Найти в Дзене

Особенный ребенок нечаянно пошутил над мамой и педагогами

Вот именно, нечаянно. Ведь этот милейший ребенок - с ментальными нарушениями, не предполагающими талантов делать людям пакости умышленно. Да и сам мальчик - хоть и довольно сложный, но вполне добродушный и мирный. Однако сама ситуация получилась пугающей. Но, как говорится, пугающие ситуации - это часть обычных будней педагогов, работающих в специализированном учреждении для детей с особенностями развития, и мы с коллегами привыкли видеть всякое. Я сейчас не имею в виду агрессивное поведение некоторых наших воспитанников и несправедливые гонения со стороны родителей в адрес сотрудников, а о любых, даже глупеньких ситуациях. Это было уже довольно давно, еще до всяких-разных "медицинских ограничений" по той самой "всемирно известной причине". Воспитатели в нашем стационаре однажды чуть не поседели, когда несколько ну ооочень активных и "полозушных" мальчиков, бегая-прыгая по коридорам и карабкаясь там по диванам и подоконникам (между прочим, при своих же сопровождающих мамочках!), вдруг
Оглавление

Вот именно, нечаянно. Ведь этот милейший ребенок - с ментальными нарушениями, не предполагающими талантов делать людям пакости умышленно. Да и сам мальчик - хоть и довольно сложный, но вполне добродушный и мирный. Однако сама ситуация получилась пугающей.

Но, как говорится, пугающие ситуации - это часть обычных будней педагогов, работающих в специализированном учреждении для детей с особенностями развития, и мы с коллегами привыкли видеть всякое.

Я сейчас не имею в виду агрессивное поведение некоторых наших воспитанников и несправедливые гонения со стороны родителей в адрес сотрудников, а о любых, даже глупеньких ситуациях.

Например…

Это было уже довольно давно, еще до всяких-разных "медицинских ограничений" по той самой "всемирно известной причине".

Воспитатели в нашем стационаре однажды чуть не поседели, когда несколько ну ооочень активных и "полозушных" мальчиков, бегая-прыгая по коридорам и карабкаясь там по диванам и подоконникам (между прочим, при своих же сопровождающих мамочках!), вдруг откуда-то из укромных мест выкатили… огнетушитель! Ааааа!

Как рассказывала одна из воспитательниц, этот агрегат (как и другие огнетушители в других местах) всю жизнь располагался в специально отведенном отсеке, закрепленный, еще и постоянно контролировался замом по АХЧ и инженером по безопасности. А тут такое!

Воспитательница говорила, что даже пришлось повысить голос, чтобы отогнать всех от прибора (в т.ч. мам, которые, почему-то, сидели на диванчике, общались и в ус не дули). Одновременно она позвонила заму, и тот, вместе с инженером, прибежал на "стационарный" этаж…

А увидев валяющееся на полу ярко-красное чудо техники, отреагировали почище воспитателей. Один из дяденек - махал руками, бегал кругами и визжал, не стесняясь в выражениях, а другой - крутился с какой-то здоровенной тряпкой. Не знаю, кто из них что делал.

В общем, обошлось. Прибор - цел, пломба - на месте, все вернули куда надо, прикрепили-прикрутили.

Но страшно-то людям было! И, самое главное, детки-то эти вовсе не хотели кому-то вредить или что-то портить! Да я даже думаю, что они не знают в принципе, ЧТО это за штука была (все-таки, ребятки с ментальными отклонениями). Они просто заигрались, увлеклись, или, как выразилась няня-санитарка, "вот так пошутили"! И наказывать их за такое - было бы бессмысленно… Хотя один из дяденек (не знаю, кто из двоих) все же что-то там рычал про "отрывание рук". Естественно, с испуга, а не со зла.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И воспитателям, как ни странно, ничего не "прилетело"… но вообще-то, по правилам, если ребенок находится в стационаре с сопровождением родителя и числится в палатах "матери и ребенка", то воспитатель не должна нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка - у неё и детей-"безмамников" хватает.

Но вот вопрос об ответственности за сохранность "этажного имущества" (к тому же, ого-го какого важного!) мог всё испортить.

Аааа, ладно, зачем воздух сотрясать, обошлось же!

