Найти в Дзене

В мире советских мюзиклов: ВИА "Голубые гитары" и три их музыкальных спектакля...

Плох тот советский ВИА (вокально-инструментальный ансамбль, если кто позабыл), который не стремился подняться на новый уровень, представив на суд публики собственный мюзикл (да, термин этот в СССР не приветствовался и годов до 80-х даже запрещался худсоветами, рекомендовавшими использовать жанровое определение "музыкальный спектакль"... Но мюзикл-то звучит красивее и пафосней! По-западному!) Вот и Игорь Яковлевич Гранов, руководитель ВИА "Голубые гитары", решил пойти по театрализованной дорожке, представив на суд публики аж три действа, с определённой долей справедливости имеющие право именоваться мюзиклами: "Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“" (1979), "Телешоу" (1983) и "Панорама" (1986). Поскольку информации о каждой из постановок не слишком много, я, пожалуй, поведаю вам обо всех трёх в рамках одной статьи. Усаживайтесь поудобнее - мы начинаем! :) Начнём издалека - аж с 1967 года (а, может, с 1968-го или даже 1969-го - показания свидетелей разнятся). Именно тогда композ
Оглавление
Мюзиклы ВИА "Голубые гитары"
Мюзиклы ВИА "Голубые гитары"

Плох тот советский ВИА (вокально-инструментальный ансамбль, если кто позабыл), который не стремился подняться на новый уровень, представив на суд публики собственный мюзикл (да, термин этот в СССР не приветствовался и годов до 80-х даже запрещался худсоветами, рекомендовавшими использовать жанровое определение "музыкальный спектакль"... Но мюзикл-то звучит красивее и пафосней! По-западному!)

Вот и Игорь Яковлевич Гранов, руководитель ВИА "Голубые гитары", решил пойти по театрализованной дорожке, представив на суд публики аж три действа, с определённой долей справедливости имеющие право именоваться мюзиклами: "Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“" (1979), "Телешоу" (1983) и "Панорама" (1986).

Поскольку информации о каждой из постановок не слишком много, я, пожалуй, поведаю вам обо всех трёх в рамках одной статьи. Усаживайтесь поудобнее - мы начинаем! :)

Историческая справка. "Голубые гитары": взгляд сквозь года

Начнём издалека - аж с 1967 года (а, может, с 1968-го или даже 1969-го - показания свидетелей разнятся). Именно тогда композитор, пианист и дирижёр хора по образованию, а с 1979 года - заслуженный артист РСФСР Игорь Яковлевич Гранов решил создать свой собственный ВИА.

В те времена слово "гитары" в названии коллектива было настоящим брендом. В Ленинграде создают фурор недавно появившиеся "Поющие гитары", а чуть позже родятся "Говорящие гитары", "Серебряные гитары", "Невские гитары", "Поют гитары", "О чём поют гитары" и даже украинские "Чаривни гитары"... Ну, а в Москве у Гранова играли и пели "Голубые гитары" (потому что гитары - основной инструмент коллектива, а голубой - цвет романтики; впрочем, находятся очевидцы, вспоминающие, что и гитары у ребят на самом деле голубого цвета были - но Гранов категорически отрицает данный факт).

Сам Игорь Яковлевич очень любил присваивать первенство в чём-либо - ну, вот черта характера такая была. И в нескольких интервью он громко заявлял, что его ВИА был первым в СССР. В реальности же за пальму первенства борются уже упомянутые мной "Поющие гитары" и "Добры молодцы" (оба ВИА - из Ленинграда), которые вышли на сцену ещё в 1966-м (причём, "Добры молодцы" трансформировались из существовавшей с 1963 года бит-группы "Авангард").

И "Поющие гитары", много лет позиционировавшиеся как пионеры, проиграли: первое выступление этого ВИА состоялось 2 ноября 1966 года, а вот премьерный концерт ВИА "Авангард" (поначалу экс-бит-группа сохраняла старое название) имел место 3 мая 1966 года в Донецке.

Впрочем, это всё неважно, просто захотелось чуток подправить Гранова (и не в последний раз, что характерно). В общем, "Голубые гитары" стали не первым ВИА, а одним из первых. Но точная их дата рождения мной не обнаружена - к тому же, первый московский концерт в Лужниках состоялся, когда публика уже знала коллектив по записям и телевыступлениям, так что от какой даты вести отсчёт - кто разберёт?

Вот что написал в своей дневниковой записи, датированной 1974-м, владелец сайта, посвящённого советским ВИА, Валерий Колпаков (орфография и пунктуация авторские):

1 октября были на концерте ВИА "Голубые гитары" в ДК "Салют".Сидели на 11 ряду. Сначала на сцену вышел конферансье Олег Милявский и трепался минут 15. Всем ужасно надоел. Оказывается это не ленинградский, а московский ансамбль.До него в Москве ничего подобного не было. Возник он 8 лет назад. Занял первое место на Международном конкурсе "Братиславская лира-73".
Состав довольно многочисленный. Очень много солистов. То, что это самый старый из московских ансамблей видно по возрасту его участников. Многим за 30.

Так что хронология становится ещё более запутанной (хотя Колпаков мог, конечно, и ошибаться, давая в 74-м "Голубым гитарам" 8 лет).

Завершает же заметку Валерий, к слову, такими словами:

Кстати, гитары у них были красного цвета.
"Голубые гитары"
"Голубые гитары"

А газета "Вечерняя Москва" 28 марта 1973 писала:

Исполнилось пять лет существования вокально-инструментального ансамбля Москонцерта "Голубые гитары".

