Какое лить масло в двигатель? Не спешите сразу искать рейтинг моторного масла. Во-первых, сначала надо понять, какое рекомендует производитель. Во-вторых, рейтинги не дают однозначного ответа на ваш вопрос — даже если их проводила независимая лаборатория. Результат сильно зависит от подбора конкурентов, методики тестирования и специфики испытываемых масел. Поэтому, прежде чем идти в магазин, стоит детально разобраться в их предназначении, маркировке и особенностях. Давайте обо всём этом по порядку.
Зачем нужно моторное масло
Разумеется, прежде всего масло нужно для смазки трущихся деталей. Оно создаёт плёнку между поверхностями, что уменьшает их износ и кардинально увеличивает ресурс двигателя в целом. Но это не единственная функция моторного масла — есть и другие, о которых многие даже не догадываются.
- Охлаждение деталей. Конечно, у любого двигателя есть система охлаждения, но масло тоже выполняет эту функцию. Например, значительную часть тепла от поршней отводит именно оно.
- Удаление продуктов износа из зон трения. Часть из них задерживает масляный фильтр, но часть остаётся в масле. Именно поэтому нужно менять масло даже в том случае, если оно активно расходуется «на угар»
- Поддержка чистоты деталей двигателя. Проще говоря, удаление нагара, сажи, других продуктов сгорания.
- Защита деталей мотора от коррозии. Поскольку в горючей смеси присутствуют воздух и едкие вещества, металл может окисляться, а масло этому препятствует.
Вот почему в современном двигателе к маслу предъявляются всё более жёсткие требования, а химики неустанно совершенствуют его состав. Разобраться в современном ассортименте моторных масел непросто даже профессионалу. Зная основные виды и маркировки масел, вы без труда сможете понять, какое моторное масло выбрать именно для вашего автомобиля.
Каким бывает моторное масло
Современные моторные масла можно разделить по нескольким группам в зависимости от состава и типа двигателя. Начнём с первой классификации.
По составу
- Минеральное. Эту смазку, получаемую путём прямой перегонки нефти, обозначают словом Mineral на упаковке. Главный плюс такого вида масла — его дешевизна. Также бытует мнение, что минералка предпочтительнее для старых или изношенных моторов, потому что образует относительно толстую масляную плёнку на деталях. Но недостатков у него тоже много. Прежде всего, вязкость минерального масла сильно зависит от температуры. На холоде оно быстро густеет, а по мере нагрева становится слишком жидким. Кроме того, чистая основа неплохо смазывает детали, но и только. Чтобы масло выполняло и другие возложенные на него функции (те, что перечислены в начале статьи), требуются добавки — их называют присадками. «Минералке» этих добавок нужно много (в современных маслах этого типа они могут составлять до 15 процентов объёма), и удерживает их в себе такое масло хуже. Поэтому оно быстро теряет свои свойства, а отработанные присадки образуют в моторе отложения, которые забивают фильтр и узкие масляные каналы, ухудшая и смазку, и охлаждение.
- Синтетическое. В его основе — смазка, синтезированная не напрямую из нефти, а из других, более сложных её производных. Или даже из природного газа. На упаковке с таким маслом будут слова Synthetic или Fully Synthetic. Синтетика всем хороша: она не теряет свойств в летнюю жару и несильно густеет в пределах указанного для конкретного вида масла диапазона температур. Способна долго сохранять свои свойства при экстремальных условиях, которые создаются в современных моторах — с высокой рабочей температурой и маленькими зазорами в парах трения. Синтетические масла надёжно защищают двигатель, препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности ДВС. Одно плохо: такие масла заметно дороже минеральных.
- Полусинтетическое. Обозначается термином Semi-Synthetic. По сути, это смесь масел первых двух типов. Минеральная основа здесь солирует: обычно она составляет 70–80 процентов объёма. Но даже небольшая доля синтетического масла позволяет лучше и стабильнее работать присадкам. И конечно, такие смазки дешевле синтетики.
Какое моторное масло лучше? Однозначно синтетическое, если только у вас не древний автомобиль, в котором сальники вообще не рассчитаны на контакт с синтетикой.
По типу двигателя
Требования к маслам сильно зависят и от типа двигателя. Ведь, к примеру, в дизеле и бензиновом моторе происходят разные процессы, поэтому и смазка им нужна каждому своя.
