Признайтесь, вы уже начали (а может, уже и закончили) новогодний марафон просмотров фильмов о Гарри Поттере? Если вы такие же, как и мы, то явно делаете это каждый год. Неизменная популярность этой истории легко объяснима, но сегодня я хочу поговорить о том, что такого важного и интересного упустили сценаристы и режиссеры в экранизациях легендарной саги Джоан Роулинг . Садимся поудобнее и готовимся вновь окунуться в любимую волшебную атмосферу.
Осторожно! Статья содержит спойлеры!
«Гарри Поттер и Философский камень» и «Гарри Поттер и Тайная комната», реж. Крис Коламбус, 2001–2002
Когда права на экранизацию саги купила студия Warner Bros., кресло режиссера предлагали Стивену Спилбергу. Но именитый режиссер отказался, посчитав экранизацию детской сказки не своим уровнем (интересно, он потом кусал локти?). А вот Крис Коламбус был в восторге от этой идеи и сразу же согласился, ведь историю эту он очень полюбил и все вышедшие на тот момент книги читал. И я думаю, что все согласятся с тем, что Коламбус проделал просто колоссальную работу! Экранизации первых двух книг, «Гарри Поттер и Философский камень» и «Гарри Поттер и Тайная комната» , вышли потрясающе атмосферными, точно передающими дух истории. Но даже Коламбусу при его детальной и скрупулезной работе не удалось уместить в экранизацию всё. Что же такого интересного мы так и не увидели в первых фильмах?
Куда подевался полтергейст Пивз?
Киношники поступили с Пивзом некрасиво и несправедливо. В книге он был таким замечательным и знаковым героем, гуру шалостей и беспорядков. В книге он носился по всей школе и шкодничал: переворачивал столы, стулья, неожиданно выскакивал из-за классных досок и ронял всё, что оказывалось рядом. Однажды он выпустил целую сумку тарантулов. Более того, Пивз не был каким-то очередным привидением, он был единственным полтергейстом в замке. Кстати, а вы знаете, чем отличается полтергейст от приведения? Полтергейсты, в отличие от привидений, имеют некоторую «плотность» и могут воздействовать на предметы и людей, чем Пивз постоянно и пользовался. В пятой книге Пивз показал себя достойным жизни в Хогвартсе: он боролся с режимом Амбридж, как мог, постоянно ей докучая. А в последней книге вместе с другими обитателями замка защищал Хогвартс от Пожирателей Смерти и Волан-де-Морта. Кстати, попытка добавить Пивза всё же была — в первом фильме его роль исполнил Рик Мейолл, однако потом все сцены с ним были вырезаны.
Препятствия на пути к философскому камню
Поход за философским камнем, в который троица отправилась в конце первой части, чтобы защитить его от Снегга, является кульминацией всей истории и, пожалуй, моей любимой частью первой книги. Коламбус снял эти сцены шикарно, а музыкальное сопровождение от легендарного Уильямса сделало игру в шахматы и момент падения Рона от руки Королевы одним из лучших моментов всего фильма. К сожалению, в фильме не хватает двух препятствий — горного тролля и загадки с зельями. Хагрид ранее упоминал, что Снегг является одним из преподавателей, работавших над защитой философского камня, и загадка с зельями была именно его. К сожалению, этот увлекательный квест на грани жизни и смерти, который Гермиона прошла с легкостью, в фильме не показали.
Празднование дня смерти Ника
Почти Безголовый Ник, главное привидение факультета Гриффиндор, к счастью, в фильме был. Но его роль была сильно урезана только для очень важных сюжетных моментов, а после второго фильма он, как и большинство других привидений, просто пропадает из кадра. В «Тайной комнате» целая глава была посвящена тому, как Ник пригласил троицу друзей на празднование своего дня смерти (потому что дни рождения привидениям праздновать незачем). Это было потрясающе атмосферное мероприятие, позволившее поближе познакомиться с такими интересными сущностями, как привидения, посмотреть на их «жизнь» и порядки глазами человека. Именно оттуда троица возвращалась в башню, когда наткнулась на окаменевшую кошку смотрителя Филча — Миссис Норрис.
Профессор Бинс
Хочется вспомнить еще одного колоритного персонажа — профессора Бинса, преподавателя истории магии. Главная его особенность заключается в том, что он является единственным преподавателем-призраком. Когда он умер, то даже не заметил этого и как ни в чём не бывало отправился на очередной свой урок. Такая мелочь, как собственная смерть, не заставила его оставить свой преподавательский пост. В книге мы часто читали о том, какими скучными были его уроки. Профессор просто появлялся из стены, бубнил лекцию и также неожиданно исчезал. Похоже, что только Гермиона находила его уроки познавательными, впрочем, как и любые другие. Но в уроках Бинса была и польза: именно он, а не профессор Макгонагалл, рассказал ученикам легенду о Тайной Комнате.
Исчезновение мадам Трюк
И если профессора Бинса в фильмах не было вообще, то внезапное исчезновение преподавательницы полетов на метлах и судьи матчей по квиддичу, мадам Трюк, сложно было оставить незамеченным. Мы видим ее в первом и втором фильмах, когда она учила студентов полетам на метлах, а также судила матчи по квиддичу… и всё. Ни в одном следующем фильме как такового судьи на матчах не было. Меня очень расстроило исчезновение такого колоритного персонажа, но, насколько я знаю, исполнительница роли мадам Трюк, Зои Уонамейкер, просто отказалась продлевать контракт, а создатели фильмов решили не начинать поиски новой актрисы, а просто вырезать этого персонажа из дальнейшего повествования.
