Сразу может возникнуть вопрос: зачем мы вообще на это пошли? Традиция кино на 1 января уже соблюдена, и вполне приятно. Но в свете того, что я три дня на доставке, другая культурная программа особо не светила, просто тупо сидеть дома обидно. Ну пошли. Что сказать...
А зачем?
Вообще-то богатырями нас перекормили в первые 4 фильма. Последние два уже с большим трудом воспринимались. Для фанатов темы есть сериал. Чего предполагалось добиться пережевыванием уже один раз съеденного? Нет, понятно, чего - денег, вестимо, но ИМХО провальный путь авторы для этого выбрали. Уж хоть бы куда-то в сторону увели - былины богатырями не заканчиваются вообще-то.
И, кстати, почему первый богатырь? В предыдущем фильме был последний, там тоже был Финист. Это другой?
Что это было
В принципе, все о последующем содержании и оценке скажут первые же слова главного героя:
- Только нет никого рядом с Финистом, рядом с Финистом Ясным Соколом ни по храбрости, ни по ловкости...
- Ни по скромности.
С большим пафосом и самолюбованием преподносится величайший герой Белогорья (и "лучший фильм франшизы", как прочитал я где-то), нарцисс, пижон и женоненавистник:
- А как красавицу делить будем?
- Нет, братцы, это без меня. Я не для того зло великое одолел, чтобы еще большее зло себе на шею повесить.
- Не женатый ты пока, вот и языкастый такой.
Он грустит без подвигов достойного уровня, потому что как репутацию прокачивать, когда воевать только со всякими свиньями приходится.
Достойный проект подгоняет пиар-менеджер (брехло и хамло - работа такая).
Вот есть, мол, рядом чудо-юдо, сведений о котором не имеется (потому что живым от него никто не уходил, чтобы рассказать), но доподлинно известно, что у него там красавица в заточении (все по законам жанра, аж зубы сводит). Ну и ломится наш герой подвиг совершать, и зубы о чудо-юдо обламывает, точнее, глаза: не победил никого, конечно (иначе на этом фильм было бы можно заканчивать), зато ослеп.
Ну и все - жизнь под откос, ибо делать он ничего, кроме подвигов (для которых теперь профнепригоден) не умеет, пиар-менеджер сбежал к новому работодателю, деньги кончились, с доступной инвалидам бытовой средой в Белогорье оказалось туго. Жалеет и тайно подкармливает бывшего героя одна Яга, еще не баба, а вполне себе ничетак бабенка, замороченная бьюти-процедурами - диетами и омоложением:
- Нельзя мне такое разнесет - ни в одни кандалы не влезу.
В общем, так бы и сгинул, но тут им повезло - на город напали злые бусурмане и увезли в рабство (в Турцию скорее всего, а куда еще сейчас на юга возят). Где им еще раз повезло - их выкупил из чисто гуманистических соображений местный гений ученый Анариф.
- Господин, возьмите двух молодцев на сдачу!
Они увлекается физикой и алхимией у него вокруг дроны-черепахи.
Он даже герою зрение возвращает. Волшебным эликсиром, подумали вы? Нет - очками.
Вообще чувак с магией борется и всячески истребляет, для этого тоже машина имеется. И просвещение насаждает.
- Я так рад, что хоть кто-то к знаниям тянется! Ты про кислоты слыхала?
- Про кислоты? Клюкву ела.
Дальше за сюжетом следить трудно. Возникает любовная линия между Ягой и.... верблюдом, который на самом деле заколдованный мужик, поменявшийся с верблюдом телами (на Ягу запали оба, она только на мужика, но вообще время для любви не подходящее - всегда что-то происходит).
- Гляди-ка, девица, красота твоя даже верблюду приглянулась.
- Девица!... Меня так лет триста никто не называл.
Очень некстати снова именно тут рядом объявилось то самое чудо-юдо, и герой видит в этом свою попытку номер два досовершать подвиг. Едут всей толпой: Финист, Яга, пиар-менеджер и верблюд в двух лицах), чуду-юду побеждают, закрывают в клетке и везут обратно ученому (потому что ему надо). В дороге выясняется, что юда и красавица - это тоже одно лицо (не иначе, увлекался оборотничеством кто-то из местных колдунов: сначала верблюд, теперь эта). Герой рвется ее освобождать (зачем-то) остальные ничтоже сумняшеся его предают и закрывают в той же клетке.
Ученый в восторге, но тут выясняется, что он не хороший, а плохой, с магией он не борется, а перерабатывает ее в волшебное топливо для каких-то своих коварных целей (каких - так и осталось нераскрытым, но на пути к ним должно было погибнуть все живое, из гуманизма и торжества просвещения, разумеется). Потому например, Яга как к волшебству причастная дальше тоже пойдет в расход.
- Ну чего там видать?
- Видать, мы следующие.
А еще верблюд не настоящий, а тоже механический, а мужик не заколдованный, а просто претворяется, чтобы создать психологическую уверенность в себе верблюду (зачемя, господи, зачем?!?) Как среди этого всего все стали драться со всеми - я пропустила, но эпичный бой в конце был неизбежен по законам жанра. Главное оружие - черепахи и арбузы (просто не спрашивайте). Гоп-компания из Белогорья снова переходит на правильную сторону:
- Скорее на гору! Есть мысль.
- Редкое явление, но вовремя!
Вообще там все время кто-то кого-то предает, переходит на другую сторону и оказывается не тем, кем все считали. Один верблюд являет собой апогей благородности и неизменности.
Ну и дальше общими усилиями, конечно, добро побеждает зло, но у победы какой-то странный вкус: Яга героически жертвует молодостью, откатив из Пересильд в Яковлеву, Финист теряет очки и женоненавистничество, влюбившись в чуду-юду, потому побеждает ученого Главгада даже слепым, чуда-юда из нежелания ломать человеку жизнь благородно самоудаляется, механического верблюда везут в Белогорье (потому что мы в ответе за тех, кого вовремя не послали, а еще потому что он не разлюбил Ягуя. даже когда она Яковлева), ждите ответа в следующей серии - она уже заявлена на следующий год.
Зачем я это смотрела?
Не, про себя-то я ответ знаю: ну хобби у меня такое - смотреть всякую муть в кино. С девчонками даже обсудить не нашлось чего - жалеют о потраченных с Пушкинской карты деньгах. Могла бы я кому-нибудь это посоветовать? Ну... если есть мелкие дети (даже не подростки), и с ними совсем нечего делать в каникулы, кроме кино - тогда может быть. Но лучше на "Волшебника" сходите. Читала я тут отзывы, что типа два главных конкуренты в кинотеатрах - да они и близко не лежали, откровенно говоря.
Можно тут было, конечно, завернуть философскую тему, что не все то хорошее, чем кажется (Финист, ученый, наука), не все зло, что так выглядит (Яга, чуда-юда, верблюд). Но как-то странно нам решили это преподнести. И на физику-то чего наехали?
Сумбур, сумятица, даже примерное отсутствие логики в сюжете, а также отсутствие попыток развить хоть как-то действительно интересные идеи, зато с невероятным пафосом и самолюбованием - вот что мы увидели за 2 часа экранного времени.