Найти в Дзене
Арина Никитина

Тайны шитья и женских посиделок - вчера и сегодня

Оглавление

06 ноября состоится старт проекта "Шьём судьбу", но уже сейчас он даёт определённые плоды: во-первых, мастерицы столкнулись с совершенно другой системой мышления - артельной, которая во многом стоит в противовес личностному и пирамидальному принципам предприятий.

Во-вторых, погружаясь в мир наших предков, мастерицы обнаруживают для себя сложность простого: за простыми начальными швами, вещами, привычными с детства и знакомыми по крою, шитью (многие кураторы проекта - профессиональные швеи) скрывается магия наших прабабушек, позволяющая творить настоящее волшебство. В связи с этим будем делиться с вами некоторыми секретами - вдруг это и вас вдохновит?!

Правила вышивки. Простые, или Начальные швы

Данные швы, с одной стороны, называются простыми по технике исполнения, с другой стороны, они "универсальны", т.к. сочетаются с любыми типами счётных, гладьевых и др. швов в русской вышивке.

Ими можно выполнить как геометрический, так и растительный или животный орнамент, вышивая по контуру или заполняя сам рисунок изнутри. Простые швы осилит ребёнок в 3-х летнем возрасте, ведь именно с него начинали учить шить и вышивать, т.к. считали данные методы мощнейшими способами сотворения своей судьбы, будущего.

-2

И именно поэтому даже в простых швах наши предки "прятали" или видели подсказки Бога, наделяя каждый шов волшебными свойствами.

Уже само слово "простой", при прослеживании его этимологии, открывает нам удивительные тайны:

Пъросътоi

Пъ - по - следование по чему-либо;

Ро - внутренний свет, душа;

Съ - со - совместность;

Сът - сот(ы) - шестигранная структура, создаваемая раделами (пчёлами) - символ того, что "душа обязана трудиться..";

Съто - сто - век, отпущенный человеку для физического совершенства;

То - безличное указательное местоимение, признак божественной энергии;

I - преодоление хлада души за счёт веры.

Вывод: всё, что кажется простым, на самом деле учит нас "следовать за Богом, опираясь на свет души, идя совместно с соратниками, в труде совершенствуя тело и душу, во всём видя Бога, преодолевая силой веры хлад души (лень, обидчивость и равнодушие)". Как сами понимаете, это не только про швы.

А поскольку второе название этих швов - начальные, то мы можем опереться в своих знаниях на сказочные принципы: "Начало начал", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", "Лыко да мочало - начинай с начала", "Начинается с начала или с конца палка в зубах у пса" и т.д.

Для наших предков принцип начала был связан с образом Света Ра - первым импульсом жизни, с которого началось рождение Вселенной. Его символьным отображением в славянской мифологии является яйцо. То самое яйцо, в котором хранится смерть Кощея - игла. А со смертью этого персонажа начинается новый мир для героев - счастливый и радостный.

Именно поэтому предки замыкали любую вышивку в круг, когда начало и конец совпадают - так рождался принцип нерушимости линии вышивки, строчки, жизни, бесконечности сказки и счастья, выраженного в символах.

К ним относились:

  1. Шов "вперед иголку": простой; в два приема; в набор; с перевивом
  2. Шов "за иголку": простой и двойная строчка
  3. Шов "назад иголку": простой, точки, квадраты, с перевитием, тройная строчка
  4. Шов "рубец": простой, строчкой, с орнаментом; запошивка
  5. Шов "через край" – обычный и для верхнего платья
  6. Старинный шов "через край"
  7. Ажурные соединительные швы (около 20 видов - зависит от губернии)
  8. Стебельчатый – простой и украшающий
  9. Петельный: простой, лучистый, для аппликации, лесенка, с перевивом, кустики, полукруг, листики, треугольники, двойной, сплошной
  10. Тамбурный: простой, обвитый, расширенный, двухрядный, полупетля, елочка, ломанная елочка

А сколько из этих швов умеете делать вы?

-3

Еще немного о творчестве иглой...