«Гарри Поттер и Узник Азкабана», реж. Альфонсо Куарон, 2004
Перед экранизацией третьей книги Крис Коламбус покинул кресло режиссера, сославшись на то, что после последних напряженных лет постоянных съемок может не сделать качественный фильм из-за выгорания, усталости и невозможности видеться с детьми. На его место пригласили Альфонсо Куарона — еще одного потрясающего режиссера. Куарон переосмыслил историю, добавив в нее свой фирменный мрачноватый стиль. Теперь мы вместе с уже повзрослевшими героями понимаем, что волшебный мир — это не только сказка, но и место, где есть место страху, боли и потере. Признаюсь честно, эта часть, как книга, так и фильм, являются моими любимыми. Но даже несмотря на это, я немного расстраиваюсь из-за одного упущенного момента.
История Мародеров
Пожалуй, главной темой «Узника Азкабана» стали Мародеры и их деятельность, что очень логично, ведь тот самый узник — это Сириус Блэк, лучший друг отца Гарри, крестный главного героя и один из тех самых Мародеров. Поначалу мы знакомимся с ними очень поверхностно, когда близнецы Уизли дарят Гарри карту Хогвартса, на которой изображены все присутствующие в замке люди и места, где они находятся в данный момент. На карте стоит подпись, что ее создателями являются некие Мародеры, а именно «господа Лунатик, Бродяга, Сохатый и Хвост». Близнецы говорят Гарри о том, что не знают, кто такие эти Мародеры, но очень им благодарны. Карта играет большую роль во всей этой книге. И лишь в самом конце нам открывается тайна, кем на самом деле были ее создатели. Как вы помните, создали карту четверо лучших друзей, а именно Ремус Люпин (Лунатик), Сириус Блэк (Бродяга), Джеймс Поттер (Сохатый) и Питер Петтигрю (Хвост). В фильме мы лишь кратко узнаем о том, что на самом деле Люпин — оборотень, а его друзья, чтобы не бросать его в трудные минуты превращений и не бояться быть покусанными, научились становиться животными — анимагами. Сириус стал псом, Джеймс — оленем, а Питер — крысой. На этом всё. Но, как мы помним из книги, их история намного интереснее.
Для начала стоит отметить, что каждый анимаг должен зарегистрироваться в Министерстве Магии, и в противном случае их превращения незаконны и опасны. До этого мы уже встречались с одним анимагом — профессором Макгонагалл, которая превращалась в кошку. Но наши герои вообще не принимали таких мелких в их понимании вещей, как законы. Тем более, расскажи они всем о том, чему научились, на свет могла всплыть и тайна Люпина, тщательно охраняемая ими и профессором Дамблдором.
Также в фильме совсем не была раскрыта природа отношений Снегга с Мародерами. Мы знаем, что они враждовали, но в фильме совсем не показали один страшный эпизод. В школе Снегг решил проследить за Люпином, чтобы узнать, куда он постоянно пропадает по ночам в полнолуние. По совету Сириуса он отправился в потайной ход, который вел в Визжащую хижину, где прятался Ремус Люпин во время своих превращений. Оборотень напал бы на Снегга и однозначно прикончил его, если бы Джеймс Поттер не вытащил его из тоннеля. Как видим, у Снегга были все основания ненавидеть Сириуса. При этом Снегг — блестящий зельевар и один из немногих, способных правильно приготовить сложнейшее ликантропное зелье, помогающее оборотням вести себя спокойно в волчьей форме, что очень помогало Люпину в бытность его профессором в Хогвартсе. Несмотря на просьбы Дамблдора, униженный Снегг в конце третьей книги всё же раскрыл секрет Люпина, из-за чего тот был вынужден покинуть пост преподавателя.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», реж. Майк Ньюэлл, 2005
Студии Warner Bros. очень понравился подход Куарона к съемкам, и ему предложили и в дальнейшем занимать эту должность, дабы закончить подростковую историю во вселенной и плавно перейти к взрослому периоду. К сожалению, режиссер и студия не смогли договориться о графике съемок и постпродакшена, поэтому Куарону пришлось уйти. В итоге съемки четвертой части доверили Майку Ньюэллу, ставшему, кстати, первым режиссером-британцем, задействованным в съемках франшизы (Куарон — мексиканец, а Коламбус — американец). Ньюэлл сделал акцент на экшен-сценах и спецэффектах. Фильм стал настоящим блокбастером, собрав огромную кассу по всему миру. Но, к сожалению, где-то с этой части у экранизаций начались проблемы — появились сюжетные дыры, хаотичность повествования и многое другое.
Дурсли и Уизли
Мне, как и многим другим фанатам саги, очень хотелось увидеть хоть какое-то взаимодействие между Дурслями и Уизли. Потому что это действительно очень весело. В самом начале книги семейство Уизли прибывает в дом Дурслей за Гарри через камин, попутно разгромив полкомнаты. Близнецы, решив поиздеваться над Дадли, как бы случайно роняют на пол конфету из своих вредилок. Дадли тогда сидел на диете, и поэтому, увидев конфету, сразу ее съел, за что и поплатился. Его язык стал расти в размерах, вывалившись изо рта. Пятиметровый язык стал мешать мальчику дышать, но на выручку ему поспешил Артур Уизли. А еще мне очень не хватило момента, когда Артур говорит Вернону Дурслю: «Ты не увидишь своего племянника почти год, может, попрощаешься?»