К тому же, ребенок, о котором сегодня хочу рассказать, "пошутил" менее "жёстко"… но все равно напугал прилично. Маму и воспитателей.

Никита

Мальчик из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.

Обращенную речь - практически не понимает, простые просьбы-задания - не выполняет, все бытовые действия - только с маминой помощью. Медлительный, скупой на эмоции, спокойный и "удобный в обращении": что в руки дали - то и держит, перекладывает из руки в руку, трогает, щупает, нюхает, пробует на вкус.

Да Никита по сути со всеми предметами так взаимодействует. Но, видимо, предметами он интересуется больше, чем людьми. С ребятами он особо не играет, а чаще сидит в уголочке и крутит в руках какую-нибудь "штучку-дрючку" (игрушка, погремушка, книжка, тапочка, тряпочка - ему без разницы), и тоже то потрясёт ею, то понюхает, то погладит.

На наших кружковых занятиях - сидит без криков и выкрутасов. Конечно, ничего не делает сам, а только "рука в руке", да еще и половину урока "изучает" материалы и пособия тем способом, которым он привык. Но работать с ним вполне комфортно: точно знаешь, что он не даст деревянным кубиком по голове и не вставит карандаш в глаз педагогу. Мирный, добрый мальчик, не способный на какие-либо пакости-гадости.

Но все-таки любопытный!

Иногда любит полазить в кабинете по полкам (аккуратно, без "погромов") или по шкафам в нашем персональном коридорчике (у нас там расположение такое, как в некоторых больницах: за одной дверью - небольшой тамбур, а уже в нём - двери в три комнаты плюс туалет, ну а у свободных стен - шкафы и шкафчики). А уж в них - обязательно можно найти что-нибудь интересное: то, что можно подержать-потрогать.

Еще ему "по приколу" забегать в чужие туалеты (они есть в каждом кабинетном тамбуре, как у нас) и везде нажимать кнопку споласкивания. Не знаю, чего в этом прикольного, но такое за ним тоже водится. Не только в кабинетах "педагогического" этажа, но и у них в стационарном отделении, где многие палаты тоже с тамбурами.

Еще Никите нравится маленький расписной стульчик, который стоит в нашем коридорчике, любит он его гладить, т.к. стульчик - гладкий, лакированный, а также возюкать им по полу. Ну, может еще уйти с этим стульчиком куда-нибудь в безлюдный уголок и там с ним "по-своему общаться".

В общем, мальчик как мальчик. Со своим вкусом и характером.

Итак, очередное занятие с Никитой

Не у меня, а у одной из моих соседок по "творческому" кабинету - педагогом по лепке. Делали они елочную игрушку из пластилина (шарик из нескольких слоев разного цвета).

Рука в руке, медленно, спокойно и вполне неплохо.

После занятия в кабинет зашла мама за Никитой. Очень обрадовалась шарику! Похвалила Никиту, потом стала "спасибо" педагогу говорить, а тут - слово за слово, с темки на темку, и затянулась беседа.

А Никита - вроде бы и рядышком тут был, а… исчез! Сбежал!

Ну, мама, конечно, в коридор сразу…

Кстати, стульчик наш - был на месте!

Мама Никиты - спрашивает у других мам, которые сидели в коридоре, не пробегал ли ее Никитка, а ответы у всех разные:

  • Да, видела, какой-то мальчик по коридору в сторону холла бежал.
  • Да нееет, он в сторону дневного стационара бежал, в то крыло.
  • Может, он в сенсорной? Я вроде видела, он туда заглядывал.
  • Я не знаю вашего мальчика, мы из дневного отделения.
  • А во что одет был? Если мальчик в желтой кофточке - то его уже воспитательница увела в отделение.

А Никита-то и был в желтой кофточке. Значит, всё хорошо, и маме можно спокойно спускаться на стационарный этаж, мальчика же забрали (а детям нельзя без присмотра взрослых ходить, а то воспитатель может получить "по шеям", даже если никто кроме мамы не несет ответственности за палаты "матери и ребенка").

Упс!

Ну неужто сложно было понять, что не только один Никита может носить желтую кофточку?

Да, "мальчик в желтой кофточке" - уже давно зашел в отделение, за ручку с воспитательницей. Но это был не Никита! Такой же мальчик, проживающий в стационаре, только в другой палате! Честно пришел с занятия, всё как положено!

