Историческое сражение, в котором русские воины одержали победу над ливонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году, стало одним из самых знаковых событий средневековой Руси. Эта победа, оставшаяся в веках как символ единства и героизма, спустя 700 лет вновь обрела актуальность, вдохновляя советский народ в борьбе против фашистских оккупантов. Фильм "Александр Невский" по праву считается бессмертной классикой, которая и сегодня привлекает внимание зрителей самых разных возрастов и поколений, оставаясь ярким напоминанием о великом прошлом.
История съемок фильма «Александр Невский»
Весной 1937 года судьба Сергея Эйзенштейна оказалась на грани. Грандиозный успех режиссера, прославившегося благодаря фильмам «Броненосец “Потемкин”» и «Октябрь», был словно забыт. Теперь внимание общественности сосредоточилось исключительно на его промахах. В те времена появление слова «ошибки» в публикации газеты «Правда» было не просто критикой — это звучало как обвинение. А от обвинений в ошибках до подозрений во вредительстве или антисоветской деятельности тогда была лишь тончайшая грань.
В 1935 году Сергей Эйзенштейн приступил к созданию фильма «Бежин луг», посвященного конфликту между мальчиком-пионером и кулаками в советской деревне. Сюжет был направлен на отражение идеологических принципов того времени: противостояние советского прогресса и антисоветского зла. Однако Эйзенштейн, оставаясь верным своему уникальному стилю, создал фильм, который оказался слишком сложным для восприятия. Точнее, завершить его так и не удалось. На этапе чернового монтажа картина была запрещена Госкино, получив обвинения в формализме, антихудожественности и политической несостоятельности. Особенно негативную реакцию вызвали библейские мотивы, такие как аллюзия на жертвоприношение Авраама через конфликт отца и сына, что не ускользнуло от партийных критиков.
В 1937 году Сергею Эйзенштейну поступило приглашение от руководства киностудии «Мосфильм» взяться за создание исторического фильма. Ему предложили несколько сюжетов, основанных на русской истории, и режиссёр остановил свой выбор на личности Александра Невского. После выхода фильма на экраны его успех оказался столь значительным, что он превзошёл даже культового «Чапаева». Зрители были восхищены героизмом актёров, которые, по их мнению, в зимние морозы снимались в ледяной воде. Однако мало кто знал, что легендарная сцена Ледового побоища была снята жарким летним днём.
Существует интересная история, которую рассказывал Михаил Ромм. Однажды Эйзенштейн встретил его и задал вопрос: какой сюжет для фильма тот выбрал бы на его месте? Ромм ответил, что, несомненно, предпочёл бы «Минина и Пожарского». Он пояснил, что эпоха XVII века хорошо изучена: известно, как выглядели люди того времени и что происходило. На это Эйзенштейн с улыбкой заметил: «Именно поэтому мне и нужно снимать "Александра Невского". Как я покажу, так и будут представлять ту эпоху».
На самом деле, создатели фильма проявили необычайную скрупулёзность в проработке исторических деталей будущей картины. Режиссёр Сергей Эйзенштейн лично занялся поиском подлинных артефактов: в Эрмитаже он отыскал оружие XIII века и проконтролировал процесс создания доспехов для главного героя. Каждый элемент обстановки и предметы быта были изготовлены с максимальной точностью, чтобы соответствовать тому, что известно историкам о той эпохе.
Особое внимание заслуживает необычный эпизод, почерпнутый из «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского. Этот средневековый манускрипт рассказал о католическом монахе, который прямо на поле боя играл на переносном органе. Для фильма была воссоздана точная копия этого музыкального инструмента. Более того, она оказалась функциональной, что позволило внести в картину удивительную историческую деталь, подчеркнув подлинность событий.
Для создания достоверной атмосферы в фильме 1938 года, в костюмерных мастерских киностудии «Мосфильм» были изготовлены не только исторические доспехи, но и теплые шубы с тулупами, соответствующие эпохе. Актерам пришлось выдерживать нелегкие испытания, ведь съемки проходили в знойное московское лето, когда температура воздуха была необычно высокой.
Стоит отметить, что доспехи, использованные в фильме, не были легковесными бутафорскими изделиями. Их изготавливали с максимальной точностью, чтобы они соответствовали внешнему виду и весу настоящих средневековых доспехов. Такой подход добавлял реалистичности, но создавал множество неудобств для актеров. Металлические элементы сильно нагревались на солнце, что часто приводило к ожогам. Шлемы оставляли характерные красные следы на лбах участников съемок, а из-за жары грим приходилось регулярно обновлять, поскольку он быстро терял свой вид под воздействием палящих лучей.
Ледовое побоище, ставшее кульминацией фильма, занимает почти треть экранного времени — 35 минут из общей продолжительности в 102 минуты. Такой масштаб постановки для того времени был настоящей редкостью в истории кинематографа.
Для главных ролей в фильме пригласили актеров высочайшего уровня, а написанием музыкального сопровождения занялся выдающийся композитор Сергей Прокофьев. Именно благодаря работе над этим проектом завязалась дружба между легендарным режиссером и не менее выдающимся композитором.
Николай Черкасов, стал не только символом фильма, но и обрёл уникальную историческую значимость. Дело в том, что до нашего времени не сохранилось ни одного достоверного прижизненного изображения князя Александра Невского. Именно поэтому, когда в 1942 году был учреждён боевой орден Александра Невского, его внешний облик был воссоздан архитектором на основе профиля Николая Черкасова. Таким образом, образ, воплощённый актёром на экране, стал основой для официальной государственной награды, которая увековечила не только подвиги великого полководца, но и вклад Черкасова в сохранение исторической памяти.
Несмотря на сложные условия, в которых проходили съемки, команда справилась с задачей не только успешно, но и быстрее запланированных сроков. Вопреки ожиданиям, съемочный процесс завершился за 115 дней, что почти вдвое быстрее первоначального графика. Этот результат вызвал немалое удивление и восхищение.
Фильм «Александр Невский» стал настоящим культурным событием. Его успех захватил всю страну: члены Политбюро восхищались произведением, а во дворах дети играли в сцены битв, размахивая деревянными мечами. Эта работа принесла Сергею Эйзенштейну звание доктора искусствоведения, а Николай Черкасов был удостоен Сталинской премии за свою выдающуюся роль.
Картина пользовалась огромной популярностью и демонстрировалась в кинотеатрах по всей стране. Более того, её копию отправили в Белый дом, где фильм посмотрел президент США Франклин Рузвельт. Этот триумф временно снял напряжение в отношении Эйзенштейна, который ранее подвергался критике. Однако спокойствие оказалось недолговечным: вскоре он вновь столкнулся с недовольством властей из-за своего следующего фильма — «Иван Грозный».
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»: