Многие думают, что Джордано Бруно был честным и искренним учёным-скептиком, борющимся с церковным мракобесием, и сожженным за идеи гелиоцентризма.
Да, Бруно не верил во многие догматы церкви вроде геоцентризма, непорочного зачатия и того, что Иисус был богом. Но отрицал он их не как учёный-атеист, а как маг-язычник герметической традиции, верящий в реинкарнацию.
Мыслителей Ренессанса очень интересовало интеллектуальное наследие античности — как философские и естественнонаучные идеи древности, так и оккультные учения. Среди последних чрезвычайно важная роль отводилась сборнику текстов, приписываемых легендарному магу и мудрецу Гермесу Трисмегисту. Вышедшие из-под пера гностических писателей II–III веков н. э., эти сочинения считались квинтэссенцией древнеегипетской мудрости. Влияние герметических трактатов на современников Бруно было колоссальным. Так Коперник в доказательство своей гелиоцентрической теории цитировал отрывок из «Асклепия», где от лица Гермеса описывается почитание Солнца древними египтянами: «В центре же всего расположено солнце. Ибо кто в прекраснейшем сем храме светильник сей в ином или в лучшем месте поставил бы, нежели там, откуда сразу все смог бы он озарять? Так что весьма уместно зовут его иные светочем мира, иные – умом, иные – правителем, Трисмегист – видимым богом».
Но Вселенная Бруно отрицает даже систему Коперника. «Астрономия Коперника помещает в центр мироздания Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Для описания Солнечной системы такая модель верна и удобна. Но философский принцип полноты требует признать, что бесконечная причина должна иметь бесконечные следствия. Поскольку Бог-природа вечен, то нет предела его творящей силе. Он — умопомрачительная сфера, чей центр повсюду, а окружность (поверхность, граница) нигде. Наше Солнце во вселенной — лишь одна звезда из великого множества: Каждая из этих звёзд или этих миров, вращаясь вокруг собственного центра, кажется своим обитателям прочным и устойчивым миром, вокруг которого вращаются все звезды как вокруг центра вселенной. Так что нет одного только мира, одной только земли, одного только солнца; но существует столько миров, сколько мы видим вокруг нас сверкающих светил. Тот же принцип полноты допускает существование в этих бесконечных мирах бесконечных форм жизни, ведь глупо и нелепо считать, будто не могут существовать иные ощущения, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам».
Бруно написал ряд работ, напрямую связанных с его мистическими и метафизическими идеями. Некоторые сочинения, прямо посвящены магии. Главные из них - «О магии» и «О сцеплениях вообще». Бруно прославляет в них египетский язык, его символы, а также магические знания египтян. Последняя его книга, изданная в 1591 году, целиком посвящена составлению магических талисманных образов.
В своей магии Джордано Бруно использовал мнемо- и психотехники. Главные методы магии Бруно — воображение и визуализация. Бруно считал, что с помощью образов и магических знаков, запечатленных в памяти, можно подготовить сознание к восприятию сверхъестественных сил. Воображение в сочетании с мыслительной способностью являлось для Джордано источником психической энергии.
Особое значение Бруно придавал мнемотехнике средневекового испанского богослова Раймунда Луллия. Луллий занимался через мнемонику исследованием связей, комбинаций идей и понятий. Он предлагал постигнуть движение идей во всем многообразии их сочетаний при помощи изобретённой им «логической машины». Этот логический механизм состоял из вращающихся колец, поделённых на сектора («камеры»). Бруно размещал на таких кольцах памяти тени божественных идей – магические фигуры и образы, с помощью которых можно было запомнить все материальные вещи земного мира: звезды, стихии, минералы, металлы, травы и растения, животных, птиц и т. д., а также всю сумму знаний, накопленных человечеством в течение веков. Таким образом, Бруно стремился отразить в своей мнемонической системе всю природную и человеческую вселенную и тем самым подняться над временем.