- Масла для дизелей. Они намного больше контактируют с сажей и кислотами, образующимися при сгорании солярки. Поэтому такое масло должно содержать больше моющих присадок. По той же причине масло в дизелях рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых моторах. Кроме того, современные дизельные двигатели оснащены сажевыми фильтрами, которым может навредить даже мизерная доля масла, неизбежно сгорающая в цилиндрах — в том случае, если у смазки не будет специально рассчитанного на такие моторы состава.
- Масла для бензиновых двигателей. Весьма широкая категория в России, потому что долгое время дизели в нашей стране были уделом коммерческой техники. Такие масла могут иметь как низкую кинематическую вязкость (для современных моторов), так и, наоборот, более высокую (для изношенных агрегатов).
- Масло для турбированных двигателей. Это, как правило, дорогая синтетика, способная сохранять свои свойства при повышенных температурах и нагрузках. Потому что в таких моторах маслу, помимо прочего, приходится охлаждать подшипники очень горячего турбокомпрессора, вращающегося с огромной скоростью, а также нивелировать повышенные нагрузки на поршни, шатуны и коленвал.
- Универсальные масла. Такие подходят как для дизелей, так и для бензиновых моторов. Обычно универсальные масла подразумевают использование в низкофорсированных двигателях, для которых нет ярко выраженных требований к смазке.
Чтобы понять, к какому из видов относится стоящее на полке магазина масло, надо уметь читать его маркировку.
Что означают буквы и цифры на канистре с моторным маслом
Сделать выводы о составе, свойствах масла можно по информации с его этикетки. Она содержит маркировку по международным классификациям, так что и немецкое, и корейское, и российское масло одинаково легко идентифицировать. Начнём с самой популярной аббревиатуры, которую наверняка видел каждый.
Маркировка по SAE
Это классификация масел, разработанная Ассоциацией автомобильных инженеров США (SAE), которая характеризует главное свойство любой смазки — её вязкость. Масло для автомобильных двигателей несёт маркировку вида 10W-40, где первая цифра указывает на его вязкость в холодном состоянии (W — Winter), а вторая — в горячем. По маркировке SAE определяют, пусть и условно, предельные температуры воздуха, при которых смазка будет нормально работать.
Цифры в маркировке кратны пяти. Чем ниже первая, тем масло остаётся менее вязким на морозе, а чем выше вторая, тем оно более густое в нагретом виде. Низкая вязкость в мороз нужна для того, чтобы стартер легче проворачивал мотор при холодном пуске. А повышенная вязкость горячего масла необходима, чтобы масляный клин сохранялся при высоких нагрузках.
Чтобы вам было проще выбрать подходящее масло для автомобиля по SAE, мы подготовили таблицу, где указаны температурные режимы для разных индексов.
Обозначение
Температурный режим
0W
до -40 ℃
5W
до -35 ℃
10W
до -30 ℃
15W
до -25 ℃
20W
до -20 ℃
20
до +25 ℃
30
до +35 ℃
40
до +40 ℃
50
до +50 ℃
60
выше +50 ℃
Почему бы не сделать масло, которое идеально работает в максимально широком диапазоне температур? Такие масла тоже есть, но чем шире диапазон, тем более дорогим получается продукт. Ведь в него приходится добавлять очень много присадок, что тоже не всегда полезно. Если в вашем регионе нет экстремальных морозов или адской жары, можно обойтись более доступным вариантом со средним диапазоном.
Маркировка по API
Ещё одна классификация из-за океана, на этот раз Американского нефтяного института. Она делит моторные масла по качеству и предназначению.
Первая буква маркировки обозначает предназначение для разных типов двигателей:
- S — это масло для бензиновых двигателей;
- С — для дизельных.
Следующие буквы и цифры индекса содержат информацию о классе масла. Его определяют на основе набора требований, которым оно удовлетворяет, — по степени окисления, зольности (количеству твёрдых продуктов сгорания), смазывающим свойствам и так далее.
