Некоторые автолюбители перекачивают шины в своих автомобилях, что, по их мнению, приводит к улучшению динамики. В то же время, у данного решения есть не только преимущества, но и недостатки, включая возможное возникновение проблем с безопасностью.
Если шины находятся в недокачанном состоянии, то расход топлива будет повышаться на 1-2 процента за каждый 1 бар давления. Это связано с увеличением контактного пятна, с одновременным повышением сопротивления качению. Исходя из этого логично будет предположить, что повышение давления в шинах сверх норматива должно приводить к снижению расхода топлива. То есть, если средний расход у машины примерно 8 литров на 100 километров, то за счет перекачивания шин можно достичь показателей 7,75 литров на 100 километров. Кажется, что это не так уж много. Но на длинных дистанциях, да еще и умноженных на регулярность использования машины, экономия будет существенной.
Но чем грозит подобная экономия? Первым делом будет отмечаться ухудшение управляемости автомобиля, включая снижение отзывчивости руля. Уменьшается сцепление с дорогой, увеличивается тормозной путь. Повышается риск повреждений и проколов колес, протектор начинает стираться быстрее, делая это максимально неравномерно. Вы будете чувствовать каждую неровность и ямку на дороге, одновременно сталкиваясь с ухудшением маневренности автомобиля. Напоследок отмечается увеличенная нагрузка на подвеску. Езда с перекачанными колесами зачастую приводит к рискам разрыва шины, если износ на контактном пятне достиг критического состояния. По итогу, новые покрышки обойдутся вам дороже, чем топливо, которое вы сможете сэкономить. Но главная проблема заключается в недостаточном обеспечении безопасности. Ухудшение сцепления с дорогой и увеличение тормозного пути – это моменты, которые могут подвести даже опытного автолюбителя с хорошей реакцией.
Вернемся к моменту, указанному в начале статьи. Действительно ли перекачивание колес способно улучшить динамику автомобиля? Ответ положительный. Ускорение на шинах с избыточным давлением позволяет минимизировать контактное пятно, а значит автомобилю придется тратить на разгон меньше энергии. Но это единственное преимущество. Как мы уже сказали, перекачанные колеса увеличивают тормозной путь, что немного компенсируется более стабильным и прямым откликом на торможение (последнее зависит от типа дорожного покрытия и дорожных условий). Недостатком перекачанных шин также является нестабильное поведение машины на поворотах. Если давление будет слишком высоким, то на центральную часть шины будет приходиться избыточная нагрузка. На скользкой или мокрой дороге это приведет к заносу. В общем, достигая не слишком высокого прироста динамики, вы взамен получаете целый букет проблем.
Значит ли это, что для повышения безопасности поведения автомобиля на дороге шины нужно слегка недокачивать? Учитывая, что это может быть чревато повышением расхода топлива, ответ будет скорее отрицательным. И все же существуют ситуации, когда шины действительно можно немного приспустить. К примеру, если участок дороги слишком сложен для преодоления, уменьшение давления приведет к улучшению сцепления с дорожным покрытием. На приспущенных, а значит и более мягких шинах, лучше преодолеваются участки с мокрой листвой, жидкой грязью, песком и т.д. Если дороги слишком уж неровные, то уменьшение давления в шинах приведет к повышению комфорта езды. Чем жестче будет шина, тем сильнее вы будете чувствовать каждый ухаб. Недокачанные шины помогут смягчить вибрации и удары.
Все перечисленное в прошлом абзаце рекомендуется использовать только в качестве временной меры. Ну а ездить по обычным дорогам нужно на шинах, в которых достигнут оптимальный уровень давления. Это положительно скажется на расходе топлива, управляемости, износе и динамических характеристиках.