Подобная система относилась к числу герметических искусств, поскольку требовала уподобления Богу. В одном из трактатов Герметического свода говорилось: «…Если ты не сделаешь себя равным Богу, ты не сможешь его постигнуть, ибо подобное понимается только подобным. Увеличь себя до неизмеримой величины, избавься от тела, пересеки все времена, стань Вечностью, и тогда ты постигнешь Бога. Поверь, что для тебя нет ничего невозможного, считай себя бессмертным и способным познать всё, все искусства, все науки, природу всех живых существ. Вознесись выше всех высот, спустись ниже всех глубин. Собери в себе все ощущения от вещей сотворённых, огня и воды, сухого и влажного. Представь себе, что ты одновременно везде, на земле, в море, в небе; что ты ещё не родился, что ты в утробе матери, что ты молодой, старый, мёртвый, после смерти. Если ты охватишь своей мыслью всё сразу – времена, места, вещи, качества, количества, — ты сможешь постигнуть Бога».
Такой человек в герметической философии назывался Эоном. Мнемоническая система Бруно по сути своей являлась искусством подлинного Эона, — то есть того, кто, насытив свою память архетипическими образами, получил в уме слепок космоса, постиг Единую сущность, лежащую в основе разъятого мира вещей и явлений, и стал вместилищем божественной силы.
Бруно говорил: «Для магии аксиома во всяком деле иметь перед глазами череду влияний от Бога к богам, от богов – к светилам, от светил – к демонам, покровителям светил, в том числе и земли, от элементов – к чувствам и ко всему живому. Такова нисходящая шкала. Восходящая шкала – от чувств к элементам, демонам, светилам, богам, оттуда – к мировой душе или к духу вселенной, а оттуда – к созерцанию единого простого Наилучшего Величайшего, бестелесного, абсолютного, самодостаточного».
Таким образом «учёный» хотел низвести в личность духовные силы, которые раскроют все её возможности.
Джордано Бруно не скрывал родства своего метода с поэтическим и духовным озарением. Даже свою космологическую систему он увидел в волшебном сновидении.
https://youtu.be/cCHVpFmHnfY?si=oY2vgRMGEhJsDf2W
В любом из диалогов Джордано Бруно, в которых он излагал те или иные аспекты своей философии, «истинное» знание открывается через сложную систему образов, метафор и символов. Это своего рода сокровенное знание, наука для посвящённых, своеобразная религия ума или умственная религия, а философ, в понятии Бруно, – это поэт или, точнее, маг, заключающий образы своей памяти в поэтическую форму. Таким образом, метод познания Джордано Бруно можно назвать магическим.
Философия Бруно была тайным знанием совершенного мага, возродившего в герметическом откровении «египетскую» религию с ее культом Бога, присутствующего в вещах. Согласно Бруно, в мире нет неодушевлённых вещей, ничего безжизненного, безусловно мёртвого. «Мир одушевлён вместе с его членами», — сказано в его диалоге «О причине, начале и едином». Все — от малейшей песчинки до отдалённых планет — пронизывает единая мировая душа, которая преобразует природные существа, тела и предметы в живые организмы. Живые — не в смысле обязательного наличия сознания. Речь идёт о жизненном начале, присутствующем в любом природном объекте, благодаря чему последние являются по сути животными.
Высшее проявление и главная способность мировой души — это всеобщий разум космоса, открывающийся в природе и являющийся самой ее сущностью. Его и следует называть Богом, который «наполняет все, освещает вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды», «движет всё» и «даёт движение всему, что движется». По отношению к материи он выступает «внутренним художником, потому что формирует материю и фигуру изнутри». И однако же, этот Бог не личность и не творец: «Бог есть субстанция, универсальная в своём бытии, субстанция, благодаря которой все существует; он есть сущность — источник всякой сущности, от которой все обретает бытие... Он — глубочайшая основа всякой природы», а «сама природа... есть не что иное, как Бог в вещах». Материя и форма, вселенная и мировая душа, Бог и природа, Создатель и тварный мир в реальной действительности совпадают, их можно отделить друг от друга только лишь мысленно, логически, в процессе разумного постижения.