Да что ж такое, путаница в тайминге продолжается. :) Ладно, забудем, почитаем статью дальше:

В его составе двенадцать молодых артистов, большинство которых являются выпускниками московских музыкально-учебных заведений.

И самые интересные (или забавные, как хотите) строки - они же примета времени:

"Голубые гитары" являются почетной культбригадой Сокольнического вагоноремонтного строительного завода. На стихи рабочего завода И. Светличного руководитель ансамбля Игорь Гранов написал песню "Я - сварзовец".

Изначально в инструментальную группу ансамбля входили три гитары, ударные и клавишные (это позже уже появились и духовые, и перкуссия, и струнные, и целых два ударника - один джазового типа, второй - рок-н-ролльщик, - сменявших друг друга за установкой). И все пели - это же ВИА, вокально-инструментальный ансамбль (коллектив а-ля "Битлз", на которых и равнялся Гранов: каждый музыкант играет и поёт, а не стандартная форма "солист + аккомпанирующая группа").

Если копать глубже, то выяснится, что "Голубые гитары" - это такой "коллектив-матрёшка". В 1970 году к нему (по специальному приглашению Гранова, посулившего славу и нереально большие по тем временам деньги - 1000 рублей в месяц) присоединилась группа "Скифы". Эти ребята играли почти "про-западную" музыку, и Игорю Яковлевичу были выгодны как музыканты, шагающие в ногу со временем, и которых, кстати, нередко (опять же - по тем временам) показывали по телевизору. "Скифы" исполняли целые блоки в концертах "Голубых гитар" - конечно же, их не объявляли отдельно, делая вид, что коллектив однороден, - и аккомпанировали в прочих песнях. А Гранов со товарищи пели то, что было положено в СССР. Удобно.

Кстати, именно "скифская" часть "Голубых гитар" впервые в СССР записала "битловскую" I Saw Her Standing There (на пластинке песня значилась как "Когда я увидел её"). Худсовет разрешил - дабы продемонстрировать "продвинутость" ансамбля перед западными товарищами.

Вообще, за всё время существования, в "Голубых гитарах" успели попеть и поиграть такие известные ныне люди, как Роксана Бабаян (вокал ), Игорь Крутой (клавишные), Вячеслав Малежик (гитара, вокал), Александр Малинин (бас-гитара, вокал), Пётр Подгородецкий (клавишные) и т.п. Хотя в те годы кто где только ни играл - все бегали из ВИА в ВИА, ища местечко потеплее.

Но переместимся уже в год 1976-й (хотя и тут с точной датой определиться не получится - вплоть до 1978-го можно размахиваться).

Красная шапочка, серый волк и "Голубые гитары"

История мюзикла

Однажды Игорь Гранов решает, что ему тесно в рамках обычного концерта. Он решается идти по пути театрализации.

В одном из интервью он снова примеряет на себя майку лидера:

Когда-то вы создали первый в стране рок-мюзикл...
― Точно! И назывался он "Красная Шапочка, Серый Волк и "Голубые гитары".

Но и тут "Поющие гитары" обскакали "Голубых" коллег: ещё в 1975-м они презентовали публике свою рок-оперу (или же "зонг-оперу", как значилось на обложке диска) "Орфей и Эвридика", став поистине первыми в СССР. Да и "Алые паруса" ВИА "Музыка" были записаны в том же 1975 году.

Впрочем, снова неважно: с Грановым мы опять чуток поспорили, двигаемся дальше.

Понятия не имею, почему худрук "Голубых гитар" решил удариться в мюзиклы. То ли на коллег посмотрел и так же захотел, то ли иные побуждения имел. Но силы к созданию "Красной шапочки" он привлёк мощные.

Сценарий писали сверхпопулярные писатели-юмористы: Лион Измайлов, Михаил Задорнов и Аркадий Хайт. Тексты песен на музыку самого Игоря Гранова сочинили Леонид Дербенёв, Онегин Гаджикасимов, Марк Розовский Аркадий Хайт и Альберт Левенбук.

Но вот ведь какое дело: в отличие от уже упомянутых мной "Орфея и Эвридики", "Алых парусов" или массы прочих мюзиклов, "Красная шапочка" "Голубых гитар" являла собой не единую музыкально-сюжетную ткань, а была, как я могу судить, эдакой сказочной историей, в которую то там, то тут вкраплялись песни, практически не связанные с повествованием.

Я лично считаю, что подобные музыкальные спектакли ни в коем случае нельзя называть мюзиклами (в которых песни являются неотъемлемой частью сюжета, а не вставными номерами). Зато теперь понятно, откуда ноги подобных растут. Вот, аж из творения "Голубых гитар".

Роль Красной шапочки доверили солистке Наталье Киреевой, Волка сыграл Вячеслав Малежик, Бабу-Ягу - Роксана Бабаян, Вячеслав Кузин перевоплотился в любимца публики - Чёрта, а моя отдельная слабость, обладатель шикарного и уникального баса-профундо Павел Бабаков предстал в качестве Сказочника.

Р. Бабаян - Баба-Яга, В. Кузин - Чёрт, Н. Киреева - Красная Шапочка. Сидит В. Малежик - Волк
Р. Бабаян - Баба-Яга, В. Кузин - Чёрт, Н. Киреева - Красная Шапочка. Сидит В. Малежик - Волк

Режиссёром же, если верить газетным публикациям, стал Феликс Берман - на тот момент почти молодой и начинающий (чему не мешал сорокалетний с хвостиком возраст), но совсем скоро планирующий заявить о себе весьма громко. Гранов, несмотря на то, что в 1973-м окончил высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе, пока ещё не ощущал себя достаточно уверенно, чтобы самому взять на себя функции постановщика. Кажется...

