Продолжаем наш разговор про фильмы-катастрофы.
Сегодня y нас морская тематика, фильмы немного наивные, зато прекрасно показывают взаимоотношения между людьми, а не только взрывы, астероиды, пламя пожаров и то, как БрУс, ясно солнышко, Виллис спасает мир (в очередной раз).
Хотяяяя... спасать мир наши тоже умеют...
"Тревожное воскресенье" 1983г.
Большой портовый город. Южный, красивый. В зелени и прекрасной архитектуре. И в грядущем выходном.
Игорь Павлович Чагин, начальник отряда пожарной охраны имеет пренепреятнейший разговор со своим заместителем майором Истоминым о том, что он, товарищ Чагин совсем распустил своих подчиненных, да еще завел шуры-муры с Кирой, которая тоже работает в чагинском отряде на коммутаторе. Кроме того, Кира намного моложе Игоря Павловича, ровесница его дочери, а это вообще моветон.
Вот прилетит к нам с проверкой Большое Начальство, я ему всееееооо расскажу...
В сердцах подполковник Чагин плюет на все три стороны, покидает машину и говорит, что раз так, он пошел на пенсию, давно хотел.
Психанул, так психанул, даже Н.В. Гоголь со своим каре курит в сторонке.
Соответственно майор Истомин становится начальником отряда, он-то знает, что нужно быть строже, он наведет порядок, не сомневайтесь.
На другом конце города просыпается мафия учащийся ПТУ Костя Вялых. Точнее, его мама варварски его будит, поливая водой из леечки (в советских фильмах это был тренд). А мама у Кости не абы кто, она председатель горисполкома товарищ Головина (это как у нас мэр города, но только немного покруче). Она сегодня идет на обед с послом, а Костя должен пойти на практику, работать руками.
А капитан Земцов находится в процессе развода. Да еще и дежурит. Не подфартило человеку.
Ну а Лена Чагина (дочь Игоря Павловича) раздает авансы Петру, судоремонтнику, который по-совместительству еще и мастер у Кости Вялых, именно с ним они сегодня практикуются.
В общем, очень интересной и полной жизнью живут люди.
А в порту тем временем стоит либерийский танкер "GЕNT", полный нефти. Именно на него должны прийти судоремонтники во главе с Петром и Костей на буксире, чтобы что-то там в его недрах подкрутить.
И все бы ничего, но один матрос из команды танкера так старательно строил глазки девушке с другого судна, что она аж зажигалкой в него кинула, которую никто искать не стал, ну улетела в недра и улетела... А зря, ведь зажигалка разбилась, от нее загорелись промаслянные канаты и воскресенье перестало быть томным.
Когда команда поняла, что "GЕNT" полыхает, капитан мсье Марсинель так и сказал приехавшим пожарным:
Тушить вот это вот все без надобности, вы денег за это запросите, а хозяин не хочет их тратить, ему проще затопить вот этот полыхающий факел и получить страховку (про экологию и тонны нефти в море тогда никто не подумал, правильно, она же не на Лазурном Берегу близ Франции расплывется), так что буксируйте это от нас подальше, да пойдемте пить коньяк.
Не тут-то было: в самый разгар буксировки по внутренней связи поступает звонок от ремонтников (Петр и Костя на веревочке, помните), которые радостно говорят, что они заблокированы огнем в трюме, выбраться не могут, спасайте их.
Резко вышедший с пенсии подполковник Чагин, капитан Земцов и другие начинают спасать, для этого "GЕNT" снова возвращают в порт, а в близлежащих районах начинается эвакуация, ведь танкер можер рвануть в любую минуту.
Я вот задумалась, стали бы сейчас заморачиваться так ради спасения нескольких человек? Возвращать судно в порт, зная, что это может привести к другим еще бОльшим жертвам?
Но смысл этого фильма показать, что главное -- это человек. Прекрасен пример с этой страховкой судна, не надо тушить, пусть горит. Так и подразумевается, что, если бы в трюме были заблокированы не советские рабочие, а матросы с загнивающего запада, то их тоже бы отбуксировали в открытое море, а их семьям потом бы просто выплатили страховку, так ведь проблем меньше. И никто бы из пожарных не рисковал жизнью, пробиваясь по вентиляции к людям, чтобы оставить им свой единственный дыхательный прибор.
Еще один прекрасный пример: товарищ Головина в исполнении Клары Лучко. Зная, что на танкере ее сын, она не начинает топать ножками и требовать, чтобы его спасли вотпрямщас, она берет себя в руки и идет эвакуировать детский сад, даавя матери вырваться на волю только в самом конце.
А еще "Тревожное воскресенье" снимали в Новороссийске, очень красивом городе. Вот.
Вывод: не кидайтесь ГСМ.
"Внимание, цунами!" 1969г.
На очень далеком и очень восточном Дальнем Востоке несут свою вахту семеро моряков. Они находятся на пункте экстренного оповещения в Тихом океане, отслеживая в первую очередь вражеские поползновения проникнуть на территорию Советского Союза, но еще и всякие внештатные ситуации в виде стихийных бедствий.
В принципе, ничего тревожного не ожидается (ага, те герои из воскресенья тоже так думали), моряки просто общаются друг с другом, делятся мыслями по поводу мироустройства и, конечно же, девушек.
Главный старшина Николай Бугров, например, воспитывает трех прекрасных дочек. Старшина Иваненко перед вахтой стал отцом, сына он еще не видел, но жена уверяет, что сын его копия. Только оператор-дозиметрист Владимир Башмаков никак не может определиться, понравилась ему одна, да она уже с каким-то бородатым хлыщом гуляет....
Делать особо нечего. Все сводится к рутинным проверкам. Моряки вносят разнообразие в свой быт с помощью кроссвордов, рыбалки и небольших посиделок, но только с соком. Алкоголя ни-ни.
В тот день они праздновали день рождения самого молчаливого из них рижанина Янсона. И надо было такому случиться, что, когда приступили к главному блюду -- дальневосточному крабу, пойманному накануне -- произошел мощный подземный толчок. А за ним пришло осознание того, что идет цунами. Нужно не только предупредить материк о беде, но и спастись самим.
В основу этого не очень долгого, чуть больше часа, фильма легли реальные события Северо-Курильского цунами, которое произошло 5 ноября 1952 года.
В принципе, фильм не очень примечателен и даже местами навевает скуку, но есть у него несколько бесспорных плюсов:
- Подводные съемки
- Масштабные сцены эвакуации города
- Сцена цунами, обршивающегося на город (это 1969 год, там спецэффектами и не пахло)
- Последняя сцена фильма, диалог между оператором Башмаковым и капитаном Алексеевым, это прямо до слез.
"Герою она ведь не откажет. Неужели я хуже того бородатого пижона?"
Вот ради этой сцены стоило посмотреть этот фильм.
Вывод: "Живы. Живы будем!!" (с)