Найти в Дзене
Ильяс Невретдинов

«Кофейная кантата» в театре «Геликон-опера». Обзор постановки

В этой статье мы разберëм постановку знаменитой «Кофейной кантаты» великого композитора эпохи барокко И.С.Баха в московском театре «Геликон-опера». Также материал поможет получить весомые представления об этом музыкальном произведении. Поэтому, если вы желаете сходить на «Кофейную», но не знаете еë сюжета и истории создания, то настоятельно рекомендую перед этим прочитать данную статью, чтобы во время мероприятия не мучить себя вопросом, который достаточно часто посещает любого слушателя-новичка: «А что происходит на сцене?..» Вокально-инструментальный цикл написан Иоганном Себастьяном Бахом в 1732 году, когда композитор жил и работал в городе Лейпциг. Этот период является самым значимом и продуктивным в жизни величайшего музыканта. Все мы привыкли к тому, что Бах пишет музыку на духовную тематику, но в его творчестве, на самом деле, гораздо больше направлений, например, светско-комическая. Да и сам композитор, несмотря на свою религиозность, был очень жизнерадостным человеком. Именно
Оглавление

Аннотация

В этой статье мы разберëм постановку знаменитой «Кофейной кантаты» великого композитора эпохи барокко И.С.Баха в московском театре «Геликон-опера». Также материал поможет получить весомые представления об этом музыкальном произведении. Поэтому, если вы желаете сходить на «Кофейную», но не знаете еë сюжета и истории создания, то настоятельно рекомендую перед этим прочитать данную статью, чтобы во время мероприятия не мучить себя вопросом, который достаточно часто посещает любого слушателя-новичка: «А что происходит на сцене?..»

«Кофейная кантата». История создания и сюжет

Вокально-инструментальный цикл написан Иоганном Себастьяном Бахом в 1732 году, когда композитор жил и работал в городе Лейпциг. Этот период является самым значимом и продуктивным в жизни величайшего музыканта. Все мы привыкли к тому, что Бах пишет музыку на духовную тематику, но в его творчестве, на самом деле, гораздо больше направлений, например, светско-комическая. Да и сам композитор, несмотря на свою религиозность, был очень жизнерадостным человеком. Именно к этой ветви с уверенностью можно отнести произведение, которое мы рассматриваем с Вами сегодня — «Кофеную кантату».

В Европе в то время кофе, говоря современным языком, был очень модным напитком, и Германия не была исключением. Местный поэт Пикандер (настоящее имя — Кристиан Хенрици) создал новеллу (поэму), которая представляет собой небольшую историю о том, как молодая девушка, Лизхен (сопрано), страстно полюбила бодрящий напиток, а еë отец, которого зовут Шлендриан (на русский язык логично будет перевести как «Стародум»; бас), будучи противником молодëжных увлечений и интересов, запрещает дочери употреблять кофе. Происходит внутресемейная ссора. В итоге, отец грозится лишить Лизнех возможности выйти замуж. Дочь решает всë же отказаться от кофе, но при условии, что они с родителем сразу пойдут на поиски еë будущего жениха, который, по тайному замыслу Лизнех, не запретит своей невесте кофе. Все действия сюжета сопровождают информативные реплики рассказчика (тенор).

Автор новеллы [Пикандер] был близким другом и коллегой И.С.Баха. Вместе товарищи создали большое количество работ (например, знаменитые «Страсти по Матфею»). Выдающийся композитор решил наложить на произведение К.Хенрици музыку. Так и зародилась «Кофейная кантата», а Пикандер, следовательно, стал еë либреттистом.

Особенности постановки в «Геликоне»

Кантаты Баха обычно не очень большие по размеру. «Кофейная» же длится, если использовать традиционные темпы, не более 30 минут. Согласитесь, что это слишком маленькое количество музыки даже для одного вечера; многим слушателям захочется получить больше эмоций. Режиссёры театра — Олег Ильин и Александр Бородовский — решили данную задачу очень оригинально. Перед началом и после завершения кантаты оркестр исполняет некоторые части из ещë одного яркого произведения И.С.Баха — оркестровой сюиты №2, которая схожа с «Кофейной кантатой» по инструментальному составу: флейта, струнные и бассо континуо. Таким образом, создаëтся эффект обрамления инструментальной музыкой вокруг центрального произведения; получается «разминка» и «заминка» слуха. Это прекрасно помогает легко погрузиться в столь непростую для восприятия музыку эпохи барокко. К тому же, два произведения играют одни и те же оркестранты, то есть не нужно за одно мероприятие по нескольку раз менять состав исполнителей из-за смены требуемых инструментов.