Ибо нас снова стремятся запутать. Читаем ещё одно интервью художественного руководителя "Голубых гитар":

Мюзиклы выросли из ВИА. Чтобы развивать возможности коллектива, мы перешли к крупной концертно-театральной форме, так называемому мюзиклу. Сначала я пытался работать с профессиональными режиссёрами – не получилось. Они привыкли работать с профессионалами, поэтому работа с музыкантами давалось им тяжело. Но балетмейстер был необходим. Но опять же не все балетмейстеры подходили для работы с артистом. Лучше всех понимал специфику этой работы ныне покойный главный балетмейстер цирка Пётр Городецкий, потому что музыканты – это не танцоры, и их надо чему-то научить такому, что и смотрелось бы, но было бы и легко и просто в исполнении. Это я объяснял всем своим соавторам – и ныне покойному Александру Хайту, и Мише Задорнову, и Леону Измайлову, работавшим вместе со мной над мюзиклами: реприза должна быть такой, будто её произносит шкаф. Я должен был сам всё понимать и сидеть с ними, потому что, конечно, никакой режиссёр такой возни детского сада, которой занимался я, никогда делать не будет.
Когда мы ставили первый мюзикл "Красная шапочка, Серый волк и Голубые Гитары", я сначала работал, вернее, пытался работать с Марком Розовским, с которым у меня давно сложились хорошие дружеские отношения. Он меня привлекал тем, что работал со студенческой молодёжью, у него был театр в МГУ. И, тем не менее, просто срежиссировать программу – да, а сидеть и учить музыкантов – нет. "Ну, Игорь Яковлевич, не могу я этим заниматься! Я их что, учить должен?! Для этого пять лет нужно! И что? Я буду пять лет их учить? Нет уж, бери отдельного разговорника".
Нет, сказал я себе, в конце концов, у меня тоже есть режиссерское образование. Я подумал: если музыканты и поют, и играют, значит, они могут и артистами быть. Это был первый мюзикл в СССР. Мы репетировали до слёз! Малежик плакал: "Игорь Яковлевич, я музыкант, а не артист! Я спою и на гитаре сыграю вам что угодно, но не умею я роли исполнять!" Тем не менее, он со своей ролью справился блестяще.

Видите, опять показания расходятся! Появляется и исчезает Розовский, в принципе отсутствует Берман... Не мюзикл, а шарада какая-то! :) А на самом деле проблема в том, что любил Гранов присочинить - ну, зато теперь нам с вами нескучно. :)

Резюмируем неоспоримым фактом: мюзикл "Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“" стал подарком зрителям к десятилетию коллектива. И, вроде как, публика вполне благосклонно (а часто пишут, что и восторженно) принимала действо.

Билеты на мюзикл стоили по 3 рубля минимум, тогда как на концерты прочих ВИА - всего два с половиной (кто не помнит, 50 копеек составляли тогда существенную разницу, если говорить о цене билета).

В 1978 году ансамбль покинул Малежик:

Помню-помню. Как вы, Игорь Яковлевич, уволили меня из ансамбля за то, что я плохо пел партию Волка...

Знатоки, правда, утверждают, что Вячеслав ушёл сам - мол, надоело ему этого Волка бесконечно играть, сколько можно-то?.. В том же году отправилась в сольное плавание и Бабаян.

На роль волка из "Поющих сердец" переманили Игоря Офицерова, а роль Бабы-Яги перешла к Наталье Шеманковой. Впрочем, последняя радовала почтеннейшую публику максимум несколько месяцев и тоже попрощалась с "Голубыми гитарами". С этого момента роль Бабы-Яги стала... мужской, и исполнял её Виктор Рафаэлов.

Впрочем, и бабушку тоже играла далеко не хрупкая леди, а барабанщик и директор ВИА Владимир Колобов. После ухода - и тоже, получается, в 1978-м, из "Голубых гитар" Павла Бабакова (Гранов приглашал его впоследствии исключительно на зарубежные гастроли - дабы добиться мощного звучания и восторгов публики) роль Сказочника досталась Сергею Глухарёву. Полагаю, и иные кадровые изменения были, но их я не отслеживала - да и не хочу.

Виниловый альбом

В 1978 году записывался, а в 1979-м был выпущен виниловый альбом с песнями из мюзикла.

Интересно, что на прилавки поступил диск-гигант - тот, что диаметром 12 дюймов и вмещает до 48 минут музыки. Но вот общая длительность присутствующих на пластинке 10 треков составляла всего... 36 минут 07 секунд.

В записи участвовали свежепришедшие в коллектив Игорь Офицеров и Наталья Шеманкова - именно их голоса дошли до нас.

Трек-лист был следующий:

  1. Любовь навсегда
  2. Дождь
  3. Я люблю
  4. Песенка волка
  5. Для тебя, человек
  6. Пусть любовью мир наполнится
  7. Заболела бабушка
  8. Охота
  9. Ожидание любви
  10. Первый поцелуй

Музыка: Игорь Гранов
Тексты: Леонид Дербенёв (1, 3, 5, 7, 9, 10), Онегин Гаджикасимов (2), Аркадий Хайт и Альберт Левенбук (4), Марк Розовский (6)

Надо сказать, что песни на пластинке располагались абсолютно не в том порядке, в каком звучали в постановке (например, "Для тебя, человек" действо завершала). А потому сюжет мюзикла, и без того загадочный, пронзить было абсолютно невозможно.

