- Что такое письмо?
- Наша система правил - альфабетическая - основывается на 3-х основных принципах:
- Все это делает письменную речь более сложной для освоения, чем устную. В следующих статьях мы поговорим о письме как навыке и о трудностях, которые возникают у детей и даже взрослых при использовании этой языковой системы.
Здравствуй, читатель! Сегодня мы поговорим про письменную речь. В настоящее время все чаще мы видим нарушение письма у младших школьников. В группах по логопедии выкладывают фото работ и все упорно определяют вид дисграфии, но мало задумывается откуда эта дисграфия взялась.
До сих пор бытует мнение, что дисграфия самостоятельное нарушение, но я уверена, что дисграфия абсолютно всегда следствие, и, если на первый взгляд кажется, что у ученика, которому выставлено данное нарушение нет других проблем, то вы просто плохо искали.
Что такое письмо?
По сути дела это отдельная языковая система, как и устная речь. В норме при поступлении в школу у нас уже усвоена одна языковая система - устная речь, и мы начинаем усваивать вторую. При этом навык письма не равно овладение письменной речью.
Почему же мы говорим, что письмо это другая языковая система? В письме все буквы однозначны, при этом в устной речи фонема одной и той же буквы может быть абсолютно разной. Например, в слове "молоко" три буквы "о", но у каждой буквы своя фонема. Первая буква дает звук "а", вторая - практически отсутствует, третья - звук "о".
Письменная языковая система имеет свои правила. При этом просодика слова в письменной речи имеет значительный вес, но никак не выделяется в отличии от устной речи. Также стоит обратить внимание и на систему знаков письма: заглавные - строчные, печатные - письменные, т.е. чтобы мы могли овладеть письмом нам необходимо практически каждый знак (букву) запомнить в 4-х вариантах.
А теперь представьте, что у каждого знака в 4-х вариантах еще и может отличаться фонема (звучание)!!!
По сути дела письмо - это способ перекодирования одной языковой системы (устной речи ) в другую (письменную речь). В зависимости от цели может быть несколько способов перекодирования:
- Пиктографическая - слово обозначается пиктограммой - картинкой. Такие картинки отлично подходят для работы с детьми, имеющими нарушения развития.
- Идеографическая - слово обозначается иероглифом (китайский язык). Также идеограммы можно использовать в коррекции.
- Силлабическая - письменный знак обозначает слог (японский язык).
- Альфабетическая - знак обозначает один, иногда два звука. Это наш русский язык.
Наша система правил - альфабетическая - основывается на 3-х основных принципах:
- Фонематический - это основа графики на письме. По сути это самое главное из всех правил, которое имеет множество исключений, т.к. буквенное обозначение полностью соответствует фонемам. "Пишу как слышу" - основа данного принципа.
- Морфологический - заключается в том, что при написании сохраняется постоянство морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание). При этом фонема слабых позиций обозначается буквами адекватными этим же фонемам, но в сильных позициях (безударная гласная в корне, непроизносимая согласная, твердые-глухие согласные в корне)
- Традиционный - благодаря ему сохраняется старое написание слов, которое чаще всего не соответствует современному произношению. В школьной программе эти слова называются словарными.
А также давайте не будем забывать, что письменная речь является еще и формой коммуникации, она отличается особым стилистическими нормами и сложной системой пунктуационных правил.