Чем каллиграфический почерк отличается от «обычного»? И всегда ли «обычный» почерк означает «некрасивый» или «плохой»?
Сначала решим для себя, что такое каллиграфический почерк. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы представляете его? Возможно, это вид прописей 40-х и 50-х годов. Или письмо первого учителя…
В моем представлении почерк нашей любимой Ольги Геродотовны, учителя русского в моей школе, был и остается самым красивым и самым каллиграфическим!
Он, кстати, был очень похож на эти прописи. И я очень любила смотреть, как она пишет на доске. Я любовалась точностью движений. И старалась их запомнить.
А вот, как выглядели прописи, о которых мы говорим.
Но, возможно, вы представляете что-то другое, и у вас рождается образ совершенно иной.
Однако, все каллиграфические почерки (или по крайней мере те, которые мы так называем) имеют несколько схожих черт.
Так, независимо от формы букв и выносных элементов (петли, «шапочки» и т.д.) каллиграфические почерки отличает:
- одинаковый наклон у всех букв
- одинаковая высота строчных и заглавных букв
- одинаковое расстояние между буквами и внутри букв
Это не единственные, но основные черты. И одним словом это называется РОВНОСТЬ.
Ровность почерка по высоте, ширине и наклону.
Как правило, каллиграфический почерк очень близко повторяет каллиграфический шрифт, с помощью которого человек учился писать. Отсюда и название. Или, если такой почерк появляется позднее, то он является воплощением своего стиля и шрифта. Что не отменяет сути вещей. Просто автором шрифта, каллиграфом, становится сам человек.
В любом случае, каллиграфический почерк максимально похож на шрифт.
У него есть признаки шрифта. Такие как стилистическое единство элементов, наклон и ширина букв, соотношение толщин линий, и другие.
Кстати, о шрифтах. Когда искала примеры каллиграфических почерков в интернете (сама я им не обладаю и похвастать здесь не могу), то поиски привели меня на сайт, где можно выбрать вот что:
Если нужно, то это сайт:
Итак, с каллиграфическим почерком разобрались. Идём дальше.
Чем «обычный» почерк отличается от каллиграфического? Но теперь нам с этим всё понятно: отсутствием ровности.
Если буквы в почерке разного наклона, разной формы, ширины, высоты и так далее, мы говорим, что он «кривой», «неровный»… Часто он ещё бывает непонятным. И это точно не каллиграфический почерк. Он на шрифт не похож.
Зато здесь сразу понятно, что это писал человек! С изъянами, ошибками, промахами, изменчивый, противоречивый, с сомнениями, дрожью в руках и так далее.
Одним словом - живой.
Вообще, это интересно, но если мы говорим о том, что жизнь разная и в этом её суть, то почерк, если он живой, тоже может быть очень разным!
И буквы разные, и наклон, и форма … А иногда и весь почерк целиком. Есть огромное количество людей, которые обладают несколькими почерками.
Ну и они меняются, конечно, в зависимости от состояния человека, например.
Поэтому так ли плохо иметь не каллиграфический почерк? И всегда ли неровный, не размеренный, не выверенный почерк - это плохой или некрасивый?
Могу сказать только, что, кроме ровности, в почерке есть ещё такие признаки красоты как гармония, зрелость и характер, например…
Но об этом в другой раз.
Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.
Заходите к нам в канал ☕️ Там мы выкладываем ссылки на наши круглые столы, в которых можно принять участие 🍪