Знаете чувство, когда снится ночной кошмар, но твой сон так глубок, что ты, извиваясь на постели, заходишься в беззвучном крике, но никак не можешь проснуться?
"Носферату" Роберта Эггерса вышедший в прокат, под конец года, 2 декабря - самый страшный вампирский фильм последних лет. Так же, жутко, мне было только от "Впусти меня" 2008 г. Томаса Альберсона - шведского фильма. Но там страх диктовала почти обыденная, ничем не выдающаяся ужасающая повседневность - неприкаянные дети, и кровь , на подтаявшем снегу, возле подъезда, сильно напоминающего твой собственный подъезд.
Здесь же, на экране, царствует мистическая мрачная и давящая картинка, создающая ощущение чего-то смертельно неотвратимого.
Сказать что фильм понравился - мало. Да, я "художественно впечатлительный человек" - но "Носферату" прекрасен - несмотря на то, что это ремейк.
Эггерс писал свой сценарий исходя из экспрессионисткой "Носферату. Симфония ужаса" 1922 г. Фридриха Мурнау. Когда ты смотришь эту немую картину, вышедшую более ста лет назад, есть ощущение что Мурнау снял пародию на чрезмерное увлечение, в те годы, вампирской мистикой (но это не так).
Образ графа Орлока воплощенный Максом Шреком (загадочный актерский кейс), нашей пресыщенной насмотренности, сейчас кажется больше нелепым, чем пугающий.
Эггерс же своего Орлока - сыгранного Билом Скарсгардом (великое и ужасное "Оно") сделал по настоящему жутким и страшным - он ходячий полуразложившийся труп, от вида которого и звучания его голоса, у вас волосы шевелятся на голове.
Здесь нет и намёка на виззионерство Копполы и чувственную сексуальность Гарри Олдмена в "Дракула Брема Стокера".
Орлок Эггерса - воплощение настоящего зла - безжалостное и неприкрытое.
Впечатляющая операторская работа - серо-промозглая палитра, атмосферные перспективы, уходящий за горизонт, сменяются яркими крупными планами и резкими наплывами камеры.
Приятно удивила Лили-Роуз Депп в роли утонченно истерической Элен Хуттер. У Лили-Роуз очень эмоционально-пластичное лицо. Да, она дочь звёздной четы - Депп - Парадди, но в этом случае - "природа не отдыхала" - она невероятно талантлива и драматично прекрасна. У меня, до сих пор, перед глазами момент - ее огромные, распахнутые от ужаса глаза, и почти утробный страстный стон, от которого бегут мурашки по телу.
2024 год стал большим годом ремейков и сиквелов - их в прошедшем году появилось огромное количество (как бы их их сосчитать).
"Носферату" Эггерса - ремейк "Носферату. Симфония ужаса" Мурнау. Который, по сути тоже ремейк. Ремейк романа "Дракулы" Брема Стокера вышедший в 1897г. Только Мурнау все действо из Англии перенес в Германию, и переименовал героев - граф Дракула - стал графом Орлоком. Мурнау хотел создать deutsch-вампирскую сагу. Правда это его не спасло от судебных тяжб с наследниками Стокера. По судебному решению, фильм Мурнау должен был быть уничтожен - что и было сделано. Но чудесным образом, сохранились несколько его копий. И это прекрасно - потому что фильм Мурнау - сейчас выглядит настоящим киношедевром - не предвзятым и оригинальным. Станет ли нынешний "Носферату" таким же запоминающимся и ярким? Время покажет.