Кубок мира по квиддичу
В четвертой книге мы впервые наблюдаем огромные сборы волшебников и ведьм всех стран за пределами Хогвартса или Министерства — Кубок мира по квиддичу. В фильме этот момент показан очень и очень скомкано, что лишило нас возможности лицезреть зрелищную игру. Мы видим, как игра начинается представлением команд, а дальше сразу перескакиваем в момент, когда наши герои уже вернулись в свои палатки и обсуждают игру. Когда я смотрела фильм в первый раз, я сидела с лицом кота из мема, который недоуменно говорит в кадр: «Э… эээээээ». Было ощущение, что меня жестоко обманули или целый кусок фильма в 5–10 минут просто случайно вырезали из монтажа. Кстати, здесь также пропал еще один любопытный персонаж — Людо Бэгмен, глава Отдела магических игр и спорта. Людо комментировал игру и принимал ставки, а позднее выступил одним из организаторов Турнира Трех Волшебников, ставшим центральным сюжетом всей книги. Более того, его персонаж комичен и многогранен. Например, он обманывает близнецов Уизли, выигравших на ставках, и расплачивается с ними поддельным золотом.
Ученики школ Дурмстранг и Шармбатон
После Кубка мира по квиддичу фильм резко кидает нас в Хогвартс, куда прибывают представители других магических школ — французского Шармбатона и северного Дурмстранга (реальное местоположение которого строго засекречено). В фильме показали довольно зрелищное знакомство с новоприбывшими: девушки из Шармбатона танцуют с бабочками, томно вздыхая и виляя бедрами, а парни из Дурмстранга крутят трюки, стучат посохами и показывают, какие они суровые альфа-самцы. Но опять же — это совсем не по книге. В оригинале школы не делились по половому признаку, и в Хогвартс прибыли и парни, и девушки с обеих сторон. Может, кому-то это покажется неважным, но мне такое нововведение показалось стереотипным и наигранным. Если Франция — то обязательно обворожительные феи, если север — то мужественные парни с каменными лицами (кстати, в фильме в облачении парней из Дурмстранга явно сделан акцент на наряды, какие носили суровые ополченцы на Руси времен Ивана Грозного).
Рита Скитер — анимаг
Всем нам запомнилась назойливая и беспринципная журналистка, освещавшая события Турнира Трех Волшебников. Рита Скитер настолько гротескна и противна, что становится воистину одним из самых ярких второстепенных персонажей. К сожалению, главную ее тайну в фильме так и не показали. В книге троица удивлялась, как Рита умудряется вынюхивать такие подробности из жизни героев, которые ну никак не могла узнать. Ответ находит умница Гермиона: оказывается, что Скитер — нелегальный анимаг. Журналистка превращалась в неприметного жука и таким образом следила за всеми, не вызывая подозрений. Гермиона ловит ее и сажает в банку, а затем выдвигает ультиматум: либо Рита перестает следить за ними и писать гадости, либо Гермиона докладывает в Министерство о незаконной деятельности журналистки. Мы, конечно же, понимаем, что выбрала Рита. Более того, Рита в пятой части помогает очистить имя Гарри от клеветы и пишет о нём правдивую и честную статью.
Куда делся Чарли Уизли?
Фанаты книги помнят, что в семье Уизли было 7 детей, и второго по старшинству звали Чарли. На момент начала событий первой книги он уже взрослый и работает с драконами, поэтому подробно мы с ним не знакомимся. Однако позже он появляется, когда дракончика Норберта, которого выходил Хагрид, решено было отправить в приют к другим драконам. И вот в «Кубке огня» Чарли снова появляется и уже лично знакомится с Гарри — он привез в Хогвартс драконов для первого испытания в Турнире Трех Волшебников. Однако этого в фильме тоже нет. В следующих книгах мы тоже видим Чарли — он был на свадьбе у Билла Уизли и Флёр Делакур, а затем участвовал в Битве за Хогвартс как член Ордена Феникса. Да, в книгах его было немного, но отсутствие его в фильме всё равно кажется грустным. Ведь таким образом кажется, что второго сына в семействе Уизли просто нет, или о нём не вспоминают по каким-то грустным причинам.
Пустой лабиринт
Боль всех фанатов — это третье испытание в Турнире Трех Волшебников, а именно Волшебный лабиринт. В фильме мы видим лишь мрачный туман и живые стены, которые так и норовят сомкнуться перед лицом игроков. В книге лабиринт был намного более загадочным и красочным: в нём на участников турнира нападали огромные пауки и дементоры, часть лабиринта искажала окружающую реальность, переворачивая все буквально кверху ногами, а еще там был Сфинкс, загадывающий Гарри загадки. Без правильных ответов пройти к Кубку было никак нельзя. Без всех этих испытаний сама тема лабиринта кажется странной, ведь Турнир в первую очередь должен был показать способности юных магов, как боевые, так и умственные.