Вот как расшифровываются аббревиатуры API для бензиновых моторов:
Cпецификации масел по API для бензиновых двигателей (S)
Индекс
Период действия
API SA
Устаревший класс, масла без присадок
API SB
Устаревший класс, действовавший с 1930-х годов
API SC
Устаревший класс, действовавший в 1964–1967 годах
API SD
Устаревший класс, действовавший в 1968-1971 годах
API SE
Устаревший класс, действовавший в 1972-1980 годах
API SF
Устаревший класс, действовавший в 1981-1989 годах
API SG
Устаревший класс, действовавший в 1988-1995 годах
API SH
Действующий с 1993 года, заменяет масла предыдущих классов по рекомендациям автопроизводителей
API SJ
Действующий с 1995 года, с повышенной защитой мотора от коррозии, окисления, износа
API SL
Действующий с 2000 года, масла с улучшенными свойствами и более экономичные
API SM
Действующий с 2004 года, с повышенными требованиями по энергосбережению и низкотемпературными свойствами масла
API SN
Действующий с 2010 года, с уменьшенным содержанием фосфора и улучшенной экономичностью
API SN+ (SN Plus)
Действующий с 2018 года, с дополненной относительно SN защитой от детонации при низких оборотах
API SP
Действующий с 1 мая 2020 года, ресурсосберегающие масла с повышенной защитой турбокомпрессоров, а также от детонации при низких оборотах
А вот расшифровка для дизелей:
Cпецификации масел по API для дизельных двигателей (C)
Индекс
Период действия
API CA
Устаревший класс, действовавший до 1949 года
API CB
Устаревший класс, действовавший в 1949-1961 годах
API CC
Устаревший класс, действовавший в 1961-1975 годах
API CD
Устаревший класс, действовавший в 1975-1983 годах
API CE
Устаревший класс, действовавший в 1983-1990 годах
API CF-4
Действующий с 1990 года, для 4-тактных дизелей, работающих с большими нагрузками. Содержит присадки, снижающие расход топлива и нагар
API CG-4
Действующий с 1995 года, с улучшенными характеристиками CF-4. Для работы на топливе с содержанием серы <0,5%
API CH-4
Действующий с 1998 года, для двигателей Euro-4 и ниже, работающих на топливе с содержанием серы <0,5%. Совместим с системами EGR
API CI-4
Действующий с 2002 года, для двигателей Euro-5 и ниже, без сажевого фильтра (DPF). Совместим с системами EGR и SCR
API CI-4 Plus (CI-4+)
Действующий с 2004 года, с ужесточёнными требованиями к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям
API CJ-4
Действующий с 2006 года, для двигателей Euro-5 и Euro-6, оборудованных сажевым фильтром (DPF) и другими системами снижения токсичности
API CK-4 (PC-11A)
Действующий с 2016 года, для высокооборотных дизелей и более старых двигателей, в том числе с сажевыми фильтрами, работающих на топливе с содержанием серы 0,0015–0,05%. Совместим с предыдущими действующими допусками
API FA-4 (PC-11B)
Действующий с 2016 года, для маловязких масел, используемых только в современных (с 2017 года) моделях дизелей, которые работают на топливе с содержанием серы <0, 0015%. Не совместим с предыдущими допусками
Для универсальных масел используются двойные обозначения — например, API CG-4/SH. Такой вариант можно заливать как в дизель, так и в бензиновый мотор при условии, что для них актуален указанный класс. Причём считается, что, если двойное обозначение начинается с литеры С, как в примере выше, такое универсальное масло всё-таки больше подходит дизелям — и наоборот.
Маркировка АСEA
Вслед за американцами подобную классификацию в 1995 году ввела и Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA). Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:
- A/B — для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов: A1/B1 (устаревший), A3/B3, A3/B4, A5/B5;
- C — для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов: C1, C2, C3, C4, С5;
- E — тяжелонагруженные дизельные двигатели: E4, E6, E7, E9.
Иногда на банке указывается год введения этого класса. Он пишется в конце, через дефис, например, А5/В5-12. В отличие от API, цифры здесь обозначают не качество масла, а комплекс требований к ним. Уровень этих требований ассоциация меняет (и ужесточает) раз в несколько лет — последний раз это случилось в 2016 году. И потому совсем не обязательно, что чем выше цифра в индексе ACEA, тем лучше для мотора.
Вот как характеризуется применяемость моторных масел по классификации ACEA:
- A1/B1 — уже устаревший класс.
- A3/B3 — бензиновые и дизельные двигатели, рассчитанные на работу с увеличенными интервалами замены масла, в том числе в тяжёлых условиях эксплуатации и с применением маловязких масел.
- A3/B4 — бензиновые и дизельные двигатели с непосредственным впрыском топлива.
- A5/B5 — высоконагруженные бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с), рассчитанные на работу с увеличенными интервалами замены масла. Подходят для использования не во всех автомобилях, так что применяемость стоит уточнять в документации к вашей машине.
