Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

ВАМ ТОЧНО НУЖЕН КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОЧЕРК?

Чем каллиграфический почерк отличается от «обычного»? И всегда ли «обычный» почерк означает «некрасивый» или «плохой»?

Сначала решим для себя, что такое каллиграфический почерк. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы представляете его? Возможно, это вид прописей 40-х и 50-х годов. Или письмо первого учителя…

В моем представлении почерк нашей любимой Ольги Геродотовны, учителя русского в моей школе, был и остается самым красивым и самым каллиграфическим!

Он, кстати, был очень похож на эти прописи. И я очень любила смотреть, как она пишет на доске. Я любовалась точностью движений. И старалась их запомнить.

А вот, как выглядели прописи, о которых мы говорим.

Прописи для учащихся 1 класса начальной школы. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. 1947
Прописи для учащихся 1 класса начальной школы. Воскресенская А.И., Ткаченко Н.И. 1947

Но, возможно, вы представляете что-то другое, и у вас рождается образ совершенно иной. 

Однако, все каллиграфические почерки (или по крайней мере те, которые мы так называем) имеют несколько схожих черт

Так, независимо от формы букв и выносных элементов (петли, «шапочки» и т.д.) каллиграфические почерки отличает:

  • одинаковый наклон у всех букв
  • одинаковая высота строчных и заглавных букв 
  • одинаковое расстояние между буквами и внутри букв 

Это не единственные, но основные черты. И одним словом это называется РОВНОСТЬ

Ровность почерка по высоте, ширине и наклону. 

Как правило, каллиграфический почерк очень близко повторяет каллиграфический шрифт, с помощью которого человек учился писать. Отсюда и название. Или, если такой почерк появляется позднее, то он является воплощением своего стиля и шрифта. Что не отменяет сути вещей. Просто автором шрифта, каллиграфом, становится сам человек.

В любом случае, каллиграфический почерк максимально похож на шрифт.

У него есть признаки шрифта. Такие как стилистическое единство элементов, наклон и ширина букв, соотношение толщин линий, и другие.

Кстати, о шрифтах. Когда искала примеры каллиграфических почерков в интернете (сама я им не обладаю и похвастать здесь не могу), то поиски привели меня на сайт, где можно выбрать вот что: 

Это забавно, но иногда мы говорим про красивый почерк: «как будто напечатано!»
Это забавно, но иногда мы говорим про красивый почерк: «как будто напечатано!»

Если нужно, то это сайт:

Шрифты Красивый почерк, скачать шрифты Красивый почерк бесплатно

Итак, с каллиграфическим почерком разобрались. Идём дальше. 

Чем «обычный» почерк отличается от каллиграфического? Но теперь нам с этим всё понятно: отсутствием ровности.

Если буквы в почерке разного наклона, разной формы, ширины, высоты и так далее, мы говорим, что он «кривой», «неровный»…  Часто он ещё бывает непонятным. И это точно не каллиграфический почерк. Он на шрифт не похож.

Не как будто напечатано!
Не как будто напечатано!

Зато здесь сразу понятно, что это писал человек! С изъянами, ошибками, промахами, изменчивый, противоречивый, с сомнениями, дрожью в руках и так далее. 

Одним словом - живой. 

Вообще, это интересно, но если мы говорим о том, что жизнь разная и в этом её суть, то почерк, если он живой, тоже может быть очень разным! 

И буквы разные, и наклон, и форма … А иногда и весь почерк целиком. Есть огромное количество людей, которые обладают несколькими почерками.

Ну и они меняются, конечно, в зависимости от состояния человека, например.

Поэтому так ли плохо иметь не каллиграфический почерк? И всегда ли неровный, не размеренный, не выверенный почерк - это плохой или некрасивый?

Могу сказать только, что, кроме ровности, в почерке есть ещё такие признаки красоты как гармония, зрелость и характер, например…

Но об этом в другой раз. 

Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.

Заходите к нам в канал ☕️ Там мы выкладываем ссылки на наши круглые столы, в которых можно принять участие 🍪

Академия письма 🎓

t.me