Жанр - лирический хоррор.
Режиссер - Яна Тумина.
Художник - Кира Камалидинова.
Художник технолог - Ник Хамов.
Художник по костюмам - Анис Кронидова.
Художник по свету - Василий Ковалев.
Анатолий Ляпин.
Звукорежиссер - Юрий Лейкин.
Спектакль удостоен Национальной театральной премией «Золотая маска» (2019).
Спектакль идет 1 час 30 минут без антракта.
«И невозможное возможно …»
На маленькой сцене театра «Особняк» разворачивается эпическая трагедия борьбы Герды с судьбой: она снова отправляется на поиски Кая. Что произошло с мальчиком в их далеком детстве, неизвестно: то ли он умер, то ли потерялся, то ли утонул, то ли был придуман самой Гердой. Тема утраты понятна только взрослым, поэтому этот спектакль не для маленьких детей.
Конфликт спектакля строится на борьбе Герды с потусторонними силами (бездна за зеркалом, высокая кукла Снежной королевы, проплывающая над стенами комнаты, холод и метель), которые отняли у нее Кая или не позволили ее любви и счастью сбыться. Но самое главное - события своего пути в страну Снежной королевы героиня проживает в своем воображении (подсознании). Спектакль и начинается с того, что в темной комнате, как в подвалах подсознания, шарит луч прожектора, силясь там что-то отыскать. И в конце спектакля мы поймем, что спрятано в «комнате Герды». Это сокровенная мечта о любви, которой живет пожилая, вся в черном, страшно сгорбленная одинокая старуха.
Героиня появится в комнате неожиданно, незаметно вынырнув из-под жакета. А дальше эта женщина в маске старухи, в силу возраста и так не слишком ладящая с предметами (то чашка улетит, то стол уедет), изо всех сил будет пытаться найти Кая.
Комната буквально оживет. Задвигаются стены, рукава жакета, вещи, фотографии, поползут по стенам предметы. Через отверстия в стене полезут фантомы: сказочные персонажи сказки (розы, кукушка, морда оленя, ворон, похожий на змея). Но оживший в воображении Герды (Алиса Олейник) предметный сюрреалистический мир воплотить любимого не сможет.
Герда не найдет Кая и останется снова одна. В этом вся трагедия бессилия человека перед судьбой. С другой стороны, эта история полна такой любви, энергии и желания соединиться с любимым человеком, что это делает ее вечной и очень теплой, как рыжая копна Гердиных волос.
Среди препятствий и переправа через реку, в которой героине помогают и красные башмачки, и домик забвения, и Старая Финка, и царство Снежной королевы. Сама Герда перевоплотится в разных персонажей и в невероятную Маленькую Разбойницу. Она наденет на голову меховую растрепанную шапку, на глаз черную прилепку, на лицо - страшные зубы и заговорит детским шепелявым голосом:
«Ужасная ситуация! Больше всего мне жаль оленя», а закончит: «Если бы не мои проблемы с глазами и зубами,…»
Яна Тумина создала для зрителей комнату-трансформер с невероятными превращениями и метаморфозами героини во времени и в пространстве. Фирменным знаком Я.Туминой является работа с куклой-предметом-вещью, лиризм, ассоциативность и иносказательность. Театр «взрослый» — и театр для детей. Театр психологический — и театр визуальный (Тумина из семьи художников).
В спектакле много смешного, клоунского, и это делает историю очень живой. Вы спросите: хоррор, какой тут может быть смех? Несмотря на трагизм истории, Герда словно видит себя со стороны и иронизирует над собой. Это лучшее, что остается человеку перед лицом враждебных стихий.
Вот Герда вооружается предметом, похожим на железную трость, надевает горностаевую горжетку и едет, гарцуя на столе, в замок, где ее якобы ждет Кай. А вот она, превратившись в маленькую Герду, (актриса прячется за огромный пуховый платок, обозначающий ледяную пустыню, и с помощью маленьких игрушек изображает маленькую Герду на олене) скачет сначала на олене, а потом сама тащит на себе оленя, потому что он отказывается ехать дальше.
Желание Герды встретиться с Каем так сильно, что из жакета к ней будет тянуться его рука, а из стены даже вылезет огромная мужская нога (актрисе весь спектакль помогает оживлять комнату актер, который появится во плоти только на поклонах, - Кирилл Смирнов).
Не буду рассказывать весь финал, но он грандиозен, ужасен и прекрасен! Да, мы не можем воскресить людей, которых потеряли, но мы можем соединяться с ними, с их душами, и тогда случится чудо!
Тема «Un homme et une femme» (мужчина и женщина) звучит и в уже созданных Яной Туминой спектаклях: «Сто оттенков синего», «Барьер», «Корабль Экзюпери», «Люблинский штукарь».
Браво актерам и всей постановочной группе!
PS. Спектакль маркирован
12+
Советую приходить в театр в 18.00 за полчаса до спектакля, так как рассадка свободная.