Г.А.В.Н.Э и почему Гермиона стала Министром Магии
Одним из важных и действительно интересных сюжетов в книге была линия с Гражданской Ассоциацией Восстановления Независимости Эльфов (Г.А.В.Н.Э.) — другими словами, попытка Гермионы освободить домашних эльфов от гнета.
Сначала она ведет информационную кампанию: создает значки, активно привлекает всех в организацию и демонстративно отказывается от еды, созданной рабским трудом. А позже она даже начинает шить носки и шапки и разбрасывать их по гостиной Гриффиндора, чтобы во время уборки эльфы случайно брали одежду и таким образом получали свободу. В книгах это показывает то, насколько Гермиона одержима темой справедливости — она действительно пытается создать лучшую среду для всех магических существ вокруг. Отсюда можно сделать вывод, что, столкнувшись лично с огромным количеством несправедливостей в магическом мире, Гермиона не просто так выдвигает свою кандидатуру на пост Министра Магии (а затем и получает его) — она действительно отдает все свои силы на изменение порядков и обычаев магического мира к лучшему.
История Барти Крауча-младшего
Сюжетный твист вокруг Барти Крауча-младшего, целый год притворявшегося Аластором Грюмом, становится главной фишкой всей книги. К сожалению, в фильме его личность совершенно не раскрывают, оставляя кучу вопросов. Огромное спасибо потрясающему Дэвиду Теннанту, сыгравшему Барти в фильме, — даже в крошечной толике экранного времени, выделенной этому персонажу, он смог создать действительно колоритный образ.
Что мы знаем про Барти из фильмов? Что он сын Барти Крауча-старшего, организатора Турнира, что он в прошлом был отправлен в Азкабан за службу Темному Лорду, а затем помог ему воскреснуть. Первый логичный вопрос — а как он сбежал из Азкабана, если об этом даже не упоминали в газетах? В книге мы находим ответ на этот вопрос. Не в силах вынести горе от потери единственного сына, мать Барти уговаривает Крауча-старшего организовать сыну побег из Азкабана. Приехав его навестить, тяжело больная женщина выпивает оборотное зелье и остается в Азкабане в теле своего сына, а Барти в личине своей матери покидает Азкабан. Так как дементоры не различают лиц, а мать Барти практически сразу скончалась, подмены никто не заметил. Далее Барти несколько лет живет в доме отца под заклятием Империус, которое подавляет его волю. Но тайна выходит наружу из-за болтливости домовой эльфийки Краучей, и обессиленный Темный Лорд в компании Хвоста посещает Краучей. Теперь Барти становится свободным, а его отец живет под заклятием Империуса. Что было дальше, мы знаем из фильмов.
Кстати, еще один факт: Крауч-младший участвовал в пытках родителей Невилла, стараясь выведать у них тайну о том, где Поттеры скрывают своего новорожденного сына. К сожалению, они этих пыток не выдержали и тронулись умом. К этому мы еще вернемся позже.
«Гарри Поттер и Орден Феникса», реж. Дэвид Йейтс, 2007
Перед началом съемок пятой части Майкл Ньюэлл всё же покинул пост режиссера, сославшись на серьезную загруженность. Следующим режиссером выбрали Дэвида Йейтса, который в итоге не только снял оставшиеся четыре фильма, но и стал постановщиком серии фильмов «Фантастические твари», расширяющих географию магического мира. У меня много претензий к Йейтсу в экранизации следующей части, но об этом позже. «Орден Феникса» получился отличным, но всё же упущенные моменты есть.
Петунья и кричалка
В самом начале книги, после нападения дементоров на Дадли и Гарри, Вернон Дурсль требует, чтобы Гарри немедленно убирался из их дома. В этот момент сова приносит Петунье кричалку — говорящее письмо. Голос Дамблдора кричит: «Не забывайте мой наказ, Петунья!». После этого Петунья говорит мужу, что они не могут выгнать Гарри. Сам Гарри не понимает, что происходит, но мы знаем, что Дамблдор и Петунья заключили договор о том, что она будет воспитывать Гарри и предоставлять ему кров и еду, пока он не станет совершеннолетним. Забегая вперед, скажу, что в целом отношений Петуньи и ее сестры Лили, матери Гарри, в фильмах очень не хватало. Из-за этого Петунья кажется уж совсем гротескным негативным персонажем, лишенным каких-либо чувств.
Тонкс и ее семья
Помните девушку-метаморфа (способную изменять внешность), которая приходила с другими членами Ордена Феникса забирать Гарри из дома Дурслей? Нимфадоры Тонкс («Просто Тонкс!!!») в фильмах было крайне мало, а ведь потенциал у этого персонажа огромный. Кроме того, что она мракоборец и метаморф, а также в будущем жена Люпина, погибшая в Битве за Хогвартс, из фильмов мы не узнаем ничего. А ведь ее судьба и судьба ее семьи заслуживает внимания.
Помните Беллатрису Лестрейндж и Нарциссу Малфой, урожденных Блэк? Они являются родными сестрами, а также кузинами Сириуса. Но мало кто знает, что была еще третья сестра — Андромеда. Несмотря на консервативную семью и злющую мать, Андромеда вышла замуж за маглорожденного волшебника Теда Тонкса. Ее мать за это выжгла дочь с фамильного древа Блэков, отказалась от нее и прокляла. Получается, что Нимфадора — племянница Сириуса. Кстати, в книге Гарри знакомится с матерью Тонкс, Андромедой, в последней части, удивляясь тому, как сильно она похожа на Беллатрису внешне и как сильно они отличаются внутренне.
