«Иоланта – последняя опера Петра Ильича Чайковского, ее вполне можно назвать «сестрой» «Щелкунчика», поскольку премьера и оперы, и балета состоялась в один вечер на сцене Мариинского театра 6 декабря 1892 года.
Над их созданием Чайковский работал примерно в одно и то же время (оно было непростым для композитора, умирает его сестра, работа постоянно омрачалась какими-то трагическими событиями, плохим настроением…). Чайковский старается показать в музыке победу добра над злом.
Эта опера значится в перечне сочинений Чайковского за №69, балет – за № 71. А что было между «Иолантой» и «Щелкунчиком»? В это же время создаётся струнный секстет «Воспоминания о Флоренции» – как говорили современники, возможно, «самое личное» произведение Чайковского,№70 .
Интересно, что опера публике и критикам понравилась даже больше, чем балет «Щелкунчик» – но балет расхвалил сам государь Александр III, который тоже со своей императорской фамилией был в тот вечер на премьере.
Прошло 125 лет – что изменилось? «Щелкунчика» теперь все знают после редакций мэтров хореографии ХХ века.
А что с «Иолантой»?
Нынешняя версия идет в Мариинском театре в постановке режиссера Анны Шишкиной. Поскольку я впервые сумел побывать полностью на опере, сравнивать могу только со своими ощущениями, а также опираться на мнение критиков.
Сюжет известен: дочь короля Рене от рождения слепая. Но чтобы не расстраивать ее, никто ей и не говорит об этом. А потом девушка от своего возлюбленного случайно узнает: оказывается, бывает и так, что люди видят некий «венец творения» – свет. В итоге она соглашается на рискованное лечение, чтобы иметь возможность видеть. Лечение проходит успешно, все счастливы, поют благодарную молитву. Победа добра над злом.
1 час 45 минут – это нормальное (и даже оптимальное) время для восприятия оперы. Состав исполнителей в этот день – профессиональный, «заслуженный и титулованный». Ненавязчивые декорации, преобладают 3D-проекции. Герои в исторических костюмах. Есть субтитры на русском и английском языках. Звук и акустика хорошие. Всё по классике.
Как результат – мне очень понравилось. После спектакля я еще несколько раз перечитал историю создания «Иоланты» и переслушал несколько фрагментов. Очень красивые ария короля Рене и ария Роберта («Кто может сравниться с Матильдой моей?»).
А потом изучил мнение критиков по поводу постановки и удивился, на что они обращают внимание ! «Драматургия как в сельском ДК, ходят по сцене и ничего более», «костюмы не соответствуют эпохе», «бутафорская роскошь», «старообразность», «декораций нет, поют на фоне 3D-проекций», «сказка для маленьких», «в тюзовском стиле представления «для семейного просмотра»... И вообще, «Иоланту с рождения окружали эгоисты, скрывавшие от нее правду и думающие только о себе», это «опера про человеческий эгоизм».
Вот цитата из государственного издания – Российской газеты: «Складывается впечатление, что начинающий режиссер (театр пытается из помрежей воспитать на практике больших художников) от своей героини заразилась слепотой. Ибо абсурдная бесконфликтность, с какой рассказывается эта история со сцены, абсолютно расходится с партитурой Чайковского и тем, как она мощно и глубоко звучит под дирижерской палочкой Валерия Гергиева».
Ну не знаю, возможно, все критики – знатоки костюмов Прованса в период правления короля Рене? Возможно, в стиле современных постановок ожидали, что Иоланта будет не только слепая, но и к тому же, например, голая и на роликах? Или что на сцене развернется сексуальная драма в стиле «что сделал Чайковский под номером 69»?
А может, я чего-то не понимаю – все-таки я в первый раз на опере. Но повторюсь – мне очень понравилась и постановка, и музыка, и исполнение.
А что не так с Мариинским театром?
Старое здание (историческая сцена) Мариинского театра построено в 1860 году. В ХХ веке количество кресел увеличили – добавили дополнительные места, уплотнили («не баре, чай, в ложах по 2 человека сидеть»). И на данный момент театру определенно нужна реконструкция.
Это мнение не мое, если что, а руководителя театра – маэстро Валерия Гергиева. Он надеется, что реконструкция не затянется, как было в 2000-х с Большим театром в Москве.
А сейчас посетители жалуются на старые тесно стоящие стулья в партере, пыль на верхних ярусах, страшные туалеты, протертые ковровые дорожки, старый паркет, духоту в зрительном зале. Все эти отзывы регулярно встречаются в интернете по поводу практически каждого спектакля.
А если добавить исторические особенности здания: узкие коридоры, низкие потолки, запутанную систему гардеробов и т.д., то действительно складывается неприглядная картина.
Мне лично в этих узких паркетных коридорах показалось что-то схожим с дорогой советской поликлиникой – может, даже элитной, с ковровыми дорожками.
Не очень красиво выглядят и места по продаже сувениров: какие-то тесные закутки, где прямо на дверях висит распечатка «Больше трех не заходить». Сам ассортимент (мрачные открытки, набор брошюр и, как всегда, дорогущие шкатулки-статуэтки). Ни одной открытки с видами театра, например (кстати, и в городе тоже не видел )…
В целом продвижение театра вызывает вопросы. Мариинский театр не позиционирует себя как историческая достопримечательность? Как главная сцена Российской империи? Как вообще-то федеральное учреждение высочайшего уровня? Одна история чего стоит: Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Рудольф Нуреев и многие другие! Но все это слабо представлено: страничка на сайте мелким шрифтом да периодически картонные фотовыставки в фойе. Но это уже вопросы к PR-службе. Большой театр, кстати, себя продвигает гораздо увереннее и интереснее.
Многие жалуются на низкую клиентоориентированность в Мариинском театре: после спектакля народ быстро «выгоняют», сувенирные магазины сразу же «на ключ», «быстрей-быстрей, мы закрываемся». А кто-то пишет об очередях и неразберихе на входе.
Перед началом спектакля у сцены на фоне имперских интерьеров встала суровая женщина в форме охранника. Никогда такого не видел. Может, ее обязанности – дать сигнал, что зал полон и можно начинать представление?
Что касается зрительного зала, то он по своим интерьерам великолепен: спокойные оттенки, благородные расцветки, люстра для селфи – все как любят многие современные театралы (это ирония, если что).
Но, безусловно, если бы стулья в партере (где уже за долгие годы буквально «отпечатались» следы театралов) заменить на что-то более новое и при этом сократить их количество, увеличить расстояние – было бы замечательно.
А в завершении как-то смазывается ощущение от того, что историческая сцена Мариинского театра находится буквально на проезжей части, прямо у выхода – автобусная остановка, тут же – огромная парковка, неудобный перекресток.
Конечно, это «автодорожное решение» не зависит от театра, и, может, кому-то и удобно, но на выходе из театра сразу становится как-то буднично, серо и уныло.
Мариинский театр. Сказка кончилась. Садись на автобус и уезжай поскорее.