Наши прабабушки вышивали в основном в осенне-зимний период по ряду причин:

1) весенне-летний период все, от мала до велика, были заняты в аграрно-полевых работах;

2) шитьё и вышивка считались процессом очень ответственным, не допускающим спешки и суеты;

3) осенне-зимний период шёл под покровительством Богов Нави и Прави, а значит, творчество в этот период максимально способствует пониманию того, от чего надо освободить душу и сознание, чтобы желаемое осуществилось.

Кроме того, существовал ещё целый ряд примет и поверий, которые были связаны с календарём, пониманием назначения вещи, функций Богов, связанных с целью творения - мечтой. Вот давайте поговорим о некоторых из них.

Читай также: 👉 Как наши предки создавали живые вещи.

Правила вышивки обережных вещей

• Начать работу старались с восходом Солнца или вскоре после него, т.к. в это время идёт максимальный поток божественных сил;

• Садились вышивать у восточного или южного окна не только потому, что там больше света, но и потому, что это благостные стороны, с них приходит всё новое;

-4

•В русской культуре не было жёстких запретов на использование пялец в обережной вышивке, но свои тонкости присутствовали.

Некоторые сложные виды вышивки (вышивка по сетке, вышивка золотой канителью), как и золототкание, подразумевали работу двумя руками одновременно, поэтому пяльцы были необходимы.

В более простых типах вышивки считалось, что пяльцы нужно использовать особо, когда вышиваются навные вещи: поминальные, рушники, рубахи для умершего человека, вещи для болезненного человека – там пяльцы помогают не выпускать Навь, которая отображается в рисунках.

Читай также: 👉 История и магия лоскутного шитья.

Для вышивки навных вещей пяльцы обычно заговаривались защитными заговорами до начала работы, окуривались бесогонными травами или обматывались туго красной ниткой. Хранили их отдельно и для вышивки правных вещей не использовали ни в коем случае!

У моей бабушки, например, были пяльцы с осины, которые использовались только для вышивания навных вещей, а вот березовые и липовые она использовала для явных и правных творений.

Для сотворения вышивки на явных и правных вещах запрета на использование пялец не существовало. Считалось, что в такой вышивке энергия течёт не только от края до края рисунка горизонтально, но еще и сверху вниз вертикально, поэтому пяльцы никак не препятствуют взаимодействию узора с миром.

• Порядок вышивки на одежде у староверов и старообрядцев встречается в двух вариантах.

Первый - по уже готовой одежде, где еще не закрыта подоплёка, нет подгибки и обработки подола, рукавов и горловины.

Второй - когда одежда сшивалась крестом, т.е. к основному стану были пришиты рукава. На этом кресте, несмотря на то что подол был разомкнут, вышивка по подолу выполнялась в направлении с правого края полотна стана до левого таким образом, чтобы при сшивании боковых швов изделия крайние стежки вышитого узора замкнулись в круг. То же самое и с рукавами.

Это было очень важное условие: вышивка по подолу закрывала человека от нави, усиливала контакт с предками.

На рукавах круг правила вышивки оберегал от зла, идущего со стороны соратников и социума, а также учил принимать людей, договариваться с ними на артельное взаимодействие.

На горловине круг правила вышивки получался разомкнут застёжкой для того, чтоб в наш мир вошёл Бог.

• Вышивка на денных вещах, как правило, с изнанки закрывалась подоплекой (подкладкой) или подгибом, в особенности по подолу и по вороту.

Согласно традициям славянского Узорочья, вышивка по подолу содержала информацию о той Нави, которую человек преодолевал, плюс подол – это взаимосвязь с предками. Поэтому подоплека помогала оберечь человека и свести его контакт с Навью к минимуму.

Вышивка на вороте рубахи содержала информацию о том, в какую Правь человек устремляется. Подоплека этой части вышивки была призвана свести к минимуму влияние несовершенного плотского тела на заложенную в вышивку программу.

Часто подгибом и подоплёкой по горловине и вороту закрывалась изнанка правила вышивки (даже если та была двусторонней) еще и для того, чтобы никто со стороны не смог даже исподтишка вмешаться в судьбу человека.

Вышивка на рукавах и манжетах рукавов подоплекой не закрывалась, потому что руки – это инструмент, которым человек творит свой путь в мире Яви, двигаясь в Правь.

П.С. Как изменить привычный уклад жизни и сотворять живые вещи, ты узнаешь из курса «Шьём судьбу».