Система программирования КуМир (Комплект Учебных Миров)
КуМир (Комплект Учебных МИРов) — система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Система Кумир разработана в НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. Данная лицензия разрешает бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления каких либо дополнительных документов.
ПиктоМир — младший брат КуМира, отдельно распространяемая, свободно распространяемая программная система для изучения азов программирования дошкольниками и младшими школьниками. ПиктоМир позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальным исполнителем-роботом. ПиктоМир в первую очередь ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать или на младшеклассников, не очень любящих писать.
Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке — прямоугольном поле, разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены. Обстановка, в которой находится Робот, называется текущей обстановкой Робота. Кроме того, определена еще одна обстановка Робота — стартовая обстановка. Стартовая обстановка используется при управлении Роботом из программы. Робот может передвигаться по полю, закрашивать клетки, измерять температуру и радиацию. Робот не может проходить сквозь стены, но может проверять, есть ли рядом с ним стена. Робот не может выйти за пределы прямоугольника (по периметру стоит «забор»). Удобно представлять себе, что Робот существует всегда. В частности, когда начинается сеанс работы системы Кумир, Робот уже существует и для него определены и текущая, и стартовая обстановка (они совпадают). Обстановки Робота могут храниться в файлах специального формата (расширение .fil). В Кумире есть специальное устройство — Окно наблюдения за Роботом (для краткости будем говорить Окно Робота). В этом окне всегда видна текущая обстановка Робота, включая положение самого Робота. Управление Роботом из программы Кумир-программа, управляющая Роботом, должна начинаться со строки использовать Робот . При выполнении этой строки Кумир помещает Робота в некоторую заранее определенную обстановку. Эта обстановка и называется стартовой обстановкой Робота. Таким образом, в каждый момент сеанса работы системы Кумир определены две обстановки Робота — текущая и стартовая. Текущая обстановка в любой момент показывается в окне наблюдения за Роботом.
Клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку), на котором находится некий объект, под названием Робот. Используя специальные команды, мы можем этим Роботом управлять — перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.
Стартовая обстановка Робота Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно. Что такое стартовая обстановка? Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Это важно. Когда откроется окно с синим фоном-это и есть стартовая обстановка Робота. Обстановку можно изменить. По-умолчанию, размер окна 10 на 15 клеток. Если необходимо изменить количество строк и столбцов, то щелкаем Обстановка -> Новая обстановка и задаем необходимые значения.
Чтобы добавить или убрать точку в клетку щелкаем по клетке, удерживая клавишу Ctrl .
После того, как задали нужную стартовую обстановку, ее необходимо сохранить (Обстановка -> Сохранить или Обстановка -> Сохранить как). После этого закрываем окно Обстановка и в основном окне программы выбираем Робот -> Сменить стартовую обстановку.
Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) увидите обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.
Примером программы может быть - нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку. Делаем это.
Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов.
Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так: сделай приседание, сделай приседание, сделай приседание, сделай приседание, сделай приседание, сделай приседание, сделай приседание Т. е мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Можно самим вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много. Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так: повторяй 7 раз.
Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай. Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой: нц <количество повторений>раз <команда 1><команда 2>… <команда n>кц .Здесь нц-начало цикла; кц-конец цикла.
Пример решения задачи на ветвления с исполнителем Робот фото1-1 . Фото1-Показать окно Робота.
Алгоритм Квадрат фото 3
Кто исправит решение задачи на фото под заголовком статьи?Пишите.