Масла категории АСЕА C совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами:
- C1 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 2,9 мПа·с, рассчитанными на использование масел с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора.
- C2 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 2,9 мПа·с.
- C3 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 3,5 мПа·с.
- C4 — бензиновые и дизельные двигатели с высокой скоростью сдвига 3,5 мПа·с, рассчитанные на использование масла с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора.
Маркировка ILSAC
Классификация ILSAC утверждена Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов: по факту, это консорциум некоторых американских и азиатских производителей. Его задумывали как упрощённый международный стандарт, но в Европе используют ACEA, так что обозначения ILSAC можно встретить в основном на канистрах масел из Азии и США.
Фактически ILSAC копирует API, но требования к классам в этой системе ниже. Например, меньше временной промежуток, в течение которого масло должно проходить испытания.
Что такое допуск моторного масла
Производители автомобилей могут предъявлять свои собственные требования к оптимальным маслам, которые не учитываются при классификации по стандартным международным системам. Если масло соответствует таким требованиям, говорят, что оно имеет допуск конкретного производителя. И это точно лучшие масла для двигателя вашего автомобиля.
Допуски тоже бывают разными в зависимости от типа двигателя, его особенностей (в том числе даты производства). Например, для автомобилей Renault с атмосферными и турбированными бензиновыми двигателями, а также дизелями без сажевого фильтра может быть актуален стандарт RN 0710. Для дизельных модификаций, в которых фильтр предусмотрен, — RN 0720.
Для большинства дизельных VW подойдёт масло с допуском VW 505.00. Но есть и более современный VW 507.00 для моторов с увеличенным сервисным интервалом.
Допуски можно найти на сайте производителя или в сервисной книжке. Если это сделать не удаётся, попробуйте поискать рекомендованное моторное масло и посмотреть его допуск.
Какое масло купить
Единственное важное условие, которое нужно соблюдать при выборе масла, — его соответствие рекомендациям производителя. Мы имеем в виду не рекомендации бренда (иногда производители автомобилей просто сотрудничают с «маслёнщиками»), а требования по классам.
Поэтому идеальная методика выбора будет выглядеть так:
- Выясняем, какие масла рекомендованы для автомобиля. Информацию можно найти в сервисной книжке или на сайтах.
- Из возможных вариантов выбираем оптимальный с учётом климата. Например, для северных регионов можно взять масло с минимально допустимой вязкостью.
- Определяемся с производителем — в онлайн-магазинах легко сравнить цены на аналогичные масла разных брендов.
- Делаем окончательный выбор, желательно в известном сетевом магазине или у официальных представителей выбранного бренда.
Как часто надо менять моторное масло
Оптимальная частота смены масла обычно указана в сервисной книжке. Но имейте в виду, что она зависит от условий эксплуатации автомобиля. Стандартный интервал подразумевает не слишком интенсивную эксплуатацию. А если вы подолгу стоите в пробках, совершаете много коротких поездок, часто запускаете двигатель при минусовых температурах, буксируете тяжёлые прицепы, менять масло надо чаще. Это рекомендация не наша, а автопроизводителей.
Если перейти на цифры, в обычном режиме эксплуатации советуют производить замену масла в бензиновом двигателе раз в 15 000 км. На большей части территории России условия можно признать тяжёлыми. Зимой температура отрицательная, плохие дороги вынуждают часто тормозить и разгоняться, в городах трафик очень оживлённый… Поэтому лучше сократить интервал до 10 000 км.
С дизелем всё немного иначе. Отечественное дизтопливо содержит большое количество серы, поэтому оптимальный интервал замены будет ещё меньше: 7000 км. Если вы считаете, что условия эксплуатации вашего дизельного автомобиля не такие уж тяжёлые, меняйте масло через 10 000 км.
Кстати, периодичность замены зависит не только от пробега. Даже если вы не успели накатать нужное количество километров, раз в год всё равно лучше масло сменить. Причины мы разбирали в отдельной статье. Необязательно ехать на сервис: можно справиться своими силами. Советуем прочитать наш гид: в нём всё подробно расписано.
Можно ли смешивать разные моторные масла
На эту тему у нас тоже есть статья, но повторим здесь основные тезисы. В идеале нужно использовать то же самое масло, что залито в двигатель. Допустим, вы не можете его найти (например, рядом нет хороших автомагазинов). Тогда попробуйте купить масло того же производителя на той же основе (минеральной, синтетической). Если и это невозможно, берите продукт любого другого производителя (желательно известного) примерно такой же вязкости. Долив 5–10% от общего объёма масла принципиально не изменит свойств того, что залито в мотор. Но если пришлось долить больше, лучше сменить получившийся микс при первой возможности.