И мама - в испуге, и воспитатели - в растерянности, и никто вроде как больше не видел Никиту.

Педагог по лепке - подключилась к поискам, стали по этажам "шерстить", по палатам, кабинетам и туалетам.

Кто-то побежал на первый этаж, к столику охранника: выяснять, "не выбегал ли из здания мальчик в желтой кофточке" (ага, в кофточке, посреди зимы, уж явно бы такое бросилось в глаза). Естественно, охранник ничего и никого подозрительного не видел: ни в вестибюле, ни по камерам на выходах.

Встревоженные воспитатели уже оповестили заведующую их стационаром, которая бросилась успокаивать маму и утверждать, что "из здания Никита ну никак не мог убежать", и вообще, "всё будет хорошо и причин для паники нет".

Ну и, для успокоения души, заведующая позвонила еще и на "медицинский" этаж, чтобы там тоже "пошерстили", хотя была уверена: каким бы ни был Никита "особенным", но уж в медицинские кабинеты едва ли какой ребенок пойдет добровольно. И "по шеям" воспитателям - заведующая не дала!

В общем…

Не знаю точно, в какой момент это было, я знаю только по рассказам коллеги вот эти детали. И, может быть, кое-где могла напутать с "хронологией событий"...

Не знаю, кто и когда решил, наконец, сообщить "более высокому начальству" и официально объявить о ЧП, чтобы те уже "принимали меры согласно инструкции".

Сама я - в поисках не участвовала, у меня ведь было групповое занятие! Детки - они ждать не будут, а уж родители - тем паче!

Вот закончилось у меня одно занятие, выпроваживаю группу, сдаю родителям…

А тут еще одна коллега пришла ("полуставочница", поэтому в более поздний час), у неё тоже занятие "ко времени".

Ну и... снимает эта коллега верхнюю одежду, намеревается, как обычно повесить в шкаф, расположенный в том самом "тамбуре-коридорчике".

Открывает шкаф, а там - ... такой тихий мирный и "почти радостный"... Никита сидит, прислонившись к стеночке, преспокойно жуёт булочку и даже не реагирует на то, что шкаф открыли.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мда, хорошо парень устроился: в шкафу-то - только 2 пуховика висят, пара сумок, а внизу - "пожарные" одеяла. Ну отлично же, мягко, тепло, и мухи не кусают! И булочка, как потом выяснилось, лежала в сумке учителя музыки. Точнее, сначала лежала, а потом уже нет.

Ха-ха!

Звоню педагогу по лепке:

- Девочки, отбой тревоги! Никитос - в нашем шифоньере "запартизанился"! Сообщите маме скорее!

Прибежала мама

А с ней и воспитатель, и зав стационаром, и старшая медсестра, и еще одна незнакомая женщина (тоже вроде какой-то "новый зав каким-то подразделением").

Никите - вообще фиолетово! Смотрит на эту "шлеп-компанию" из своего укрытия, трофейную булку дожевывает, не понимая, в чём дело вообще.

Мама - ахала и охала, начальницы - смеялись, воспитательница - стояла в позе "рука-лицо". Но в целом - атмосфера стала довольно позитивной. Даже строгая учитель музыки, у которой украли булочку - и та не рассердилась на Никиту, а сказала "на здоровье".

Когда Никита, наконец, прожевал последний кусочек, мама подошла к нему, присела, протянула руки - ну он и повис на маме, так же мирно и безропотно, и ничуть не изменившись в лице.

А когда они ушли, заведующая стационаром покачала головой и прошептала:

- Ну шутни-и-и-к, шутничок!

Но в ее голосе звучало не недовольство, а скорее облегчение.

Ну а для нас (педагогов) - единственной загадкой было, как Никита, уютно устроившись в темном шкафу, смог добыть булочку, а еще её развернуть и съесть… Наверное, по запаху сообразил.

Ну а то, что обнаружили его не сразу - так немудрено! Я бы и не полезла в шкаф до конца дня. А находясь на занятии с шумной группой, едва ли бы я услышала, как в "тамбурном" шкафу кто-то чавкает. Так что, спасибо коллеге-полуставочнице, которая так вовремя пришла на работу!

А Вам, дорогие читатели, спасибо за то, что Вы здесь.

Буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам