Вы, наверняка, видели лампы от Tiffany или их копии и, сами того не осознавая, инстинктивно понимали, что это работы Тиффани. Его творения мгновенно узнаваемы и уже более века являются одними из самых востребованных и желанных видов художественного стекла. Но почему люди любят стекло от Тиффани и почему работы Тиффани стали таким популярным предметом коллекционирования? Продолжайте читать, и его история вас поразит. Точно вам говорю !
...Я не могу оправдать трату 20 тысяч на грузовик. Но на витраж Тиффани? Если бы я мог купить его за 20 тысяч, я бы полностью оправдал эти затраты..
Брэд Питт, актер, 1995 год, журнал Sound Byte
Хотя Луи Комфорт Тиффани, возможно, и не родился с серебряной ложкой во рту, он происходил из семьи, которая создавала золотые ложки. Его отец, Чарльз Льюис Тиффани, основал компанию Tiffany & Co., занимающуюся производством предметов роскоши, которая определяла хороший вкус и порядочность в Америке 19 века и сегодня остается одним из самых известных поставщиков ювелирных изделий и аксессуаров в мире.
В юности отец Луи ожидал, что он возглавит семейный бизнес, но у Луи были другие планы. У него были художественные наклонности, и он хотел сделать карьеру художника. Хотя позже он работал дизайнером интерьеров и стал ведущим мировым дизайнером и производителем изделий из стекла, его художественные замыслы привели его на другой путь.
Потрясающее разнообразие материалов, с которыми работал Луис Комфорт Тиффани, включало стеклянные витрины, лампы, вазы, мозаику, эмаль, керамику, ювелирные изделия и «необычные товары» (например, бронзовые настольные наборы). Как мы увидим, он был одним из первых американцев, кто начал работать в стиле, известном как ар-нуво.
СПРАВКА: Что такое ар-нуво (модерн) (1890-1920)
Хотя ар-нуво известно как "югендстиль" в Германии, "модерн" в России, "сезонстиль" в Австрии, "модерниста" в Испании и "Стиль свободы" или "Стиль Флореале" в Италии, оно является общим термином для различных течений, которые зародились в Европе и стали международными к концу 19-го века. Наибольшего эффекта он добился благодаря причудливым экспериментам с криволинейными, цветочными и S-образными линейными орнаментами (обычно называемыми стилями "хлыст" или "угорь"), создающими волнообразные пространства.
Широкое использование железа и стекла в зданиях в стиле модерн нашло отражение в Париже, таких как церковь Сен-Жан-Евангелист на Монмартре (1894-1904), Парижское метро (около 1900 года) и универмаг Samaritaine (1905) недалеко от Пон-Неф. Луи Комфорт Тиффани был одним из первых, кто привнес стиль ар-нуво в Соединенные Штаты.
Тиффани обладала титаническим талантом. Будучи гением искусства, он строил особняки, спроектировал десятки интерьеров, создал тысячи окон и светильников и изготовил десятки тысяч сосудов из выдувного стекла. Все эти работы несут на себе отпечаток его личного художественного таланта.
Он был известен тем, что больше полагался на свои художественные инстинкты, чем на предпринимательские навыки, необходимые для управления компанией. У него было желание привнести красоту в каждый американский дом, что привело к массовому производству его продукции. Он устанавливал чрезвычайно высокие стандарты для себя, своих сотрудников и своей семьи. Его неистовый внутренний порыв, ненасытная жажда работы и одержимость совершенством - все это было частью его характера.
Итак, история начинается: Луис Комфорт Тиффани родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 года в семье Чарльза Льюиса Тиффани и его жены Харриет. Это было время нарастающего кризиса в Америке из-за проблемы рабства и политической нестабильности за рубежом, а также технологических потрясений и беспрецедентной жажды обогащения.
Через четыре дня после рождения Тиффани рабочие и студенты построили баррикады в Париже, их протест был вызван сельскохозяйственной и промышленной депрессией во Франции. В 1861 году, когда Тиффани исполнилось 13 лет, в Америке уже шла Гражданская война.
Юный Тиффани был упрям и непокорен. С раннего детства он увлекался рисованием, и им двигало желание наполнить мир красотой. В окружении сырья для бизнеса своего отца - золотых и серебряных слитков, а также неограненных алмазов, рубинов и изумрудов - он находил занятия живописью более увлекательными, чем продажа ювелирных изделий.
Его отец очень хотел, чтобы Луи занялся семейным бизнесом.
Будучи опытным бизнесменом, Чарльз Тиффани позаботился о том, чтобы его фирма Tiffany & Co. использовала все возможности, которые предоставляла эпоха. В это кризисное время он приобрел драгоценные камни в Европе, поскольку в конце 1840-х годов по всему континенту прокатились революции (а уже в 1857 году он купил несколько французских королевских драгоценностей).
Когда в 1865 году были проложены трансатлантические телефонные линии, Tiffany & Co извлекла выгоду из новой технологии, продавая куски кабеля в качестве сувениров. В 1861 году президент Авраам Линкольн порадовал свою жену жемчужными украшениями от этой фирмы, а во время Гражданской войны Tiffany & Co использовала свои навыки в ювелирном деле на благо войны, поставляя оружие и военные аксессуары и получая при этом солидную прибыль.