Возвращаясь к Тонкс и забегая немного вперед, хочется также сказать, что в фильмах очень мало и сумбурно показано то, как развивались ее отношения с Люпином. Нам вскользь говорят, что они поженились, а потом также вскользь, что у них родился сын. А между прочим, в шестой книге Тонкс и ее депрессии уделяется довольно много времени.
Больница святого Мунго
Если в магическом мире есть Министерство, школы, тюрьмы, то, конечно же, есть и больницы. Главной магической лечебницей Великобритании была Больница Святого Мунго. К сожалению, сюжет, в котором троица попадает в больницу, в фильм не вошел, а это открывает нам множество интересных моментов.
Мы помним, что в этой части Артур Уизли становится жертвой нападения змеи Темного Лорда. Его семья и друзья поехали к нему в больницу, чтобы навестить. И вот тут мы наконец видим, что мадам Помфри — далеко не единственный врач в магическом мире. «Привет-ведьма» на входе, устройство больницы, какие-то подробности — всё это очень интересно. А еще мы застаем в больнице других персонажей, например Златопуста Локонса, который во второй части случайно отшиб себе память. Герои встречаются с ним и понимают, что память к нему так и не вернулась, и испытывают странные чувства. В фильмах же о дальнейшей судьбе Локонса нам ничего не рассказали.
Но главный момент — это, конечно, встреча с Невиллом и его родителями. Выше я упоминала, что они сошли с ума после пыток в Первой магической войне, и это действительно сильный момент в книгах. У меня в глазах стояли слезы, когда я читала об этом, представляя, как Невиллу неловко перед друзьями. Даже сейчас я пишу, и у меня мурашки по коже от воспоминаний о грустной истории Фрэнка и Алисы Долгопупс.
Сражение в Отделе Тайн
В развязке книги, когда члены Отряда Дамблдора во главе с Гарри проникают в Министерство Магии, мы наблюдаем эпичные сцены в Отделе Тайн. В фильме нам показали только зал с пророчествами, битву с Пожирателями Смерти и смерть Сириуса. Но до того, как попасть в зал с пророчествами, герои натыкаются и на другие комнаты. Например, в одной из них стоит огромный аквариум, в котором плавают жемчужно-белые комья — мозги. Позже Рону не посчастливится встретиться с одним из экземпляров поближе: мозги обхватывают его лицо, душат, жалят и в целом причиняют огромную боль. После этого Рон теряет сознание и больше не может сражаться. Позже шрамы от щупалец мозгов не дают Рону забыть этот эпизод. Да и в целом битва с Пожирателями в книге была куда более эпичной и не ограничивалась уничтожением зала пророчеств.
Гарри выходит из себя
В конце книги Гарри во время беседы с Дамблдором в буквальном смысле в приступе гнева в связи с гибелью Сириуса громит кабинет директора. Дамблдор тихо сидит и смотрит на Гарри, позволяя ему справиться со своим горем и гневом. Как по мне, это очень знаковая и эмоциональная сцена, показывающая то, как герои могут испытывать сильные чувства.
«Гарри Поттер и Принц Полукровка», реж. Дэвид Йейтс, 2009
Ну наконец-то я отведу душу и выскажу всё, что думаю о работе Йейтса в этом фильме (и знаю, что многие фанаты со мной согласятся, но если вы по другую сторону баррикад — обязательно напишите свое мнение в комментариях).
Прошлое Волан-де-морта
Ух, наконец я добралась до действительно вопиющей темы, которая сводит меня с ума. Хотя книга и называется «Принц-полукровка» , центром сюжета в ней является не профессор Снегг, а частные занятия Дамблдора и Гарри, во время которых профессор стал погружать Поттера в прошлое Волан-де-Морта, рассказывать ему о крестражах и о том, как важно найти их все и уничтожить. Вся эта информация является ключевой в понимании того, как Темный Лорд стал таким и, что самое главное, как его уничтожить. Что мы видим в фильме? А практически ничего. Пару уроков, два воспоминания и всё. У меня такое ощущение, что режиссер и сценаристы задумали совершить пакость и испортить фильм по неизвестной причине. Другого объяснения у меня нет. А теперь по порядку.
Первое и главное, что рассказывает и показывает Гарри Дамблдор, это прошлое Волан-де-Морта, тогда еще Тома Реддла, глазами людей, знавших его. В фильме мы видим воспоминание самого Дамблдора о том дне, когда он впервые познакомился с Томом в детском приюте. Но немаловажную роль играют и другие воспоминания — о семье Реддла.