В большинстве случаев промывать систему смазки перед заливкой нового тоже смысла нет. Исключения — если вы не знаете, когда меняли масло в последний раз (например, только что купили автомобиль), или как раз доливали нештатную марку в больших объёмах. Иногда промывка может даже навредить. Например, отмытыми отложениями может забиться сетка маслоприёмника, а очищенные от всего лишнего сальники начнут течь.
Частые вопросы о масле
Правда ли, что старым моторам требуется более вязкое масло?
Обычно моторы с большим пробегом расходуют много масла «на угар», и снизить это количество действительно можно за счёт более вязкого масла. Но оно в любом случае должно соответствовать требованиям, которые предъявляет производитель. Иначе (при использовании масел со слишком высокой вязкостью) мотор может испытывать масляное голодание, а это приведёт к ещё более интенсивному износу.
Если масло быстро темнеет, что это значит?
Это значит, что оно имеет хорошие моющие способности и активно очищает детали двигателя. Масло становится тёмным уже через пару сотен километров пробега, и переживать по такому поводу смысла нет.
Как проверить подлинность моторного масла?
У разных производителей есть разные способы защиты. Это могут быть как характерные элементы упаковки (канистры), которые трудно подделать, так и специальные коды проверки. Например, на канистрах масел Газпромнефти есть код под защитной полосой: его нужно ввести для проверки на сайте или отправить в СМС. Подробную информацию лучше искать на сайтах производителей.
Сколько можно хранить смазку и в каких условиях?
Обычно минеральные масла хранятся до 3 лет без потери своих свойств, синтетические — до 5. Главное условие: канистра не должна быть открыта. В открытой таре лучше не хранить масла больше 2 лет.
Беру одно и то же масло, но оно отличается по цвету и запаху, это нормально?
Нет, такого было не должно. Возможно, одно из них — подделка. Советуем ещё раз прочитать, как определить поддельное масло, и проверить все признаки оригинального.
Правда ли, что отечественные масла хуже импортных?
Нет, понятия отечественных и импортных масел сейчас сильно размыты. Однозначно судить о качестве по месту изготовления и производителю мы бы не стали. Выше мы рассказывали, как правильно подбирать автомасла, марки имеют не такое принципиальное значение.
Могу ли я самостоятельно добавить какие-либо присадки?
Обычно все необходимые присадки добавляет производитель смазки. Они гарантированно совместимы между собой и работают вместе максимально эффективно. Если вас что-то не устраивает в масле, лучше перейти на более высокий его класс или продукцию другого производителя.
Помогает ли моторное масло экономить топливо?
Да, если говорить простым языком, чем легче двигателю вращаться, тем меньше он расходует топливо. Максимальную экономию обеспечивают масла малой вязкости, но не всегда они могут гарантировать высокий уровень защиты — мотор, не рассчитанный на столь жидкую смазку, может быстро выйти из строя.
Итак, совсем коротко
- – Масло, помимо собственно смазки деталей, выполняет в двигателе ещё множество функций: охлаждает, защищает от коррозии, удаляет продукты износа деталей и т.д.
- – В современных маслах используются три типа основы: минеральная, получаемая из нефти, синтетическая, которую синтезируют из сложных углеводородов, а также их смесь — так получается полусинтетика.
- – Помимо основы, в масле присутствуют множество добавок (присадок), которые определяют его ключевые свойства, от вязкости до смазывающих способностей.
- – Характеристики и качество масла определяются по международным классификациям. Самые важные – SAE, которая говорит о вязкости масла, API, определяющая уровень его качества, и ACEA, описывающая область применения смазки.
- – Помимо этого, многие автопроизводители присваивают маслам свои допуски, учитывающие все нюансы масла в том или ином двигателе. Соответствие допуска тому, что указан в инструкции к автомобилю, – гарантия, что масло ему подходит.
- – Замена масла в моторе – несложная процедура, требующая только внимания и аккуратности. В российских условиях её лучше проводить чаще, чем требует автопроизводитель.
- – Смешивать масла разных марок допустимо, но не рекомендуется. Если это всё-таки приходится делать, лучше подобрать масло того же типа и уровня качества.