. Обязательно кто-то, но выигрывает. В основном это мой старший сын Демид, так как он занимает уже года три. По области на всех соревнованиях у него призовые места. Остальные – новички, могут занять призовое место, а могу ничего не взять. В первую очередь эти ребята едут за опытом, за уроком. Мы все снимаем на телефон, потом вместе разбираем, все ошибки озвучиваем на тренировке. После соревнований на первой тренировке где-то полчаса мы разбираем все ошибки боксеров, которые были допущены на турнире, и начинаем над ними работать. А сами соревнования – не дальше областных: город, область.

- Как ваши тренировки помогают в жизни? Может кто-то девушку защитил или отбился от хулиганов на улице?

- Младшая группа частенько хвалится, что они кого-то в первом классе ударили – дали сдачи. Я у них всегда спрашиваю: «Как ты это сделал, за что?». Разбираем ситуации: прав или нет, стоило так делать или нет. Учу их уму-разуму, много бесед по поведению провожу. Кто-то с интересом меня слушает, кто-то в носу ковыряется. Это нормально в таком возрасте. Из старшей группы пока никто не хвалился, но видно, что ребята уверенно себя чувствуют. Я, кстати, всегда говорю, если есть какие-то жизненные моменты, когда не знаешь, как поступить – звоните мне. Я ваш старший товарищ, друг, второй отец. Пытаюсь дружеские отношения поддерживать с ребятами. Они могут со мной как с психологом пообщаться или как с другом. Не у всех есть отцы. Им нужен мужской совет, мужское плечо.

Девушка одна хвалилась. Она ходила на персональные тренировки, а не на групповые. Ей больше 30 лет. Была какая-то очередная ситуация дома, не первый раз у нее какие-то бытовые проблемы. С фингалом часто приходила. В один прекрасный день она мне позвонила на эмоциях. Говорит: «Стас, тренер, спасибо тебе большое за то, что поставил четкий удар!». Она нокаутировала своего бывшего мужа. Не то чтобы жизнь себе спасла, но как минимум от очередных побоев она ушла. После этого они развелись, само собой. Такая яркая благодарность мне запомнилась. Мне было очень приятно, что тренировки в жизни человеку помогли. От сына старшего постоянно я слова благодарности слышу. Ему 12 лет, такой возраст… в шестом классе буквально через день у него ситуации, в которых ему приходится отстаивать честь, достоинство, и у него это хорошо получается. Благодарит, рассказывает о ситуациях, мы с ним тоже разбираем это. Может, не все сейчас вспомню, но благодарных людей много.

На тренировках ребята не только учатся правильно бить и за себя постоять, но и других защитить. Может, у них еще не произошли ситуации, в которых они поблагодарят меня за то, чему я их научил. Бывает, приходят ребята совсем нулевые: хлипкие плечики, сутулые, говорят неуверенно, страдают от буллинга в школе. Родители приводят их персонально позаниматься, потому что постоянно какие-то случаи в школе, приходится менять школы из-за этого. Например, парень лет 12-13 весит 60 кг, а сдачи дать не может. Приходил он на «персоналку» (персональное занятие), рассказывал как у него все плохо в жизни. Я его перевожу в общую группу и буквально через месяц уже парень плечи расправил, заходит в зал уверенный, со всеми здоровается, с кем-то сдружился. Спорт объединяет, однозначно! Что в мое время, что сейчас. Я до сих пор общаюсь с ребятами, с кем занимался когда-то сам. Не только боксеры, но и кто единоборствами занимается. Мы всегда пересекаемся: соревнования, дети, общие знакомые. Спортсмены очень дружные.

Для ребят тренировки – второй дом. Столько времени они проводят в спортзале, общаются, делятся секретами, жизненными ситуациями. У меня традиция есть – в конце тренировки я обязательно устраиваю чаепитие. Дети общаются в неформальной обстановке. Стараюсь сделать так, чтобы они комфортно себя чувствовали и продолжали общение вне зала. Бокс придает уверенность и мальчикам, и девочкам. Плечи расправляют, голову поднимают и уверенно идут в жизнь. Я всегда твержу, что тренировки вам не только для того, чтобы чемпионами стать, но и в жизни они вам пригодятся. Морально, духовно, физически.

   После каждой тренировки ребята остаются на чаепитие. Предоставлено героем публикации
После каждой тренировки ребята остаются на чаепитие. Предоставлено героем публикации

«На жизнь хватает»

- Насколько прибыльный боксерский клуб?

- У всех понятие прибыли разное. На жизнь хватает. Но этим надо заниматься, чуть ли не жить спортом. Пока Бог дает здоровье, я тренирую детей и взрослых ребят. В основном все-таки кормят персональные тренировки. В детей я вкладываю душу, знания.

   Станислав Кузнецов с игроками «NT Team». Предоставлено героем публикации
Станислав Кузнецов с игроками «NT Team». Предоставлено героем публикации

- Вы стали спонсором любительской футбольной команды «NT Team», партнером которой является «КП-Самара». Почему решили заняться спонсорством?

- Молодые ребята пришли с просьбой. Я понимаю, что такое 17-18 лет, что значит иметь желание заниматься спортом и выступать на соревнованиях. Сталкивался я как-то с ситуацией: лет пять назад пришел на тренировку к своему старому товарищу и он говорит: «Вот мальчишка хороший». Он (мальчишка) в ринге боксировал в тот момент. Друг сказал, что парень очень перспективный, но на соревнования съездить нет возможности. Нужно было около 15 тысяч рублей на сборы на две недели: проживание, питание. Я в этот вечер без возврата скинул другу деньги, говорю: «Мне ничего не надо, дай Бог, чтобы у мальчишки все получилось». Тут ребята пришли. Я понимаю, что у многих финансовое положение не позволяет играть, а желание и способности есть. Поэтому я решил помочь. С меня не убудет. Сумма спонсорства не так велика. Главное, чтобы у ребят была возможность развиваться и достигать определенных вершин. Я только за, я в них верю. Они молодые, перспективные. Переживаю за них, болею и желаю удачи. Дай Бог, чтобы моя финансовая помощь им помогла.

Автор: Роман ГЕРАСЬКОВ