В преддверии праздника Рождества Христова хотелось бы рассказать про праздничный стол и традиционные праздничные блюда.
B Российской империи по случаю праздника Рождества Христова было принято организовывать два стола. Первый стол накрывали вечером 24 декабря (6 января по григорианскому календарю ) для встречи Рождественского сочельника, а второй — рождественский стол — 25 декабря (7 января).
Готовить угощения для двух столов начинали заранее, обычно, за один-два дня. Готовили холодцы, студни, мясные блюда. Одним из главных атрибутов праздника была выпечка. В состоятельных домах ее было много и самой рaзнообразной: печенье, пряники, крендели, постные, мясные и сладкие пироги, торты и многое другое. Как отмечала Ксения Левашова-Стюнкель: «Уже 23-е. Из кухни доносится равномерный стук ступки, несутся вкусные запахи шафрана, жженого сахара. Приносятся румяные, с рубленым миндалем и сахаром, батоны сдобных хлебов, и оттуда из теста глядят глазки изюма. И вот уже куплены коробочки с разноцветными свечками, и подсвечники принесены. И одна ночь осталась. Завтра Сочельник». Как вы уже поняли из отрывка, то именно в этот день в прошлом плиты на кухнях работали во всю.
Утром в Сочельник готовили рождественскую кутью, варили взвары, кисели и обязательное сладкое блюдо — компот. Здесь стоит отметить, что в прошлом «компот» был одним из распространенных и любимых десертов.
Поскольку Сочельник приходился на последний день Рождественского поста, на стол подавали только постные блюда. Известный русский этнограф, поэт Аполлон Аполлонович Коринфский, описывая традиционный русский Рождественский сочельник, отмечал: «Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушают поста: по Уставу церковному разрешается вкушать в это время только сочиво. Разговенье — утром, после ранней обедни (утро 25 декабря. — Примеч. авт.); а до утра все еще стоят на Руси Филипповки, идущие с 15 ноября вплоть до веселых радостных святок».
Главное блюдo — сочиво (рождественская кутья). Сочиво (кутья или коливо) — блюдо из пшеницы или риса, приправленное медом или сахаром, с добавлением изюма, чернослива, яблок и пр.
Согласно «Церковно-богослужебному справочнику» 1912 года, название праздника накануне Рождества и Крещения сочельник произошло от того, что: «В эти два дня уставом запрещено употребление в пищу не только мяса и прочей так называемой скоромной пищи, но даже постного масла, а вместо него христиане употребляют сочиво».
Рождественский сочельник также был немыслим без взвара или узвара — настоя из сушеных фруктов и ягод, например яблок, чернослива, груши, шепталы, клюквы, брусники и т. д. Взвар подавали горячим или холодным.
На столе, помимо обязательной кутьи и взвара, присутствовали постный суп или борщ, пирожки, рыба, салаты, постные пироги с рыбной, овощной или фруктово-ягодной начинками, постные блины, ватрушки, а в качестве напитка — кисель.
Десерты, конфеты, алкoголь, в том числе и вино, на стол в Сочельник НЕ ставили.
В качестве примера предлагаю подробно рассмотреть меню обеда в Рождественский сочельник из книги Е. Петровой «Настоящий подарок молодым хозяйкам» от 1899 года.
А теперь предлагаю рассмотреть рецепты блюд.
Праздничный стол накрывали в столовой. На стол стелили белую скатерть, под нее могли положить тонкий слой соломы, как напоминание о хлеве, где родился младенец Иисус, далее расставляли подстановочные тарелки со столовыми приборами согласно количеству обедающих, блюда с закусками, а центр стола украшали вазами с цветами. Стол освещали канделябрами со свечами или карсельскими лампами.
Обед* проходил в спокойной, тихой обстановке, в кругу родственников и самых близких людей.
Завтра мы обязательно рассмотрим стол, который организовывали непосредственно в день Рождества Христова.
--------------------
* До революции время обеда приходилось на те часы, в которые в наше время принято ужинать.
Статья подготовлена по материалам моей книги «Традиции и истории Рождества».