Ещё учтите, что и не все песни спектакля на диске присутствовали. Впрочем, три трека ("В лесу", "Чёрный телефон" и "Песня о сказке") почему-то были выпущены ещё в 1976 году на 7-дюймовом мини-альбоме "Преддорожная". Видимо, решили не повторяться.

А прослушать непосредственно альбом 1979 года нам поможет Яндекс Музыка:

Отмечу ещё, что в том же году был выпущен и 7-дюймовый мини-альбом с песнями из "Красной шапочки", на котором было всего 4 трека: "Дождь", "Я люблю", "Пусть любовью мир наполнится" и "Заболела бабушка".

Обложка мини-альбома
Обложка мини-альбома

Как минимум две песни из мюзикла никогда не выпускались в студийной версии, но доступны в виде концертных записей. Это разудалые "Куплеты Чёрта" и "Песня Охотника", представляющая собой пародию на Владимира Высоцкого.

Стараниями ценителей был восстановлен хронологический порядок песен в мюзикле:

  1. Песня о сказке
  2. В лесу
  3. Заболела бабушка
  4. Чёрный телефон
  5. Я люблю
  6. Песенка Волка
  7. Ожидание любви
  8. Дождь
  9. Любовь навсегда
  10. Охота
  11. Песня охотника
  12. Первый поцелуй
  13. Пусть любовью мир наполнится
  14. Для тебя, человек

И куда-то ещё помещались "Куплеты Чёрта" - их точное местонахождение в ткани постановки пока не определено. Желающие могут скачать все 15 треков, любовно собранные в один архив, вот тут.

Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“". В. Малежик - Волк, Н. Киреева - Красная Шапочка
Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“". В. Малежик - Волк, Н. Киреева - Красная Шапочка

Сюжет мюзикла

А вот о чём именно был мюзикл "Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“", я толком и не представляю. Сейчас буду пытаться собрать воедино сведения из нескольких источников (которые, впрочем, картину не сильно проясняют).

Давайте почитаем отзыв зрителя, лицезревшего "Красную шапочку":

Сам же мюзикл мне удалось посмотреть только в конце 1978 года. По делам института мы, трое студентов и преподаватель истории КПСС, попали на несколько дней в командировку в Москву. Забот, впрочем, было у нас немного, жили мы в общежитии МГУ и наслаждались столичной свободой. В один из вечеров, прогуливаясь по Новому Арбату, на киноконцертном зале "Октябрь" мы увидели афишу: "Красная Шапочка, Серый Волк и "Голубые гитары"". Против моего предложения сходить никто не возражал, но все билеты были уже проданы. Пришлось ждать у кассы бронь перед концертом, но ожидание наше было вознаграждено – мы смотрели представление с отличных мест. Зал, само собой, был забит. Заглавные партии исполняли солисты в стилизованных костюмах: Серого Волка (по амплуа – как бы Ромео), Красной Шапочки (вроде как Джульетты) и Чёрта (натурального чёрта с хвостом; кстати, это был, пожалуй, самый колоритный и симпатичный персонаж). Сам же ансамбль, достаточно многочисленный, с медной группой, кроме собственно аккомпанемента исполнил и несколько тематически вплетённых в действие песен, а также большой энергичный инструментальный номер "Охота", в процессе исполнения которого ударник барабанил по всем попадающимся под руку предметам, включая микрофонную стойку и пол сцены. Перечислять номера мюзикла не буду – часть их записана на одноимённой большой пластинке (правда, тех самых куплетов Чёрта на ней нет, как нет и других песенок, мне лично до сих пор нравящихся, но недостаточно в своё время раскрученных, – "Чёрный телефон", "В лесу"; они выходили отдельно на "миньоне"). В целом представление оставило очень благоприятное впечатление, было динамичным, профессионально исполненным и всем нам понравилось. Да и зрители принимали артистов очень хорошо, особенно в некоторых, уже достаточно известных ударных номерах. Под заключительные аплодисменты, вполне искренние и заслуженные, на сцену даже вынесли корзину цветов – явление на концертах ВИА нечастое. Возможно, успех программы в целом, помимо исполнительского мастерства ансамбля, определялся и тем, что состояла она из номеров, написанных разными авторами, в том числе, и руководителем ансамбля Игорем Грановым, и потому разнообразная. Сожалею, но ни одной фамилии тогдашних участников ансамбля с уверенностью назвать не могу – на пластинках они мне не попадались.

Понятно, Ромео и Джульетта. История про любовь.

Газета "Вечерняя Москва" в номере от 18 апреля 1978 года подтверждает наши догадки:

