Найти в Дзене
Фактовоз

Восстановим Мещёрскую магистраль! История ответвления на Голованову Дачу и презентация проекта восстановления РВУЖД.

Оглавление

Про РВУЖД я уже рассказывал, но так, вкратце. Сейчас я расскажу вам про участок Рязано-Владимирской узкоколейной железной дороги Тумская - Голованова Дача. Это участок, который единственный работал с 1999 до самого конца работы узкоколейки в 2008м, а также представлю проект восстановления этого участка.

Глава 1. 1999

В 1999 году, ровно спустя 100 лет после открытия РВУЖД, по линии Тумская - Спас-Клепики прошёл последний рабочий поезд. Это означало полный разбор магистрали и оставление только 6-километрового участка от станции Тумская до разъезда Гуреевский и 25-километрового ответвления до станции Голованова Дача. Так оно и случилось.

В былые времена станция Клепики выглядела так:

Станция Клепики при губернаторе Брянчанинове (1900-1904)
Станция Клепики при губернаторе Брянчанинове (1900-1904)

Но времена меняются:

Грузопассажирский поезд на станции Клепики в 1994. Разница в 90 лет. Но какая разница!
Грузопассажирский поезд на станции Клепики в 1994. Разница в 90 лет. Но какая разница!

В 2004 ржавеющие и зарастающие пути до Клепиков были разобраны.

А пока участок до Головановой Дачи ещё работал...

Глава 2. 2005.

В 2005 появляется запись в Живом Журнале про поездку в Голованово на поезде.

Это ночная поездка, дневные были давно отменены.

Фотографии:

Пригородный поезд на Тумскую на 3 (ныне 2) пути. Заметьте, это та самая высокая, в плиточке, платформа "Ласточек". Ну что, 2005 год, какие там Ласточки?
Пригородный поезд на Тумскую на 3 (ныне 2) пути. Заметьте, это та самая высокая, в плиточке, платформа "Ласточек". Ну что, 2005 год, какие там Ласточки?
Узкая колея в сторону Гуреевского.
Узкая колея в сторону Гуреевского.
Разъезд на станции Тумская. Вид в сторону Гуреевского.
Разъезд на станции Тумская. Вид в сторону Гуреевского.
Поезд на Тумской
Поезд на Тумской
Экономичное освещение 😁
Экономичное освещение 😁
Печка
Печка
Вагон со светом
Вагон со светом
Вокзал разъезда Гуреевский. Теперь там живёт ветеран дороги С. Никулин. О нём я ещё расскажу.
Вокзал разъезда Гуреевский. Теперь там живёт ветеран дороги С. Никулин. О нём я ещё расскажу.
Вокзал Голованова Дача и угол треугольника
Вокзал Голованова Дача и угол треугольника
Хорошая фотография, на которой видно всё путевое хозяйство УЖД: тепловоз на заднем плане, вагон и снегоочиститель с платформой, выступающий из тьмы, как призрак.
Хорошая фотография, на которой видно всё путевое хозяйство УЖД: тепловоз на заднем плане, вагон и снегоочиститель с платформой, выступающий из тьмы, как призрак.

Очень красиво. Хочу, чтобы снова поехал тепловоз и один вагончик, и из тьмы проступал снегоочиститель с платформой. Верится с трудом, но ведь случаются чудеса!

Глава 3. 2008

Ещё один путешественник из Живого Журнала побывал на узкоколейке в новогоднюю ночь с 2007 на 2008 год (статья написана в 2013). Тогда поезда ходили по такому расписанию:

Из Тумы: 2:00-4:25 (фактически прибытие в 4:00)

Из Голованова: 5:50-7:10 (фактически прибытие в 7:00)

Видимо, в расписании ошибка, поезд не может пройти маршрут так быстро. Возможно, отправление из Головановой Дачи в 4:50, а не в 5:50.

В новом году всё не будет прекрасно.

В апреле узкоколейка перестанет принимать пассажирские поезда. Уже навсегда.

Так вот, перейдём к поездке.

ТЧ-2 Тумская. Попробуйте найти узкоколейный ТУ-7.
ТЧ-2 Тумская. Попробуйте найти узкоколейный ТУ-7.
Гуреевский.
Гуреевский.

Фото "Дачи" у меня потерялось. Простите.

