Найти в Дзене
Ia-centr.ru

Кем был Махмудходжа Бехбуди?

Имя Махмудходжа Бехбуди навсегда вписалось в историю страны, историю Самарканда золотыми буквами. Идеолог и лидер джадидизма в крае, он нес в народ просвещение, стремился разбудить в нем самосознание человека будущего, свободного. 150-летие со дня рождения основателя джадидского движения в Туркестане, выдающегося писателя, общественного деятеля, издателя и педагога Махмудходжи Бехбуди широко отпразднуют в Узбекистане в 2025 году. Выдающийся деятелей узбекской национальной драматургии родился 20 января 1875 года в пригороде Самарканда, селе Бахшитепа, в семье религиозного деятеля. Отец - Бехбудходжа Салиходжа-оглы - потомок великого мыслителя Востока Ходжа Ахмеда Яссеви, мать была родом из Хорезма. После смерти отца в 1898 году его воспитанием занимался дядя - кази Мухаммад Сиддык, который обучил его арабскому и персидскому языкам. Получив религиозное обучение в медресе Самарканда, Бехбуди отправляется в паломничество (1889-1900 годы), во время которого меняется его мировосприятие. В Т

Имя Махмудходжа Бехбуди навсегда вписалось в историю страны, историю Самарканда золотыми буквами. Идеолог и лидер джадидизма в крае, он нес в народ просвещение, стремился разбудить в нем самосознание человека будущего, свободного.

150-летие со дня рождения основателя джадидского движения в Туркестане, выдающегося писателя, общественного деятеля, издателя и педагога Махмудходжи Бехбуди широко отпразднуют в Узбекистане в 2025 году.

Выдающийся деятелей узбекской национальной драматургии родился 20 января 1875 года в пригороде Самарканда, селе Бахшитепа, в семье религиозного деятеля. Отец - Бехбудходжа Салиходжа-оглы - потомок великого мыслителя Востока Ходжа Ахмеда Яссеви, мать была родом из Хорезма.

После смерти отца в 1898 году его воспитанием занимался дядя - кази Мухаммад Сиддык, который обучил его арабскому и персидскому языкам. Получив религиозное обучение в медресе Самарканда, Бехбуди отправляется в паломничество (1889-1900 годы), во время которого меняется его мировосприятие. В Турции он проникается идеями джадидизма, а по приезду домой начинает активную просветительскую деятельность.

Во время путешествия в Казань и Уфу (1900-1904 гг.) Махмудходжа знакомится с местными новометодными школами, налаживает связи с башкирской и татарской интеллигенцией. Приступает к созданию учебников для школ. Издает книги «Рисолаи асбоби савод» («Обучение грамоте», 1905 г.), «Рисолаи жухрофи умумий» («Введение в общую географию», 1906 г.), «Китобат ул - атфол» («Детское письмо»), «Тарихи ислом» («История ислама» 1908 г.).

Редактор газет и просветитель…

Помимо литературы, истории, он серьезно изучал политологию.

В 1903-1904 гг. Махмудходжа Бехбуди посетил Москву и Петербург. В 1907 году он вновь побывал в Казане, Уфе, Нижнем Новгороде. В августе 1907 года он возглавил туркестанскую делегацию, выступал с проблемами культуры мусульман России.

С 1905 года участвовал в деятельности всероссийской мусульманской партии. Будучи одним из идеологов и лидеров джадидизма, сотрудничал с мусульманской фракцией в Думе.

Революция 1905-1907 годов в России послужила толчком к активизации движения джадидов Туркестана. Именно с этого момента начинается политическая деятельность известного просветителя и гуманиста Махмудходжа Бехбуди. Как и другие джадиды, он выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, а также за реформы политического устройства страны, боролся за введение в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов.

Махмудходжа Бехбуди, Абдулкадыр Шакури, Абдулла Авлони, Мунаввар Кари, Садриддин Айни и другие представители джадидского движения направляли свои усилия на распространение среди народа идей прогрессивных реформ. Несмотря на жесткую цензуру, они стали издавать свои газеты и журналы. На свои средства Бехбуди основал газету «Ойна» («Зеркало»), был постоянным автором газеты «Таржимон» («Переводчик»), редактором которой был И. Гаспринский, сыгравший огромную роль в движении джадидизма. При формировании идеи национального самосознания первоочередное внимание джадиды обращали на написание достоверной, истинной, объективной истории. Первый в Туркестане обобщающий труд был назван «История Туркестана». Слова Бехбуди «Права не даются, а завоевываются!» стали девизом для джадидов.

В 1913 году Махмудходжа издает газету «Самарканд» на узбекском, таджикском и русском языках. После 45 выпуска из-за финансовых проблем ее выпуск прекращается.

С 20 августа 1913 года Бехбуди издает еженедельный, ярко иллюстрированный журнал на узбекском языке «Ойна» («Зеркало»). В нем также публиковались стихи и статьи на фарси, объявления и рекомендации на русском языке. Журнал распространялся на Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Иране, Афганистане, Индии и Турции.

Ласточка узбекской драматургии

Бехбуди отмечал, что «на узбекском языке говорит большинство населения Туркестана».  Сам он был автором более 200 публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на таджикском языках.

Вершиной писательского мастерства Бехбуди считал пьесу на узбекском языке «Падаркуш» («Отцеубийца»), вышедшую в Самарканде в 1911 году. Драма была напечатана в 1912 году в газете «Турон», а в 1913 году вышла отдельной книгой. Пьеса Бехбуди была поставлена на сценах театров Самарканда, Бухары, Ташкента. Являясь первым произведением узбекской драматургии, она оказала большое влияние на создание таких произведений, как «Несчастный жених» Абдуллы Кадыри и многих произведений Хамзы.

Великий просветитель Махмудходжа Бехбуди и в своей драматургии оставался верен позиции: «Только осознав себя, наши народы могут на равных с другими решать общественно - политические вопросы».