Даже если вы хорошо помните сказку о Красной шапочке, пойдите в Театр эстрады на новую программу вокально-инструментального ансамбля «Голубые гитары». И вы узнаете много неожиданного об этой послушной и умной девочке. Обратившись к старому, традиционному сюжету, ансамбль пересказывает его на свой лад (конечно, не без помощи сценаристов А. Хайта и А. Левенбука). Вернее, не столько пересказывает, сколько «перепевает». потому что представление «Красная шапочка, Серый волк и «Голубые гитары» — не что иное, как веселый мюзикл, насквозь пронизанный музыкой композитора И. Гранова, сцементированный, скрепленный ею в цельное эстрадное представление.
То задорно и иронично, то с теплыми лирическими интонациями ведет ансамбль музыкальный рассказ о человеческой верности и чистоте и, конечно, о любви. О любви — потому что хоть Красная шапочка и осталась в этом спектакле прежней Красной шапочкой — милой и доброй девочкой, однако, вопреки старой сказке, она всем своим чистым и преданным сердцем олюбила Серого волка. К тому же в исполнении артистки Н. Киреевой эта Красная шапочка умеет еще и хорошо петь.
Запел в спектакле и Серый волк (И. Офицеров). В модной безрукавке из живописных кусков меха он напоминает скорее упрямого, трудно управляемого подростка, нежели страшного лесного жителя. Да он и есть ершистый парнишка Сережа, по прозвищу Серый, из соседнего с Красной шапочкой подъезда...
Есть здесь и своя Баба-яга с ангельским личиком и дьявольски склочным характером (Н. Шиманкова) и сам дьявол, то есть Черт (В. Кузин), очень смахивающий на мультипликационного Серого волка, только весьма прифранченного.
Есть и добрый Сказочник — прекрасно поющий и удивительно обаятельный (П. Бабаков). Но если даже такому Сказочнику не удастся заставить улыбнуться иного пессимистически настроенного зрителя, его наверняка развеселят музыкальные бабушки, неспроста как две капли воды похожие на знаменитых Веронику Маврикиевну с Авдотьей Никитичной (артисты В. Колобов и все тот же неутомимый И. Офицеров, чье исполнение отличается особой легкостью, непринужденностью, артистизмом).

Всё равно ничего не понятно, потому ещё и вот этим кратким синопсисом отлакируем текст:

По всей видимости, зрелище очень напоминало еще не экранизированное Марком Захаровым "Обыкновенное чудо" Е. Шварца. Серый Волк, заглянувший в гости к Яге, случайно выпивает приготовленное для Черта волшебное зелье и принимает человеческий облик. Затем он по уши влюбляется в Красную Шапочку, но при первом же поцелуе ощущает угрызения совести и убегает. Впереди бедолагу ждет немало приключений - в основном подстроенных Бабой-Ягой и Чертом и полное превращение в настоящего человека.

Ну вот, хоть немного прояснилось, зачем в сюжете потребовались Баба-Яга и Чёрт. Может быть, когда-то будет опубликован сценарий мюзикла, и мы сможем оценить его по достоинству. Пока же просто отметим, что "Красная шапочка" собирала полные залы по всей стране на протяжении трёх лет, но Игорь Гранов уже смотрел вперёд...

Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“". Фото с автографами исполнителей
Красная шапочка, серый волк и „Голубые гитары“". Фото с автографами исполнителей

Телешоу

История мюзикла

Наступил 1982 год. "Красная шапочка" поднадоела даже худруку "Голубых гитар". Он собрал на совет своих постоянных соавторов, поэтов-песенников Игоря Шаферана и Александра Жигарева, а также сатирика Леона Измайлова и некоторых его коллег, чтобы в результате мозгового штурма родить идею нового мюзикла.

И придумался он: телетеатр "Голубых гитар". Действо, объединяющее номера-пародии на популярные телепередачи и песни, по старой доброй традиции Гранова со товарищи, сюжетно с происходящим, вроде бы, мало связанные. Название вся история получила соответствующее: "Телешоу".

Я сразу предупреждаю: если о "Красной шапочке" информацию найти проблематично, то о двух последующих мюзиклах ВИА "Голубые гитары" в принципе рассказывать практически нечего. Потому мы с вами доберёмся до финала статьи быстренько.

Но пока уясним, что авторами сценария "Телешоу" стали Леон Измайлов, Михаил Задорнов и Валерий Чудодеев, музыку, как обычно, написал лично Игорь Гранов, а тексты песен - Игорь Шаферан, Александр Жигарев и Сергей Алиханов.

И вот тут уже руководитель ВИА к сторонним режиссёрам точно не обращался - сам справился.

Состав коллектива был уже практически полностью иным, нежели прежде, численность команды сократилась, и в "Телешоу" участвовала единственная представительница пола слабого - солистка Ирина Уварова.

Гранов, тем временем, держал руку на пульсе и подметил, что ВИА как явление теряют свою популярность. Если ещё буквально вчера вокально-инструментальные ансамбли были в фаворе, то теперь они вышли из моды, превратившись в восприятии обывателей в нечто кондовое и "совковое".

Худрук поступил креативно: он избавился и от определения "ВИА", и от названия "Голубые гитары", начав именовать коллектив просто синтез-труппой Игоря Гранова. Ну, спектакли же коллектива - вещи синтетические, верно? Там и песни, и драма, и пластика, и импровизация, и интерактив, и мастерское владение музыкальными инструментами... Потому - синтез-труппа (а не синтез-группа, как ошибочно значилось в некоторых афишах).

И "Телешоу" показывала сначала синтез-труппа "Голубые гитары", почти сразу же трансформировавшаяся в вышеупомянутую синтез-труппу Игоря Гранова. Вплоть до 1987 года "девичья фамилия" экс-ВИА употребляться не будет.

Сюжет мюзикла

Я бы сказала, что "Телешоу" - это не мюзикл, а чистой воды ревю. Вот что говорилось в аннотации на обратной стороне конверта виниловой пластинки:

Программа, с которой выступают «Голубые гитары», называется «Телешоу». Эстрадные номера носят названия передач Центрального телевидения: «Новости», «Служу Советскому Союзу», «Музыкальный киоск», «Очевидное — невероятное», «Человек и закон», «Вокруг смеха», программа «Время». Все номера концерта актуальны, проблемны, все — о сегодняшнем дне, о том, что нас с вами волнует, что нам интересно.
«Каждая песня, — читаем в рецензии «Телетеатр «Голубых гитар», опубликованной в октябре 1983 года в еженедельнике «Неделя», — подготовлена соответствующей телевизионной заставкой, антуражем, текстом, и она не просто поется: сменяются мизансцены, вокалисты и музыканты играют как драматические актеры, танцуют как артисты балета или хореографического ансамбля».
«Цельный, современный музыкальный спектакль — яркий, живой, запоминающийся» — так характеризует работу синтез-труппы И. Гранова в статье «Концерт «Голубых гитар» газета «Советская Россия».