Вагон. Свет, скорее всего, исходит от печки.
Вагон. Свет, скорее всего, исходит от печки.
ЛАЗ!!! Сейчас такие, наверное, уже не ходят. А тогда ещё как ходили!
ЛАЗ!!! Сейчас такие, наверное, уже не ходят. А тогда ещё как ходили!

Новый 2008 год не принес узкоколейке счастья. Но может быть, какой-то из его младших братьев даст вторую жизнь узкоколейке. Может быть...

Глава 4. 2009

После 2008 по узкоколейке стала ходить мотодрезина Сергея Никулина, ветерана дороги, а однажды легендарный поезд с туристами ещё раз прошёл по дороге. И тот, и другой способ передвижения описан в Живом Журнале. Предлагаю посмотреть.

СТАТЬЯ 1. Поезд (2009).

Поезд на разъезде Гуреевский
Поезд на разъезде Гуреевский
Пути. Заснеженная площадка впереди - бывший о.п. 9 км (Сосы)
Пути. Заснеженная площадка впереди - бывший о.п. 9 км (Сосы)
Поезда не ходят, поэтому все переезды засыпаны.
Поезда не ходят, поэтому все переезды засыпаны.
Голованово
Голованово

СТАТЬЯ 2. Мотодрезина (2009).

Дрезина с прицепом
Дрезина с прицепом

Стабильного расписания у дрезины не было. Сергей осуществлял две пары рейсов по выходным, причём поездка для местных была бесплатной (?), а для москвичей и туристов вообще - довольно дорогой.

"Пионерка" ходит уже не из Тумы, а из Гуреевского.

Вид из дрезины. Скорость у неё - максимальная для узкоколеек 50 км/ч. Для обычных железных дорог это мало. Можно сказать, что мотодрезина - узкоколейный "Сапсан". Про ТД-5 я уже писал.
Вид из дрезины. Скорость у неё - максимальная для узкоколеек 50 км/ч. Для обычных железных дорог это мало. Можно сказать, что мотодрезина - узкоколейный "Сапсан". Про ТД-5 я уже писал.
Остановка в Курше I (не беспокойтесь, трагическая Курша II в 7 км отсюда.
Остановка в Курше I (не беспокойтесь, трагическая Курша II в 7 км отсюда.
Станция Голованова Дача
Станция Голованова Дача
Дом (бывший вокзал) Сергея и его Пионерка
Дом (бывший вокзал) Сергея и его Пионерка

В 2011 линию разобрали.

Глава 5. Проект восстановления участка Тумская - Голованова Дача РВУЖД.

Для восстановления этого участка потребуется

1 000 000 000 рублей.

Цифра 50000000, написанная в короткой статье, была написана только для того, чтобы не пугать вас.

Цена включает в себя:

  1. Новые узкоколейные рельсы Р-18.
  2. Покупка нового тепловоза, вагона и снегоочистителя.
  3. Восстановление путевого хозяйства.
  4. Восстановление депо.
  5. Восстановление мостов.
  6. Восстановление насыпей в местах просадки.
  7. Разрешение РЖД.
  8. Разрешение Рязанской области.
  9. Голосование жителей.
  10. Огласка по стране

Да. Это всё должно быть.

Это мой проект, вы можете не согласиться с ним.

Но я предлагаю тем, кто хочет восстановить этот участок узкоколейки, написать в комментариях свой вариант.

Чтобы поезд опять пошёл.

И чтобы в вагоне горела печка.

И чтобы колёса стучали.

И чтобы из тьмы проступал снегоочиститель с платформой.

Напоследок даю вам ссылку на статьи, фото из которых я приводил в статье.

Статья 2005 года:

Тумская - Голованова дача

Статья 2008 (2013) года:

Ночная поездка в Голованову Дачу (2007)

Статья 2009 года (про "пионерку"):

Тумская - Голованова Дача - Гусь-Железный 28.06.2009 часть I

Статья 2009 года:

На поезде от Тумской до Головановой Дачи.

Также прилагаю ещё две статьи:

Статья с хорошими фотографиями дневного(!) поезда в 2005:

Тумская - Голованова Дача

Статья с походом по почти разобранному участку:

Последние километры Мещёрской магистрали

Ну а на этом всё. До встречи в поезде на Голованову Дачу!

Красота.
Красота.