Ещë один важный элемент — костюмы и сценография, разработанные Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой. В глаза сразу бросаются колпаки и фартуки, в которые одеты артисты:

-2

Уникальная концепция позволяет в наилучшем виде прочувствовать художественную задумку сочинения. Из истории этого музыкального произведения известно, что оно может исполняться не только в специальных концертных залах, но и даже в обычных кофейнях. Последний вариант можно даже назвать наиболее предпочтительным, так как Бах специально создавал кантату для Кофейного дома Циммермана. Зрительная композиция создаëт впечатление, словно мы находимся ни на спектакле, ни на концерте, а в уютном кафе.

Нельзя не отметить высочайший уровень профессионализма артистов. Все три вокалиста имеют сразу несколько задач, а именно: готовить кофе прямо во время исполнения; создать незамысловатый и шутливый образ своего героя, но одновременно с этим справиться с сложнейшими партиями. Геликоновцы справились на 5+!

Поразило мастерство оркестрантов, продемонстрировавших виртуозную игру с видом, словно им это ничего не стоит, будто бы исполнение музыки подобно безмятежному дыханию на природе.

Вид слушателей, сидящих за столиком №1
Вид слушателей, сидящих за столиком №1

И, безусловно, главная особенность постановки — дегустация кофе. Официанты любезно подадут чашечки изумительного эспрессо прямо во время звучания кантаты гостям, которые приобрели билеты за столиком. Но разве прилично употреблять напитки прямо в концертом зале? В данном случае, однозначно, — да! Такой подход позволяет человеку получить впечатление, представление об идеи произведения с помощью слуха, зрения и вкусовых рецепторов. Чем-то это напоминает «Прометея» Александра Скрябина, где композитор пожелал объеденить звук и цвет.

Рекомендации к посещению

  • Постарайтесь прибыть в театр хотя бы за 30 минут до начала спектакля. Очень стоит уделить внимание на осмотр исторического архитектурного сооружения снаружи и изнутри. К тому же, в фойе регулярно проходят различные выставки.
Лестница в историческое фойе
Лестница в историческое фойе

Историческое фойе
Историческое фойе

Лестница в зрительский гардероб
Лестница в зрительский гардероб

Зал «Покровский»
Зал «Покровский»
  • По возможности, заблаговременно (где-то недели за две до похода в театр) прочтите либретто и прослушайте несколько раз с кантату в интернете. Музыку Баха с первого раза понять очень трудно. Важно, чтобы между последним прослушиванием аудио и встречей с живым звуком на самом мероприятии была пауза длиной в несколько дней. Она требуется для качественного усвоения материала.
  • Разница в цене между обычными местами и за столиком всë же есть, но не столько существенная. Гораздо выгоднее выбрать второй вариант: впечатлений будет гораздо больше!
Вид слушателей, сидящих за столиком №1
Вид слушателей, сидящих за столиком №1
  • Приобретать билеты стоит максимально заранее, так как они заканчиваются ещë за несколько месяцев до начала мероприятие. И так на каждом спектакле.
  • Выбирайте музыкальные сеансы, которые проходят в 20:30. Каждому слушателю, купившему билет на спектакль в это время, полагается подарок — экскурсия по театру.

Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов:

YouTube — https://youtube.com/@Ilyas_Trumpet?feature=shared

Яндекс Дзен — https://dzen.ru/ilyas_trumpet

RUTUBE — https://rutube.ru/channel/26485909

Telegram — https://t.me/Ilyas_Trumpet

ВКонтакте — https://vk.com/ilyas_trumpet

Материально поддержать канал и получить специальные бонусы вы можете здесь:

https://vk.com/donut/ilyas_trumpet

Еда
6,93 млн интересуются