Восхищается визуалом и корреспондент "Недели":

На сцене — большой экран, стилизованный под телевизионный: на нем появляются заставки, пейзажи, атрибуты той или иной традиционной телепередачи. И под этим функционирующим символом разворачивается праздничное, веселое, даже слегка озорное действо, выстроенное по знакомым рубрикам: «Новости», «Народное творчество», «Сельский час», «Клуб молодоженов», «Спокойной ночи, малыши», «Погода»... Конечно, не только шутки и репризы; например, в одном из первых разделов «передачи» — «Служу Советскому Союзу» — звучат новые песни о Родине, о вдохновенном труде, о наших воинах; гражданская тема отражена и в других разделах. Словом, получается зрелище многоплановое, увлекательное.

Откровенно говоря, я так и не поняла, что это был за экран и как он работал (всё же начало 80-х было на дворе, так что я бы на особую технологичность не рассчитывала), а фотографий, на которых сей экран видно, я не обнаружила.

Идея Гранова была следующей:

Мы давно искали форму, которая позволила бы не чередовать, как обычно, эстрадные номера, а, объединив их сюжетом, превратить в своеобразный спектакль, каждая отдельная сцена которого могла бы быть и самостоятельным эстрадным номером.

Ну, так оно и получилось.

А корреспондент "Известий" задаётся вопросом:

Композиция? Спектакль? Концерт-импровизация?

И делится впечатлениями:

И зритель откликается. Он не может внимать равнодушно, созерцать безучастно, потому что это ему близко. понятно, потому что это его волнует, тревожит — и нежная песня-дума о любви, о родной земле, и страстно рвущийся голос певца в защиту окружающей человека среды, и завораживающий космический танец куклы-робота, и неистовая музыка Баха, и смешная пародия на горе-ученых... Кажется, все существующие в природе эстрадные жанры представлены в новой оригинальной программе — вокал, классика, юмор, иллюзион... Цельный, современный музыкальный спектакль — яркий, живой, запоминающийся. Создателям его, артистам ансамбля, по профессиональной подготовке вокалистам и музыкантам, пришлось «осваивать» смежные актерские профессии. К примеру, разговорные жанры и даже... балет.
По сюжету действа занавеса не было, как не было и антракта. Спектакль шел полтора часа, и не чувствовалось усталости ни в зале, ни на сцене.

И рецензентов, и зрителей невероятно тронул номер, посвящённый передаче "Человек и закон", равно как и следующая за ним песня "Третья сторона" - пожалуй, впервые в песне о разводе говорилось о чувствах не только расстающихся людей, но и их ребёнка:

Пустеет зал, расходится народ,
Судья листает том очередной,
Две стороны согласны на развод,
Не посчитавшись с третьей стороной...

"Вечерняя Москва" же упоминала интерактив в мюзикле:

Связь зала со сценой становится абсолютной во время конкурсов «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!». Весело всем: и тем, кто в зале, и тем, то отважился выйти на сцену, и самим артистам, которые естественны, просты, приветливы со своими гостями.

Каким же в целом был спектакль? СМИ на удивление благосклонны. А вот простой зритель сохранил такие воспоминания о "Телешоу":

Так вот, зал Октябрьского дворца был полон, публика – благожелательна, но без проявлений фанатизма, да и на цветы не слишком щедра. Ансамбль, числом значительно уменьшившийся, составом существенно изменившийся, звучал безупречно, саунд современный, гитарно-клавишный, солисты прилично пели, но шоу как такового, в общем-то, не было, да и песни были какие-то незапоминающиеся. Так бывает при просмотре какого-нибудь лёгкого развлекательного фильма – пока смотришь, вроде занимательно, а кончился фильм – и уже не вспомнишь, о чём он был. Ну, а тех, кто хочет составить представление о той программе – отсылаю к одноимённой пластинке. Для тех же, кто послушать её возможностей не имеет, упомяну лишь несколько названий: “Добрый человек”, “Третья сторона”, “Песенка гитариста”. Они вам что-то говорят? Вот и я, купив диск, послушал его от силы раза три.

Я прошу прощения за обилие цитат - просто ваша покорная точно не выскажется точнее и полнее, нежели очевидцы.

В общем, как вы уже, полагаю, поняли, связный сюжет отсутствовал. Показывали пародии, впечатляли талантами, пели песни (и я вообще не понимаю, к какой телепередаче "цеплялся" тот или иной музыкальный номер - ну, кроме "Третьей стороны")...

Можно ли назвать это всё спектаклем? Ну, при желании, да. Лишь бы авторы своё детище сами так позиционировали.

Виниловый альбом

В 1984 году записывается, а в 1985-м выпускается диск-гигант с песнями из мюзикла "Телешоу". И снова 10 треков, представленные на пластинке, занимают всего 38 минут из доступных 48.

Видимо, очень хотелось Гранову прославиться за границей, ибо на обложке диска гордо значилось: "Synthy Troupe By Igor Granov". А внизу, меленько, пояснялось: "Синти-труппа Игоря Гранова". И официальное название альбома (выпущенного в СССР, что характерно), было таковым: "Songs From „TV Show“" (а вовсе даже не "Песни из музыкального спектакля „Телешоу“").