Как и Чарльз, Луис Комфорт обладал взрывным, "огненным" характером, под стать своей рыжей шевелюре. Он был капризным, непоседливым ребенком, часто попадал в неприятности дома. Но он унаследовал отцовскую предпринимательскую волю и пристальное внимание к качеству, несмотря на то, что он проявлял себя в сфере изобразительного искусства, а не в коммерческой деятельности своего отца, ориентированной на получение прибыли.
Его родители решили отправить его в военную академию Иглвуд в Перт-Эмбое, штат Нью-Джерси, для получения надлежащего образования, надеясь, что из него получится наследник "престола".
Однако он стал тосковать по дому и чувствовать себя несчастным, и его не удалось воспитать так, как надеялся его отец. Ну так тоже бывает, родители планируют одно, а дети решают во своему. В 1865 году, в возрасте 17 лет, Луис покинул Иглвуд и отправился в Европу, чтобы продолжить свою страсть к рисованию и приобщению к культуре.
Находясь за границей, Луи рисовал множество местных жителей и сцен, но, поскольку у него не было формального художественного образования, человеческие лица ему не удавались. В результате он сосредоточился в основном на пейзажах и сценах, в которых фигура человека была повернута в другую сторону от зрителя.
По возвращении в Нью-Йорк в марте 1866 года он принял официальное решение стать художником и поступил в Национальную академию дизайна в Нью-Йорке. Удача улыбнулась ему на следующий год, когда друг познакомил Луи с пейзажистом-тоналистом Джорджем Иннессом (1825-1894), который писал в мягкой, мистической манере, используя узкую цветовую гамму. Луис начал посещать студию Иннесса на Вашингтон-сквер и был вдохновлен личными интерпретациями природы художником, его способностью вызывать эмоциональный отклик у зрителя и его вниманием к свету и цвету, а не к предмету или структуре.
Проходя неофициальное обучение в студии Иннесса, он познакомился с другими молодыми людьми со схожими устремлениями, а также с признанными профессионалами, такими как Джеймс Стил Маккей (1842-1914), драматург и театральный импресарио, который позже познакомил его с ирландским драматургом Оскаром Уайльдом (1854-1900).
Зимой 1868/69 года он совершил свою вторую поездку в Европу. В Париже посетил художника Леона Шарля Адриена Байи который оказал большое влияние на творчество Луи.
Продолжение истории в следующих статьях, а пока маленькое, но важное отступление в образовательных целях.
Бриллианты "Тиффани" или лампы "Тиффани"?
Чтобы избежать путаницы, вот краткое описание различных компаний "Тиффани", с которыми вы можете столкнуться.
В 1837 году Чарльз Тиффани переехал из Коннектикута в Нью-Йорк и вместе с Джоном Б. Янгом основал магазин канцелярских принадлежностей и галантерейных товаров. Вскоре они расширили ассортимент, включив в него ювелирные изделия и столовое серебро, и в 1841 году назвали свой бизнес "Тиффани, Янг и Эллис".
К 1848 году компания начала производство ювелирных изделий, а в 1850 году открыла филиал в Париже. В 1851 году Tiffany приняла стандарты английского серебра, введя термин "стерлинг" в Соединенных Штатах.
В 1853 году Чарльз получил единоличный контроль над компанией, которая тогда была известна как Tiffany & Co.,. В 1879 году его сын Луис Комфорт Тиффани основал фирму по дизайну интерьеров Louis C. Tiffany and Associated Artists, которая распалась в 1883 год. Два года спустя он основал компанию Tiffany Glass Company, которая продолжает существовать и по сей день.
В 1892 году Чарльз Льюис Тиффани основал компанию Tiffany Glass & Decorating Company, которая позже стала Tiffany Studios, а в 1918 году он основал фонд Луи Комфорта Тиффани. Компания начинала свою деятельность как стекольный завод в Квинсе, штат Нью-Йорк, и с годами приобрела известность в отрасли.
Луис Комфорт Тиффани создавал не только лампы, но и масштабные витражные произведения, украшавшие интерьеры самых влиятельных людей эпохи. В 1882–1883 годах он получил престижный заказ на оформление Белого дома для президента Честера А. Артура, где его витражи и стеклянные панели придали официальным помещениям изысканный художественный стиль.
Помимо этого, его студия работала для американской элиты — семьи Вандербильтов, Карнеги и Рокфеллеров заказывали у Тиффани витражные двери, потолочные плафоны и декоративные ширмы, превращавшие их особняки в настоящие дворцы.
Церкви и общественные здания тоже не остались без внимания: например, величественные витражи в нью-йоркском Соборе Святого Иоанна Богослова до сих пор поражают посетителей игрой света и сложными библейскими сюжетами, выполненными в уникальной технике Favrile. Каждый такой проект становился событием в мире искусства, а имя Тиффани ассоциировалось с роскошью и безупречным вкусом.
Поэтому, когда вы думаете о бриллиантах Tiffany, думайте о Чарльзе Льюисе Тиффани (отце), а когда думаете о лампах и витражах Тиффани - думайте о Луисе Комфорте Тиффани (сыне).