Мать Тома была чистокровной волшебницей из рода Мраксов. Мраксы — древняя магическая семья. Свой род они ведут от Салазара Слизерина и от среднего из братьев Певереллов. Семья Мраксов была известна своей неуравновешенностью и жестокостью (особенно к маглам и маглорожденным), которые проявлялись из поколения в поколение. Из-за большого количества родственных браков их ум пошатнулся, погрузив потомков Слизерина в пучину безумия. Недостаток здравого смысла в сочетании с привычкой к роскоши привели к тому, что золото семьи было растрачено за несколько поколений до рождения Тома Реддла. В книге мы видим воспоминания работника Министерства, приехавшего в дом к деду Реддла, Марволо Мраксу, чтобы решить проблему постоянного использования магии на глазах у маглов. Марволо и его дети жили в убогой лачуге, глава семейства обладал чрезвычайно скверным характером, фантастической гордыней и парой фамильных драгоценностей (медальон и кольцо, которые позже Волан-де-Морт сделает крестражами), к которым привязан сильнее, чем к собственным детям. Вместе с ним живут сын Морфин, жестокий и беспринципный человек, и дочь Меропа (мать Тома Реддла), забитая дурнушка, постоянно терпящая побои и оскорбления от брата и отца.
После того как Марволо и его сын нападают на работника Министерства и их отправляют в Азкабан, Меропа остается одна. Мучаясь от безответной любви к красавцу Тому Реддлу-старшему, местному сквайру и маглу, она опаивает его любовным зельем и обманом женит на себе. Когда Меропа забеременела, то решила, что Реддл теперь по-настоящему ее любит, и перестала давать ему зелье. Очнувшийся от чар красавец бросает ее, и ослабленная Меропа из последних сил добирается до какого-то магловского приюта, где и рождает сына. Перед смертью она лишь успевает дать ему имя в честь отца и деда (Том Марволо Реддл). Последним желанием Меропы было то, чтобы сын оказался похожим на отца. Пожалуй, это заветное желание исполнилось даже в большей степени, чем хотела несчастная: мальчик унаследовал не только физическую красоту Тома Реддла-старшего, но и его душевную черствость. Уже повзрослевший Реддл, узнав тайну своего происхождения, убивает отца, отомстив за то, что тот бросил его мать.
Благодаря этому воспоминанию Гарри и читатели узнают не только о происхождении Темного Лорда, но и о двух крестражах: кольце, ранее уничтоженном Дамблдором, и медальоне, на поиски которого они отправятся в конце фильма.
Из других упущенных воспоминаний — это встреча уже повзрослевшего Реддла с одной волшебницей, коллекционировавшей старинные вещи. Том интересуется чашей Пенелопы Пуффендуй, что дает нам основание полагать, что ее он тоже сделал крестражем. Это открытие позволило сделать вывод, что Том стремился завладеть важными артефактами всех основателей Хогвартса, а значит, нужно искать что-то, принадлежавшее Кандиде Когтевран. Артефакты Годрика Гриффиндора Том точно не получил, ведь и шляпа, и меч хранились у Дамблдора в Хогвартсе.
Таким образом, благодаря полученной информации у Гарри было четкое понимание, что ему нужно искать. В фильме этого не показали, поэтому последующие поиски чаши Пуффендуй и диадемы Когтевран выглядят сумбурными и неправдоподобными, ведь герои в фильме о них ничего не знали.
Личность Джинни
Еще одна моя боль в экранизациях — это личность Джинни Уизли, будущей жены Гарри. В фильме мы видим застенчивую девушку, которая периодически мелькает то тут, то там, ничем особым не выделяясь. Поэтому для тех, кто не читал книги, их роман с Гарри кажется надуманным. Книжная Джинни была совсем не такой. Она описана как яркая, уверенная в себе красавица, твердо осознающая, чего она хочет. За ней увивались поклонники даже из числа слизеринцев. Характер ее тоже очень хорошо раскрыт — она смелая, упертая и очень способная волшебница. Силе ее заклинаний мог позавидовать не один взрослый волшебник. Один только ее Летучемышиный сглаз чего стоил. Киноделы же сделали из этой героини абсолютно противоположную личность.
Всевозможные волшебные вредилки
Мы ведь помним, что после того, как близнецы Уизли бросили школу, они открыли магазин Всевозможных волшебных вредилок. Да, эльфы и квиддич требовали довольно много экранного времени, но историю с «вредилками» можно было показать и за тридцать секунд. Все мы знаем, что семья Уизли была достаточно бедной, и тогда встает вопрос — где близнецы взяли деньги на магазин? После победы в Турнире Трех Волшебников Гарри отдал свой выигрыш Фреду и Джорджу, и на него они открыли свой волшебный магазинчик. А вот в фильмах этот момент абсолютно не очевиден — о том, что деньги на него дал Гарри, ничего не сказано. А жаль! Это ведь был такой хороший момент между Гарри и близнецами.
Премьер-министр маглов
В шестой части на сцене появляется премьер-министр маглов — до этого его только упоминают, но тут он получил реальные сцены. Это интересный способ показать политическую ситуацию между реальным и магическим миром — всё-таки любопытно узнать, как бы они сосуществовали. Сцены с мракоборцем Кингсли, министром магии Корнелиусом Фаджем и, собственно, премьер-министром маглов были действительно нужными в книгах, однако в фильмах так и не появились. Как по мне, эти сцены как нельзя лучше показывают, что приход к власти Волан-де-Морта затронул не только магический мир. Под угрозой оказались и обычные люди.
