Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Инженер будущего. Евгений Замятин

Евгений Иванович Замятин, легендарный антиутопист, давший новый старт этому жанру в ХХв., родился в городе Лебедянь в 1884 году в семье священника и пианистки. Любопытен этот союз человека искусства, даже богемного - с тем, у кого духовный сан. Да и сам Евгений Иванович сочетал в себе разносторонние интересы и таланты. Его одновременно увлекало инженерное дело и художественная литература. Впрочем, что здесь удивительного?..И то, и другое - из области применения фантазии, смелости намечтать что-то такое, чего на свете не было или быть не может. Или может, как оказалось в его будущей антиутопии... Но это потом, а пока юный Женя был просто отличным учеником, посещая сначала родную лебедянскую гимназию, затем воронежскую. Ее он и закончил с золотой медалью, выбрав после поступление в Санкт-Петербургский политехнический институт, где выучился на инженера-кораблестроителя. Духовная и творческая составляющие наложились на интерес к науке и технике, к достижениям технологий, что были так отчая
Портрет Замятина кисти Бориса Кустодиева
Портрет Замятина кисти Бориса Кустодиева

Евгений Иванович Замятин, легендарный антиутопист, давший новый старт этому жанру в ХХв., родился в городе Лебедянь в 1884 году в семье священника и пианистки. Любопытен этот союз человека искусства, даже богемного - с тем, у кого духовный сан. Да и сам Евгений Иванович сочетал в себе разносторонние интересы и таланты. Его одновременно увлекало инженерное дело и художественная литература. Впрочем, что здесь удивительного?..И то, и другое - из области применения фантазии, смелости намечтать что-то такое, чего на свете не было или быть не может. Или может, как оказалось в его будущей антиутопии...

Здесь родился Замятин. Сегодня это дом-музей его имени в Лебедяни
Здесь родился Замятин. Сегодня это дом-музей его имени в Лебедяни

Но это потом, а пока юный Женя был просто отличным учеником, посещая сначала родную лебедянскую гимназию, затем воронежскую. Ее он и закончил с золотой медалью, выбрав после поступление в Санкт-Петербургский политехнический институт, где выучился на инженера-кораблестроителя. Духовная и творческая составляющие наложились на интерес к науке и технике, к достижениям технологий, что были так отчаянно популярны в те времена. Ведь, и в самом деле, в век технологий, торжества промышленности, одновременно обществу требовались новая духовность, философия, идеология.

Насчет последней - в роковом для нашей страны 1905 году Евгений очаровался модным тогда социализмом, вступил в партию большевиков, почти тут же попал в тюрьму за революционную деятельность. Откуда его, правда, довольно быстро выпустили. В столице ему теперь жить было нельзя, некоторое время он пытался делать это нелегально, его ловили и раз за разом высылали. В те же годы он все активнее начинает писать, хотя главное его произведение все еще впереди. А еще в 1905 он познакомился с будущей женой-единомышленницей (вместе участвовали в революционных действиях) Людмилой Усовой.

Все-таки сын священника, очарованный социализмом молодой инженер, во время Первой мировой войны придерживался пацифистских позиций и даже написал антивоенный рассказ "На куличках", за что снова был отправлен в ссылку. После войны, впрочем, опала закончилась и молодого специалиста даже отправили в командировку в Англию, где он, как инженер, участвовал в постройке российских ледоколов. Он смог буквально "развернуться" как инженер, увидел тогдашнюю британскую промышленную мощь и прагматичный подход, которые его восхитили. Замятин год работал на верфях в Глазго, Ньюкасле и Сандерленде и вернулся в Россию совсем другим человеком. На относительно небольшой (по сравнению с нашей страной) территории это буйство машиностроения, технологий и достижений Англии поразили его, взволновав, вдохновив на размышления, осмысления, некую философию. Туда же, в Англию, к нему приехала его любовь - Людмила Усова.

-3

Осенью 1917 Евгений Иванович вернулся в Россию, женился на Людмиле, случилась революция.

С женой Людмилой
С женой Людмилой

Мы помним его взгляды и нет ничего удивительного в том, что Замятин принял перемены, даже ждал их. Как это часто бывает, на практике от устаревших имперских подходов маятник уж слишком сильно качнулся в сторону подчас грубоватых методов новой власти. И, если поначалу Замятин активно принимал участие в новой жизни новой страны, был председателем ленинградского отделения Союза писателей, публиковал рассказы и статьи, то уже в 1920 году он написал свой знаковый роман "Мы", который новым властям совсем не понравился.

Коротко напомним фабулу, если кто-то успел подзабыть: действие романа нашего соотечественника разворачивается в 32м веке и подозрительно напоминает век нынешний. После разрушительной Революции, погубившей почти всё человечество. Выжившие люди построили огромный город — Единое Государство. Благодетель – в 43 раз единогласно избираемый его жителями, деспотично управляет даже личной жизнью граждан. Которые носят не имена, а обозначены цифровыми кодами. И у которых отбирают детей для разрушения эмоциональной связи между людьми. Сами же взрослые живут в стеклянных зданиях для неусыпного контроля и лишь на два часа могут скрыться за шторами ради уединения с постоянно сменяющимися партнерами.

Граждане Единого государства называются “нумерами”, живут в стеклянных домах, в одинаковых квартирах без штор, на всеобщем обозрении, носят одинаковую одежду ("юнифы"), перемещаются на "аэро" (видимо, маленьких самолётах или вертолётах), которые они берут и потом точно так же оставляют. По закону, "каждый нумер имеет право на любой другой нумер". Если вам кто-то понравился — подаёте заявку на него в центральное бюро, и обоим приходит "розовый талончик" с указанием времени, когда вы можете встретиться на "час".

Одна из иллюстраций к иностранным изданиям романа
Одна из иллюстраций к иностранным изданиям романа

В общем, антиутопия была немедленно запрещена, и выходила сначала только за границей, где пользовалась большим успехом. В 1920 году, сразу после написания романа "Мы", Замятин взялся за создание исторической эпопеи "Бич Божий" об Атилле, вожде гуннов. Впрочем, книгу так и не написал. Тем временем, в 1921 году она вышла в Берлине (на русском), в 1925-м её перевели на английский и напечатали в Нью-Йорке, в 1929-м — в Париже на французском. В самой России и на русском языке роман вышел лишь в 1988 году. А тогда такого "мирового турне" романа автору уже не простили: роман считали оскорбительным для Революции. После травли в прессе Замятин вышел из союза писателей, а в 1931-м написал письмо Сталину, где попросил вождя разрешения уехать за границу. Сталин, не без содействия Горького, разрешил, и писатель навсегда покинул СССР.

За работой
За работой

При этом, оставаясь социалистом, живя в Париже по советскому паспорту. Работал в местных газетах, писал киносценарии, критику, статьи об искусстве. Умер он в 16м округе Парижа в 1937 году, спустя всего 6 лет после отъезда. Умер в нищете, едва ли не в забвении - на прощанье с ним пришли несколько таких же эмигрантов (коллега и выходец из Петербурга Гайто Газданов, к примеру). Однако к столетию выхода романа "Мы", когда мир охватили куаркоды вместо имен, и целые народы оказались "под информационным колпаком", имя Замятина снова было на слуху. Да и многое из его наследия помимо антиутопии (письма, рецензии, рассказы) удалось сохранить усилиями вдовы писателя, которая пережила его еще на 28 лет.

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/