Трек-лист - вот он (заметьте - это именно порядок песен на виниле, в цифровом издании "Родина моя" была передвинута в самый конец):

  1. Ни тепло, ни холодно
  2. Путешествие
  3. Добрый человек
  4. Третья сторона
  5. Родина моя
  6. Песенка гитариста
  7. Не оставляй меня одну
  8. Цирк
  9. Учитель-попугай
  10. Ты должен понять, человек

Гитарист Сергей Цирес вспоминает, что на диск вошли почти все треки, звучавшие на сцене, кроме "ещё пары-тройки". Увы и ах, отсутствует инструментальная композиция на музыку Бетховена, которую Сергей исполнял как бы в рамках телепередачи "Музыкальный киоск" (рецензенты отмечали высочайший уровень мастерства музыканта) - впрочем, её концертную запись можно обнаружить в интернете.

А в целом - опять и снова обращайтесь к Яндекс Музыке. Она позволит прикоснуться к "Телешоу" (в смысле, к той его "части", которая была выпущена на виниле):

Надо заметить, что звучание бывших "Голубых гитар" определённо стало более "рокерским", но всё равно, впечатление после прослушивания большей части песен складывается такое, будто музыканты типичного ВИА кому-то проспорили и теперь вынуждены наступить на горло своей песни и вжарить рок.

Панорама

История мюзикла

Ну что, мы добрались до 1986 года. Теперь и "Телешоу" в прошлом. Настала очередь "Панорамы". И про неё информации ещё меньше, чем о её предшественницах...

Авторами сценария стали Леон Измайлов и Валерий Чудодеев, музыку, как вы уже, полагаю, поняли, написал Игорь Гранов, а стихи песен - Леонид Дербенёв. Режиссировал снова худрук.

Премьерные показы прошли в концертном зале гостиничного комплекса "Измайлово" (ну да, это нынешний КЗ "Измайлово) с 5 по 14 сентября 1986-го. Всего состоялось 14 показов (ибо в некоторые дни по два спектакля играли).

Синтез-труппа Игоря Гранова изменилась внешне, забрутальнела (тем более, что женщин в составе я в принципе не рассмотрела), окончательно сбросила с себя флёр ВИА... Фотографий того периода я не обнаружила, но несколько скриншотов из видео - пожалуйста:

Звучание стало ещё более рокерским (хотя часть треков, как и в "Телешоу", так и навевают ассоциации с ВИА "Мальчишки-69").

И о чём же, интересно, был мюзикл, который презентовали зрителям сии мощные мужи?

Сюжет мюзикла

Как и мюзикл-предшественник, "Панорама" - это, по факту, ревю. Но на сей раз Гранов и его команда концентрировались на календаре и создали эдакую "летопись жизни страны", охватывающую один год.

И давайте я опять не буду мудрить, а обширно процитирую статью из "Вечерней Москвы" от 9 сентября 1986 года (то бишь, напечатанную как раз в дни премьерных показов):

Яркий калейдоскоп песен, реприз, пародий, шуток, музыкальных композиций вовлекает зрителей в экскурсию по примечательным датам.
Новый год — один из самых, пожалуй, любимых и светлых красочных праздников. Не случайно его принято, считать семейным. Он сопровождается озорными розыгрышами, шутками. И, конечно, песнями. Веселые, задушевные, может быть, чуточку грустные, философские, находят они у зрителей живой отклик.
Весна. 8 марта, 1 апреля. Эти даты в спектакле освещены мягким юмором, лиризмом и опять же песнями («Зина», «Чудеса в решете», «Велосипед»). Дружными аплодисментами встречает публика остроумную по своей неожиданности и актуальности пародию на знаменитое «Комарово». В задорном исполнении И. Браславского она может стать серьезным конкурентом оригиналу.
Май. Пора пробуждения природы, цветения, любви. «Труд, мир, май» — эти слова поэта на наших праздничных транспарантах.
В сердце каждого из нас этот весенний месяц. Благодаря Великой Победе вот уже четыре десятилетия над нами безоблачное мирное небо. «Отступать мы не могли, не победить мы не имели права... У нас в руках была судьба Земли...». Эти проникновенные и гордые слова в песнях «Век Победы», «О мире», которые исполняет ансамбль (солист А. Казанчев), заставляли сидящих в зале сопереживать глубоко и взволнованно. Зрители старшего поколения не стыдились слез, набегавших на глаза, а молодые притихли и, казалось, ушли в себя, задумались.
И снова на сцене звучат радостные, мажорные ноты счастливой мирной жизни. Лето — пора фестивалей, карнавалов, конкурсов. Артисты синтез-труппы вовлекают зрителей в затейливый, веселый, развлекательный хоровод пародийного парада поп-музыки. В нем «Запорожские криворожцы», телевизионные шоу-передачи, «гости» — популярные певцы и ансамбли.
В зале то и дело слышится смех и раздаются дружные аплодисменты. Солисты И. Новиков, Л. Абрамов обладают не только достойными вокальными данными. Они прекрасно танцуют, пластичны, вполне профессионально (что редко среди певцов) исполняют монологи, репризы, шутки. Такая многогранность исполнителей — свидетельство незаурядных — способностей и тщательной работы с ними опытного режиссера, что, к сожалению, редко бывает на эстраде.
Ежегодно в ноябре мы отмечаем день рождения нашего социалистического государства. В красочной поэтической форме артисты как бы штрихами воссоздают песенно-музыкальные композиции, посвященные народам нашей многонациональной Родины. В ней и добрая песня хлопкороба, и радостная — садовода, виноградаря, и забавная — чукчи-оленевода, и раздольно-широкая — россиянина. И всех объединила песня о любимой Родине — патетическая, захватывающая.
Откровенно говоря, удачные эстрадные премьеры бывают не так уж часто. Особенно музыкальные. Спектакль «Панорама» — приятное тому исключение.