Уроки трансгрессии
В фильмах вообще очень мало показано непосредственно учебного процесса, а ведь мы смотрим историю именно о магической школе. Приключения и борьба с Темным лордом были важной частью жизни главного героя, но вместе с этим много времени и сил Гарри уделял учебе. Например, в шестой книге мы видим, что повзрослевшие студенты учатся трансгрессии — способности мгновенно перемещаться в нужное место. Уроки были сложными, у многих не получалось. В фильме же мы просто в какой-то момент видим, что ребята спокойно трансгрессируют, как будто всегда это умели. Помимо этого, в фильмах не показали и другие дисциплины, например, историю магии, нумерологию, астрономию и др. Да и те предметы, уроки которых попали в фильм, сильно урезаны. Иногда действительно не хватает простых школьных будней.
«Гарри Поттер и Дары смерти» 1 и 2 части, реж. Дэвид Йейтс, 2010–2011
После не самой удачной экранизации «Принца-полукровки» я прямо представляю, как боссы студии светят Йейтсу лампой в лицо и кричат: «Где бабки, Дэвид?» (лайк тому, кто понял отсылку к «Большому Лебовски»). У меня только одно объяснение, почему его не выгнали: он эту кашу заварил, ему и расхлебывать дальше. В целом завершил франшизу он хорошо, но после ошибок шестого фильма некоторая логика в этих двух экранизациях посыпалась. Например, как я уже писала выше, поиски крестражей выглядят сумбурно. Ребятам вдруг ни с того ни с сего приходит в голову то, чем может быть очередной крестраж. Это выглядит немного неправдоподобно. В целом эти фильмы мне нравятся, а вторая часть вообще входит в топ любимых.
Сцена прощания с Дурслями
Я уже выше писала о том, что Петунья Дурсль в фильмах стала ну очень уж гротескной и злобной. На самом деле она любила сестру и искренне тосковала по ней. В сцене, где Гарри прощается с Дурслями, Петунья говорит ему: «В ту ночь не только ты потерял мать, я потеряла сестру». Эта сцена была отснята, но в финальный монтаж так и не вошла. Не вошла в него также сцена прощания с Дадли, где тот пожимает кузену руку и говорит, что никогда не считал, что Гарри зря занимает место. Ранее в книгах было еще несколько сцен, подтверждающих, что Дадли не так безнадежен, как нам кажется. Например, однажды он принес кузену чай и оставил под дверью, но застеснялся и убежал. Да и после нападения дементоров в книге Дадли не обвиняет Гарри, как в фильме, он лишь не может ничего путного сказать, и его родители сами додумывают историю.
Жизнь и обманы Альбуса Дамблдора
Последняя часть саги дает читателям возможность впервые взглянуть на детство и юность Альбуса Дамблдора и последующую, ранее неизвестную его историю. Вскоре после смерти Дамблдора мы вновь лицезреем деятельность беспринципной журналистки Риты Скитер. Потерявшая свое влияние после инцидента с Гермионой, она пытается взять реванш тем, что пытается запятнать имя директора, выпуская колкую разоблачающую биографию «Жизнь и обманы Альбуса Дамблдора». Когда Гарри читает отрывок из «Ежедневного пророка», а затем общается с тетушкой Мюриэль на свадьбе в Норе, он начинает испытывать кризис веры в Дамблдора, поскольку вынужден столкнуться с возможностью того, что никогда не знал истинную природу своего наставника. Биография за авторством Скитер бросает тень на наследие Дамблдора, но, зная автора, мы понимаем, что не всё в книге может быть правдой.
Из книги мы узнаем, что Дамблдор был связан с темным волшебником Грин-де-Вальдом узами дружбы. После Гарри узнает от брата Дамблдора, Аберфорта, историю их семьи. Аберфорт объясняет, что на их сестру Ариану в юности напали трое магловских мальчишек, из-за чего ее магия вышла из-под контроля. Отец братьев и Арианы, Персиваль, наказал маглов в отместку, заработав тем самым пожизненное заключение в Азкабане и плохую репутацию для своей семьи. Позже, после смерти матери от несчастного случая, вызванного вспышкой неконтролируемой магии Арианы, девушка остается на попечении братьев. Аберфорт винит старшего брата за то, что тот был так занят своими планами о прекрасном будущем, что совсем не уделял времени сестре. В итоге случилась страшная трагедия — Ариана была убита во время столкновения между Альбусом, Аберфортом и Грин-де-Вальдом. Чье именно заклятие ее убило, братья так и не узнали. Однако в фильмах вся эта история почти не раскрывается. Вместо этого есть только короткая сцена, намекающая на эти события, которые Гарри из фильма явно не интересуют.
Кризис Люпина
Люпин — важный герой в книгах. После его увольнения из Хогвартса он навсегда остается для Гарри добрым другом и наставником. Но при этом у него есть своя жизнь, личная драма, душевные метания — ничего этого в фильмах мы не видим.
Я уже упоминала выше, что он в итоге женится на Тонкс, и что вся эта история показана лишь мельком. Из книг же мы узнаем, как его мучило понимание того, что он больной человек, оборотень, недостойный любви и счастья. Только благодаря глубокой преданности и искренней любви Тонкс их семья всё-таки сложилась.
В седьмой части происходит очень важная сцена. После рождения сына Люпин совсем теряет голову от беспокойства за будущее ребенка, отец которого оборотень. Он пытается сбежать от своей семьи и примкнуть к Гарри и его поискам. Между ними разворачивается тяжелая сцена, где уже Гарри берет на себя роль взрослого и объясняет Люпину, почему тот не прав. Гарри убеждает бывшего профессора вернуться к семье и строить свою жизнь вопреки всем страхам и сомнениям. Этой сильной эмоциональной сцены явно не хватило в фильме. Если бы ее решили снять, смерть Люпина и Тонкс в битве за Хогвартс обрела бы еще больший эмоциональный окрас (вот пишу и слезы на глазах).
