Найти в Дзене

Детская и подростковая литература Италии

Сегодня мы поговорим о детских писателях Италии. Итальянская литература для детей и подростков прошла долгий путь от произведений, направленных на нравственное воспитание, до яркого разнообразия жанров и тем, которые затрагивают актуальные проблемы юных читателей. Этот процесс в 20-21 вв стал особенно динамичным, благодаря изменению культурных ориентиров, влиянию мировых литературных традиций и развитию иллюстрации как самостоятельного искусства. Я не могу не упомянуть Джамбаттиста Базиле, неаполитанского поэта и сказочника 17 века. После его кончины родная сестра издала «Сказку сказок» — первый в Европе сборник переработанных народных сказаний. 50 новелл написаны на неаполитанском наречии и связаны сквозной темой: десять дам и кавалеров поочередно рассказывают сказки в течение пяти дней. Некоторые сказки Базиле послужили основой для «Сказок матушки Гусыни» Шарля Перро, а также для сказок братьев Гримм. Их следы обнаруживаются в сказках Пушкина, в «Коньке-Горбунке» Ершова и в «Ураль

Сегодня мы поговорим о детских писателях Италии.

Итальянская литература для детей и подростков прошла долгий путь от произведений, направленных на нравственное воспитание, до яркого разнообразия жанров и тем, которые затрагивают актуальные проблемы юных читателей. Этот процесс в 20-21 вв стал особенно динамичным, благодаря изменению культурных ориентиров, влиянию мировых литературных традиций и развитию иллюстрации как самостоятельного искусства.

Я не могу не упомянуть Джамбаттиста Базиле, неаполитанского поэта и сказочника 17 века. После его кончины родная сестра издала «Сказку сказок» — первый в Европе сборник переработанных народных сказаний. 50 новелл написаны на неаполитанском наречии и связаны сквозной темой: десять дам и кавалеров поочередно рассказывают сказки в течение пяти дней.

-2

Некоторые сказки Базиле послужили основой для «Сказок матушки Гусыни» Шарля Перро, а также для сказок братьев Гримм. Их следы обнаруживаются в сказках Пушкина, в «Коньке-Горбунке» Ершова и в «Уральских сказах» Бажова.

Мы должны сказать и о Карло Коллоди, авторе «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Сказка была написана в 1881 году. Я думаю, что все знают про деревянного мальчика, который стремится стать настоящим. Но это не просто сказка, а глубокая аллегория о взрослении, ответственности и честности.

-3

В первой половине 20в появляются произведения, сочетающие воспитательный подтекст с увлекательным сюжетом. Примером стал Джованни Родари, писавший сказки с элементами сатиры и юмора.

Его называют основателем современной итальянской детской литературы. Родари создал миры, наполненные абсурдными ситуациями, которые помогали детям развивать воображение, критическое мышление и чувство справедливости. Родари акцентировал внимание на важности диалога между автором и ребенком. Отдельно хочу выделить «Грамматику фантазии», произведение, которое знакомит с искусством придумывать истории.

-5

К только концу 20в итальянская литература для детей и подростков становится многоликой. Появляются произведения, выходящие за рамки традиционных сказок и историй.

Одним из авторов того времени, получивших популярность и в Италии, и за рубежом стала Бьянка Питцорно.

- Послушай моё сердце 7+

-6

- Французская няня 11+

-7

- Диана, Купидон и Командор 10+

-8

- Удивительное приключение Полисены Пороселло 7+

-9

- Торнатрас 10+

-10

В 1980-1990-е активно развивает детская и подростковая литература, где темы любви, дружбы, взросления начинают звучать с новой силой.

Например, книга Анжелы Нанетти «Мой дедушка был вишней», где через простую историю раскрываются глубокие философские вопросы.

-11

Книга «Черепаха, которая любила Шекспира» Сильваны Гандольфи рассказывает о принятии близких такими, какие они есть, пусть даже многое в них не нравится.

-12

Далее будет список литературы итальянских авторов, на который я хочу обратить ваше внимание:

- Лучано Мальмузи «Неандертальский мальчик» 6+

- Улисс Мур «Секретные дневники Улисса Мура» 10+

- Паола Дзаннонер «Шесть балерин на одного папу» 11+

- Паола Дзаннонер «Зорро в снегу» 12+

- Луиджи Баллерини «Синьорина Корица» 8+

-13

- Гвидо Згардоли «Остров Немого» 16+

- Тереза Радиче «Виолетта путешествует по свету» 5+

- Габриэль Клима «Комната волка» 15+

- Габриэль Клима «Солнце сквозь пальцы» 15+

- Давиде Морозинотто «Знаменитый каталог «Уокер&Даун» 11+

-14

- Барбара Кантини «Мортина» 5+

- Паола Перетти «Расстояние между мной и черешневым деревом» 15+

- Беатриче Мазини «Голоса женщин. История Мей» 12+

- Роберта Балеструччи Фанчеллу «Энни. Вокруг света на велосипеде» 6+

- Анна Казалис «Мышонок Тим» 3+

- Роберто Пьюмини «Сказки для тех, кто лучше всех» 6+

-15

Особое внимание уделяется детской иллюстрации. Художники создают уникальные миры, которые дополняют и обогащают текст. Я бы хотела упомянуть Лео Лионни, Бруно Мунари и Беатриче Алеманью.

Лео Лионни, один из пионеров итальянской детской иллюстрации, создавал книги, где текст и визуальный стиль органично переплетались. Он использовал яркие цвета, коллажи и минимализм, чтобы донести до детей идеи дружбы, принятия и творческой свободы.

Бруно Мунари, знаменитый дизайнер и художник, привнес в детскую литературу экспериментальный подход, превращая книги в интерактивные объекты. Его работы исследуют мир формы, цвета и фактуры, помогая детям развивать эстетическое восприятие и воображение.

Беатриче Алеманья, современная итальянская иллюстратор, известна своими весёлыми персонажами с живыми яркими эмоциями и необычными формами знакомых предметов. Она умеет точно передавать эмоции своих персонажей.

Работы таких художников стремятся расширить границы традиционной иллюстрации, делая её важной частью повествования и самостоятельным искусством.

** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** **

Итальянская детская и подростковая литература очень молода, но уже может похвастаться огромным количеством чудесных авторов. Это актуальные и современные тексты, смелые иллюстрации. Желаю всем найти те самые книги!