Цитата здоровенная, зато единственная, касающаяся сюжета "Панорамы". Иных я не обнаружила.

Кстати, как минимум одну строчку из всего материала мюзикла вы точно знаете: "А чукча в чуме ждёт рассвета". Пишут, будто бы "Песенка о терпении", в припеве которой как раз и говорилось об ожидающем чукче, вызвала недовольство у народов Крайнего Севера. Вот эти строки, пропетые в ритме танго, людей смутили:

А чукча в чуме, чукча в чуме
В полярной ночи ждет рассвета.
С замороженного неба
Звезды льют неяркий свет.
А чукча в чуме ждет рассвета,
А рассвет наступит летом,
А зимой рассвета в тундре
За полярным кругом нет.

Ну, не знаю...

Виниловый альбом

В 1987 году записывался, а в 1988-м был выпущен очередной альбом с песнями из мюзикла. На сей раз диск-гигант содержал всего 8 песен. Общее время звучания - 35 минут 14 секунд.

Как и предыдущий релиз, данный был подписан: "Synthy Troupe By Igor Granov / Синтез-труппа Игоря Гранова".

Коли интересуетесь трек-листом, то читайте:

  1. Письмо к любимой
  2. Видеть тебя
  3. Я ухожу к другой
  4. Балтика
  5. Всё начинается вновь
  6. Атлантида
  7. Дастархан
  8. Песенка о терпении

В цифровое переиздание включили ещё одну версию "Песенки о терпении" - исполненную совместно с Кола Бельды, и треков стало девять.

Яндекс Музыка предлагает послушать их все:

Если вы внимательно читали пункт о содержании "Панорамы", то обнаружили в нём упоминание песен, в записи отсутствующих, как класс. Это "Зина-Зинаида" (или "Про булавки"), "Велосипед", "Чудеса в решете", "Век победы" (все вышеперечисленные песни имеются в студийных версиях - с иных альбомов или поди пойми, откуда) и загадочный трек "О мире" (который, по сути, может быть чем угодно). Имеется на просторах интернета и концертная запись пародии на песню "Комарово".

В общем, спасибо трудолюбивой журналистке за помощь в дополнении сет-листа мюзикла, а все желающие могут скачать уже не 9, а 14 треков из "Панорамы" тут.

Игорь Гранов - главный человек в этой статье
Игорь Гранов - главный человек в этой статье

Заключение

Можно было бы и поставить точку, но мне хочется рассказать, чем же всё закончилось - и история "Голубых гитар", и стремление Гранова найти себя в музыкальном театре.

В 1987-м коллектив возвращает себе исходное название и значится на афишах как "синтез-труппа „Голубые гитары“". В 1988-м команда снова позиционируется как "синтез-труппа Игоря Гранова".

А вот в июне 1989 года группа переименовывается: теперь она "Игра" (потому что Игорь Гранов). Под таким названием команда и существовала до 1991 года... когда окончательно канула в небытие.

Стоит ансамбль "Червона рута", сидит группа "Игра"
Стоит ансамбль "Червона рута", сидит группа "Игра"

Гранов же ещё в 1987-м (спасибо разрешению на индивидуальное предпринимательство) организовал экспериментальный театр-студию "Музыка", в котором сам выступал в качестве главного режиссёра, а к работе в постановках привлекал не только свою синтез-труппу (куда ж без неё), но и таких звёзд, как Алла Пугачева, София Ротару, Лайма Вайкуле, Евгений Петросян, Михаил Муромов и прочая, прочая...

Лучшая световая и звуковая аппаратура, непривычная для СССР форма оплаты (учитывающая коэффициент трудового участия), расширение выразительных средств шоу за счёт привлечения знаменитых профессионалов... В общем, все условия для громкого успеха.

5 февраля 1988 года в концертном зале гостиницы "Космос" состоялась премьера эстрадно-театрального представления "Музыкальный гороскоп", показы которого продлились до 25 февраля (и я не обнаружила даже намёка, что шоу из себя представляло; если кто знает и подскажет, буду дико благодарна).

За пять с половиной месяцев "хозрасчётное театрально-зрелищное предприятие" осуществило постановку шести крупномасштабных программ: и к 70-летию Советской Армии на сцене "Олимпийского", и шоу "Шестое чувство" в честь 1 апреля, и международную программу "Люди планеты Земля", включившую представителей 20 стран... В общем, и сделано было немало, и дальнейших планов - громадьё.

Увы, я не знаю, сколько просуществовал театр "Музыка" и какова в реальности (а не по словам любящего приукрашать Гранова) была его успешность. Нет данных.

А Игорь Яковлевич Гранов постепенно отошёл от сочинительства, режиссёрства и организаторства в сторону медицины: до конца жизни его интересовало лечебное воздействие музыки на организм. Судя по тому, что прожил Гранов 83 года, конкретно на него музыка влияла исключительнейшим образом!

---------------------------------

Я понимаю, что в фактологии местами могу знатно накосячить, потому, если кто-то видит мои ошибки и точно знает, как оно должно быть на самом деле, не стесняйтесь оставлять комментарии! Вы мне очень этим поможете!

Группа "Игра"
Группа "Игра"

Мюзиклы
8721 интересуется