Секрет Серой Дамы
В конце последней книги (и второй части фильма) Гарри и его друзья возвращаются в Хогвартс. Им предстоит еще найти что-то, что принадлежало Кандиде Когтевран. Момент с поисками этого предмета в фильме был сильно сокращен — Полумна сразу сообщает Гарри о диадеме и о том, где ее искать. В книгах же Гарри и Полумна проходят целый опасный квест, пытаясь найти следы исчезнувшей диадемы. И только после слов профессора Флитвика, декана факультета Когтевран, что никто из ныне живущих диадему никогда не видел, Гарри понимает, что нужно спросить привидение факультета Когтевран.
В фильме лишь упомянули, что Серая Дама при жизни была дочерью Кандиды Когтевран и что она уже однажды рассказала, где искать диадему юному Тому Реддлу. В книге же мы узнаем грустную историю Елены. Диадема ее матери прибавляла ума тому, кто ее носил. Елена мечтала стать умнее матери и выкрала диадему, сбежав с ней в леса Албании. Когда Кандида была при смерти, она пожелала напоследок увидеть свою дочь и послала на ее поиски человека, некоего барона, который долгое время был влюблен в Елену, но она отвергла его ухаживания. Когда барон нашел беглянку, она спрятала диадему и заявила, что ни за что не вернется к матери. Тогда в приступе ярости и ревности к свободе Елены барон убил ее. А увидев, что натворил, раскаялся и отправился вслед за возлюбленной. Теперь они оба — привидения и живут в Хогвартсе. Она — Серая Дама, привидение факультета Когтевран, а он — Кровавый Барон, привидение Слизерина. В знак вечного раскаяния после смерти он носит на себе цепи, чем постоянно пугает учеников.
Куда делся Грохх
Мы помним еще из пятой части, что Хагрид привел и спрятал в лесу возле Хогвартса своего младшего сводного брата-великана Грохха. Грохх не отличался умом и сообразительностью, но был преданным и в итоге спас Гермиону от Долорес Амбридж и разъяренных кентавров. Далее в фильмах о нём ничего не упоминается. В книгах говорилось, что после этого Дамблдор устроил для Грохха пещеру в близлежащих горах, а Хагрид стал подумывать о том, чтобы найти «Грошику» хорошую жену.
Вместе с братом Грохх пришел на похороны Дамблдора и сидел тихонечко в самом последнем ряду. В то время, когда в Хогвартсе установился режим Снегга, Хагрид был вынужден бежать из замка. С тех пор он жил в пещере с братом, до того момента, пока Волан-де-Морт во всеуслышание не обратился к защитникам Хогвартса. Вся округа слышала это обращение, после чего Хагрид не мог не отправиться на помощь друзьям. В результате и Грохх принял активное участие в битве за Хогвартс, защищая старшего брата и заодно всех тех, кто сражался на его стороне. Это оказалось весьма кстати для организации отпора великанам, приведенных Волан-де-Мортом.
Итоговая битва между Гарри и Волан-де-Мортом
В фильме итоговая битва между главными врагами заняла немало времени, превратившись в зрелищный бой с кучей спецэффектов. В книге же Роулинг описала короткую битву, которая больше была похожа на битву интеллектов. Гарри использовал всего два заклинания в сражении с Волан-де-Мортом: первым заклятием он защитил Молли Уизли, которую хотел убить Темный Лорд. Дальше вся школа, собравшаяся вокруг противников, услышала от Гарри историю о том, как Альбус Дамблдор обманул Волан-де-Морта, что 17 лет Северус Снегг играл на стороне Дамблдора и что хозяин Бузинной палочки он сам. Темный Лорд, не поверив в слова Гарри, попытался его убить, но палочка не захотела уничтожать своего хозяина и поразила самого Лорда. Так что Гарри не использовал против Волан-де-Морта атакующее заклятие. Он, на самом деле, всего лишь защищался, используя свое фирменное заклинание «Экспеллиармус». Скажу честно, тут я совершенно не против такой версии битвы, какой ее нам показали в фильме. Зрелищность и напряженность однозначно сделали фильм ярче, чем простой разговор и нелепая попытка Волан-де-Морта убить Гарри. Как говорится, хлеба и зрелищ.
Что стало с Бузинной палочкой
В фильме после окончания Битвы за Хогвартс Гарри ломает Бузинную палочку и выбрасывает с обрыва. У меня этот момент вызвал лишь недоумение. В книге всё завершилось намного логичнее: Гарри с помощью самой сильной палочки в мире восстанавливает свою, ранее сломанную, так как именно по ней он очень скучал. А Бузинную палочку он вернул в могилу Альбуса Дамблдора в знак уважения к великому волшебнику. Кстати, любопытный факт: на момент окончания истории Гарри служили сразу три палочки — его собственная, отнятая в бою у Драко Малфоя и Бузинная.
Фух! На этом я завершу свой опус, надеюсь, что вам было интересно. Напишите в комментариях о том, каких моментов из книг вам не хватило в экранизациях и согласны ли вы с моими оценками качества фильмов.
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина