Знакомьтесь, кто не знаком, Бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
В каждом танковом батальоне есть эвакуационное отделение, задача которого, эвакуация подбитой или застрявшей техники.
Не раз слышал, не приятное, экипажу эвакуационной машины, слово: "Брэмщики".Поговорим о тяжёлой работе этих парней, часто оказывающихся в тени своих стреляющих братьев.
Стрела, лопата, лебёдка, сварка, и куча спец ключей. За это ли уважают данную машину и еë экипаж? А вот и нет. Главная задача отделения, это эвакуация подбитой техники.
Подъехал, зацепил троса к машине и пошёл, что же в этом сложного? В реалиях СВО, работа отделения серьёзно менялась, разделим еë на два этапа.
Первым этапом были эвакуации до осени 2023 года. Этот отрезок можно назвать эпохой дерзких, постоянных выездов эвакуационных экипажей в серую зону, где чаще всего, целью работы были потерявшие на минах гусеницу танки и БМП, а также подбитые БТР. Ночью позиции проверяли минëры, расставляли флажки для разворотов, и снимали взрыватели с противотанковых мин на пути следования БРЭМа. Этой же ночью, или ранним утром, в серую зону заходил сам БРЭМ, разворачивался в районе флажков минëров, цеплял подбитую машину и уходил в сторону своих позиций, по заранее заготовленному маршруту. Скорость передвижения БРЭМ с подбитой машиной оставляет желать лучшего. И поэтому экипаж часто попадал под миномëтный огонь противника. Бронирование а большинстве случаев позволяло уйти из под обстрела и доставить повреждённую машину в руки заботливого ремонтного батальона.
Всë изменилось осенью 2023 года, с появлением у противника большого количества дешёвых дронов камикадзе, эвакуация приняла более опасный вид.
По сей день подбитые танки нужно эвакуировать прямо в момент их подбития, либо поломки. Иначе противник за несколько часов превратит подбитую машину в груду металлолома.
Так же возросли и риски в процессе эвакуации, уйти от миномёта, не сложно, на много сложнее уйти от стаи дронов камикадзе.
Частым явлением, стало заманивание Брэма к подбитой машине с целью его последующего уничтожение.
Эффективных ,100%, средств противодействия дронам нет до сих пор, детектор дронов, ружьё, и немного удачи, это основные помощники экипажа брэма.
Углубляясь в специфику, могу сказать, что экипаж Брэма, это высококлассные специалисты своего дела. Чаще всего экипаж формируется из двух механиков-водителей ( один из которых командир машины) и одного такелажника. Правильно зацепить подбитую технику, а потом правильно еë доставить, это большая наука.
Чаще всего, подбитая машина сопротивляется экипажу Брэма, словно врывается в землю, хватаясь за неë катками и звёздами, отказывается сниматься с горного тормоза, вобщем делает всё, чтобы замедлить свою эвакуацию.
И тут включается сам экипаж, где поработать лебёдкой, где подвинуть танк лопатой, где-то толкнуть в корму, пепецепить троса, отъехать, подьехать, выбрать правильный угол, потянуть в натяжку или рывком, всё это делает отделение эвакуации.
У танка нет зеркал заднего вида, и поэтому, экипажу нужно находится на броне, чтоб своевременно, подсказывать механику-водителю о том, что нужно сбросить или набрать скорость, остановится.
Мехвод за рычагами должен чувствовать, что тащит машину, в порядке ли оба троса, не валит ли машину в сторону, тут важную роль играет натяжение педали, и тахометр, набирая определённую скорость нужно оставаться в едином темпе, без резких ускорений или торможений. Рывки при эвакуации на тросах могут привести к обрыву троса, а резкие торможения к удару по себе. В идеальных условиях, в эвакуируемой машине, находится механик который педалью тормоза помогает брэму себя вывозить. Специфика данной процедуры состоит в том, что Мехвод в подбитой машине, должен тормозом регулировать натяжку тросов, поддерживая их в натянутом состоянии. Таким образом соблюдается постоянная скорость и плавность движения которая очень важна при эвакуации техники на мягких грунтах, где танки меют свойство зарываться в землю.
Но, не брэмом единым. В условиях СВО, роль брэма, может выполнять и БТС и Ладога и другой танк.
Подытожив, могу сказать, что экипаж Брэма, это не эвакуаторщики, не брэмщики, а настоящие танкисты, выполняющие сложную и опасную работу!