Бог Бруно являет себя в великом, малом и в мельчайшем — невидимом и неосязаемом, подобно тому, как Солнце отражается в любом кусочке разбитого зеркала. Все вещи представляют собой ту или иную степень организации (самоорганизации) материи (природы-Бога). В основе всего лежит неделимый физический элемент — атом, которому математически соответствует точка, а метафизически (или философски) монада — одушевлённый атом, или психофизический «первоорганизм» вселенной, обладающий ощущением и волей, вечный и неуничтожимый. В монаде, этом абсолютном «минимуме», заключена вся сила, все потенции «максимума» (макрокосма). Так одна искра содержит в себе возможность огня. Число монад беспредельно, — как неисчерпаема их способность вступать в различные сочетания друг с другом, образуя бесконечное разнообразие форм. Совокупность всех монад и есть природа, Бог, или высшая монада, «монада монад», в которой воплощается единство всего сущего.
Нетрудно заметить, что многие мысли Бруно созвучны нашим представлениям о природе и вселенной. Действительно, если мы изымем из природных вещей бруновские мировую душу и божественный разум, заменив их «энергиями», «силами» и т. п. физико-математическими категориями, то фактически получим современную естественнонаучную и философскую картину мира. Удивительно, как одним усилием воображения Бруно сформулировал множество догадок о строении вселенной и материи, подтвердившихся или предвосхитивших интерес науки к данным проблемам. В его трудах можно обнаружить закон сохранения вещества («Никакая вещь не уничтожается и не теряет бытия, но лишь случайную внешнюю и материальную форму»), атомистическую гипотезу («Непрерывное состоит из неделимых»), утверждение о единстве пространства-времени, вечности материи («И нет вещества, которому по природе подобает быть вечными, за исключением субстанции, которая есть материя, но и ей тем не менее подобает быть в вечном изменении») и относительности массы тел («Знайте же, что ни Земля, ни какое-нибудь другое тело не является ни лёгким, ни тяжёлым в абсолютном значении»).
Вопреки астрономическим теориям своего времени, Бруно учил, что Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму, будучи сплющенной у полюсов; со временем она «изменит… центр тяжести и положение своё к полюсу»; что Солнце вращается вокруг своей оси; что неподвижные звезды суть также солнца; что вокруг этих звёзд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, невидимые для нас вследствие большого расстояния; что кометы представляют собою лишь особый род планет и т. д.
Бруно не был учёным в современном смысле этого слова. Знание, к которому он стремился и которое проповедовал, относилось к области тайных герметических искусств, то есть оккультизма и симпатической магии. Любая философская абстракция наполнена у него божественным смыслом. Даже математика присутствует в его сочинениях лишь в качестве пифагорейской метафизики и магии чисел.
В трудах Бруно герметизм пережил свой последний ослепительный взлёт, продемонстрировав заложенные в нем возможности разумного постижения действительности и в то же время чётко обозначив границу, отделяющую его от научного метода.
Бруно смело вернул герметическую магию к её языческим истокам. Он пытался возродить «солнечную» религию египтян — религию разума, будто бы уничтоженную христианской Церковью. Себя Бруно видел великим магом, аватаром Мировой Души, проповедником и предводителем мировоззренческой революции по замене христианства «магической религией» герметизма, этого синтеза сердца и разума (в одном из своих диалогов он называет четырёх наставников в истинной религии – Любовь, Магия, Искусство, Наука).
Но открытая критика догматов церкви, искренность и пыл, с какими учёный-маг нёс свои идеи, сыграли роковую роль в его судьбе. Джордано Бруно был сожжён по доносу ученика, которому он преподавал мнемотехнику. Тот написал Инквизиции:
«Я доношу, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры, что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем секты. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».
Источники:
Основной Источник. Канал «Истории от историка»
Цикл: Магическая наука Джордано Бруно.
Часть 1 -
https://dzen.ru/a/Y7hArNtsdHkUXDxV Часть 2 -
https://dzen.ru/a/Y8NuuvxXOxPQGmji
Часть 3 -
https://dzen.ru/a/Y8NvyrkcLFLam_EI
Джордано Бруно «О магии» -
Фрэнсис Йейтс «Джордано Бруно и герметическая Традиция» - http://www.platonizm.ru/content/frensis-yeyts-dzhordano-bruno-i-germeticheskaya-tradiciya