Найти в Дзене
Алёнушка и самурай

История о плагиате, или что потрясло в Токио на балете «Щелкунчик»

Люблю всё вкусное и красивое. Не всегда только доступное. Лично мне. Скрывать не стану — я не знаток балета. Мне интересны музыка, танец, драматургия, но насколько роскошен пируэт, абсолютна ли точность исполнения, великолепны ли фуэте и антраша судить не могу. Не научилась. Нет у меня богатого зрительского опыта. Бывала несколько раз в Мариинке, смотрела в сети выступления признанных мастеров. Всё. Не профессионал. Не критик. Не фанат. Обычный зритель с критерием: «Если красиво — значит, хорошо». Было ли красиво на токийской сцене? Да, ещё как! Так красиво, что когда вышли, муж сказал, что прямо сейчас пошёл бы ещё. Я рассмеялась, так как за пару секунд до этого сама подумала: «Жаль, невозможно поступить как с кино: пойти и купить билеты на следующий сеанс, чтобы вернуться в зал и ещё раз посмотреть с замирание сердца». Такого чувства после китайского балета, где недавно побывали, у нас не возникло. Однако были обстоятельства, что меня на «Щелкунчике» в Токио смутили… В начале предст
Оглавление

Люблю всё вкусное и красивое. Не всегда только доступное. Лично мне.

На следующий день после балета. Иду, осмысливаю.
На следующий день после балета. Иду, осмысливаю.

Скрывать не стану — я не знаток балета. Мне интересны музыка, танец, драматургия, но насколько роскошен пируэт, абсолютна ли точность исполнения, великолепны ли фуэте и антраша судить не могу. Не научилась. Нет у меня богатого зрительского опыта. Бывала несколько раз в Мариинке, смотрела в сети выступления признанных мастеров. Всё.

Не профессионал. Не критик. Не фанат. Обычный зритель с критерием: «Если красиво — значит, хорошо».

Афиша постановки «Щелкунчик и Мышиный король» Национального балета Японии в хореографии Уэйна Иглинга, которую посетили.
Афиша постановки «Щелкунчик и Мышиный король» Национального балета Японии в хореографии Уэйна Иглинга, которую посетили.

Было ли красиво на токийской сцене? Да, ещё как! Так красиво, что когда вышли, муж сказал, что прямо сейчас пошёл бы ещё. Я рассмеялась, так как за пару секунд до этого сама подумала: «Жаль, невозможно поступить как с кино: пойти и купить билеты на следующий сеанс, чтобы вернуться в зал и ещё раз посмотреть с замирание сердца».

Пью кофе в антракте.
Пью кофе в антракте.

Такого чувства после китайского балета, где недавно побывали, у нас не возникло.

Однако были обстоятельства, что меня на «Щелкунчике» в Токио смутили…

1.Роликовые коньки

В начале представления у дома главной героини все катались на роликовых коньках и играли в снежки. Оформление на протяжении всего спектакля было великолепным, декорации потрясающие! Полностью погрузили всех в праздничную атмосферу Рождества. Но коньки! Зачем!? В балете-то! Увидев их, пробубнила: «Понятно. Будет шоу. Ни разу не балет».

Хорошо, что прогноз мой не сбылся. Когда с коньками покончили, хорошо растанцевались… Однако будь я постановщиком, украшать роликами и без того прекрасный балет не стала бы. Да, я бука. Очень консервативна😎

Скрин с сайта Национального балета Японии www.nntt.jac.go.jp/english/productions/ballet-dance/nutcracker.html
Скрин с сайта Национального балета Японии www.nntt.jac.go.jp/english/productions/ballet-dance/nutcracker.html

2.Синий Щелкунчик

«Это же Щелкунчик с ней танцует, он же мышиного короля победил! Кто победил, тот и танцует, тот и Щелкунчик. Вроде так. Почему же он синий?»

Это всё в голове моей вертелось. Долго поверить не могла, что Щелкунчик может быть не красным, а синим. Уже после спектакля прочла👇

Вот как. На самом деле, Щелкунчик может быть каким угодно. Синим тоже.
Вот как. На самом деле, Щелкунчик может быть каким угодно. Синим тоже.

3.Синхронность

Как и в случае с китайцами, показалось, что солисты несколько меркли на фоне синхронности японского кордебалета. Когда после спектакля спросила мужа о том, что ему понравилось больше всего, нисколько не сомневалась в его ответе.

«Вальс снежинок!»

Конечно же, он. Ещё вальс цветов и прочее в исполнении кордебалета. У японцев они смотрятся так эффектно, что на их фоне солистам своим мастерством сложнее выделиться как в соло, так и в парах.

Это всё, конечно, наш взгляд. Мнение обычных, неискушённых зрителей.

4.Плагиат?

Обожаю музыку Чайковского. Токийский филармонический оркестр не подвёл великого музыканта, исполнение было потрясающим. Временами я плакала, по-настоящему ревела. «Эх, Пёрт Ильич! Пётр Ильич! Давно уж Вас нет, но Вы повсюду. Даже с нами в Японии».

В зале.
В зале.

Тут нужно сделать отступление, чтобы сказать, что у меня нет ни музыкального образования, ни каких-либо знаний в сфере музыки. Даже какого-то особенного слуха в себе до сих пор не обнаруживала. Однако… Когда сидела на японском «Щелкунчике», мне стало кое-что мерещиться. Прямо-таки преследовало меня периодически и преследовало!

«Почему? Почему я слышу песенку «В лесу родилась ёлочка»? Что за чудо?»

Первым, что я сделала, выйдя из зала, — стала искать в сети о том, только ли мне кажется, что одна из мелодий «Щелкунчика» напоминает песню «В лесу родилась елочка». И… Я нашла!

Много в сети написано, что автор музыки нашей детской песенки мог «вдохновиться» немецким рождественским псалмом Wenn der Weihnachtsmorgen schimmert. Есть те, кто пишет, что Чайковский мог взять за основу мотив немецкой песни, а мелодию для «Ёлочки» «позаимствовали» уже у него.

В общем, круговорот музыки в природе. Точно ясно то, что «Ёлочка» возникла уже после «Щелкунчика» и после рождественского псалома, который Чайковский, действительно, мог использовать в качестве одного из мотивов, а главное — ни одной мне сходство померещилось.

Однако оставим спонтанное «расследование»)) Если что-то знаете на эту тему, поделитесь в комментариях. Интересно! Плагиат или нет?

В антракте.
В антракте.

И да — главный вывод этого нашего похода в том, что классика прекрасна. У неё нет ни пространственных границ, ни временных преград. Благодаря подлинному искусству можно встретиться с Чайковским спустя 131 год после его смерти, да ещё и в Японии.

Согласны?

А про китайский балет здесь👇