Найти в Дзене
Ля Фам шуршит

В каморке, что за актовым залом...

Изображение взято из свободных источников
Изображение взято из свободных источников

Чем разрешится этот более чем странный любовный треугольник Яна - Саня - Надя, одному богу ведомо. Хотя, почему треугольник? Если учесть, что есть ещё Иван Владимирович, то любовный квадрат.

Если говорить о личной жизни педагогов, то здесь в народе бытуют два основных мнения:

1. Хороший учитель не должен отвлекаться на личные переживания, весь жар его сердца должен принадлежать ученикам.

2. Учитель - тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо, так что имеет право на любые отношения в свободное от работы время.

Это правда, среди моих коллег много одиноких женщин, но семейных всë-таки больше. Они выходят замуж, рожают и воспитывают детей: всё прилично до оскомины. Ничего похожего на строки из песни "Вечная молодость":

Учитель пения хоть был женат,

Имел роман с географичкой.

Об этом знала вся школа,

Не исключая младших классов.

Он даже хотел развестись,

Но что-то его держало.

Может быть, трое детей,

А может быть, директор школы.

Ведь тот любил учителя пения.

На переменах они целовались.

Вот такая вот музыка,

Такая, блин, вечная молодость...

Хотя одна удивительная по сложности хитросплетений судеб история всë-таки на моей памяти была. Из этических соображений имена героев я изменю.

С одной из бывших коллег (назовем её Надеждой) судьба меня неоднократно сводила и разводила в стенах различных учреждений. В своё время мы закончили один и тот же факультет в вузе, с той лишь разницей, что она была меня старше на несколько лет и закончила институт раньше, чем я. Затем мы неоднократно пересекались в коллективах разных школ. Близкими подругами никогда не были, но нас объединяло преподавание одних и тех же предметов и то, что наши дети родились в один год и в начальном звене учились в одном классе. И вообще мы невольно знаем подробности частной жизни друг друга, даже если особо ими и не интересуемся.

В своё время с Надей был связан скандал в учительской среде. Сразу после института она, работая в одной из школ, завела отношения с женатым коллегой. Иван Владимирович был на порядок старше Нади и работал замом по УВР. Жена зама работала в этой же школе в начальных классах. Учительская семья. Кто стал инициатором этих отношений на стороне, я не знаю, потому что это происходило в тот период, когда я заканчивала институт.

Я встретила Надю с Иваном Владимировичем в женской консультации, куда пришла в очередной раз отметиться к своему гинекологу во время беременности. Мы узнали друг друга и невольно засмеялись, потому что животики у нас были примерно одинаковые, перекинулись парой слов.

Иван Владимирович тогда произвёл на меня не очень приятное впечатление: выглядел он так, словно всë происходящее с Надей его утомляет, едва поздоровался со мной, когда Надя нас друг другу представила и больше ни разу к нашей беседе не присоединился. Полный, не очень молодой мужчина. Странно, что в нём Надя нашла? Хотя - будем откровенны - Надя тоже далеко не каноническая красавица.

Через много лет мне рассказали, что в тот период, когда Надя была в положении, Иван Владимирович ушёл от жены, но не развёлся с ней. Работали они тогда втроём в одном коллективе, и брошенная завучем жена ходила на уроки как в воду опущенная. Если даже Иван Владимирович вернётся к ней и детям, то невозможно игнорировать факт, что он прижил на стороне с молодой учительницей ребёнка. В конечном итоге они всё-таки развелись, но на Наде Иван Владимирович долгое время не женился, только вписался как отец в свидетельство о рождении их дочери.

Довольно долго они мыкались в общаге, потом у них были две комнаты в коммуналке, и только лет через 15 они решили свой жилищный вопрос. Иван Владимирович год от года становился всё грузнее и апатичнее. Если Наде сейчас за 50, то Ивану Владимировичу, предположу, лет так 65. Со стороны кажется, что сейчас эти двое бесконечно далеки друг от друга и даже не разговаривают без крайней необходимости. Их единственная дочь уже лет десять живёт в Москве, где сначала выучилась на переводчицу, а затем устроилась на работу.

Лет так 15 тому назад Надя выпустила очередной класс. Я плохо помню тех ребят, потому что учила их параллелек. Через 5 лет один из бывших учеников Нади из того выпуска вернулся в нашу школу и стал работать учителем истории и обществознания. Мальчик возмужал и даже немного полысел. Мы стали звать его между собой Саня. Саня быстро влился в коллектив. Молодой, мобильный, перспективный, завзятый театрал, результативный участник разных педконкурсов, дети его обожают. Надя очень гордилась Саней.

У меня с ним быстро сложились дружеские отношения. Саня стал ухаживать за одной из наших коллег, Яной. Его не смущало, что Яна воспитывала маленькую дочь и была лет так на десять его старше. На праздниках он подчёркнуто ухаживал за Яночкой и было очевидно, что у него серьёзные на неё виды. Вскоре мы узнали, что Саня и Яна вместе отправились отдыхать на море. Ну, разница в возрасте не критичная - решил педколлектив - у них может всё сложиться. Яна - женщина интересная, серьёзная, умная, она закончила аспирантуру и курировала преподавание одного из предметов в нашем городе.

Только вот одно портило их отношения: Яне категорически не нравилось, что Саня постоянно пропадает на репетициях в театральном коллективе нашего ДК, ездит на какие-то фестивали в другие города. Ей хотелось, чтобы Саня больше времени проводил с ней, чтобы они жили одной семьёй. А тут какой-то театр, возлияния после выступлений на сцене!

Очень сильно они однажды повздорили во время очередного совместного отдыха на море. Яне показалось, что Саня слишком дружелюбен с другими отдыхающими коллегами. Нет, он не ухлëстывал за другими женщинами, но ей хотелось, чтобы они проводили всё время только вдвоём, а Сане словно постоянно хотелось разбавить их компанию с другими людьми. В итоге после возвращения с моря эти двое то ли разбежались, то ли Яна дала отставку Сане. Словом, они уже не были вместе.

И тут как-то странно стала вести себя Надя, бывшая класснуха Сани. Когда они вдвоём повезли группу детей на экскурсию, это ещё не вызывало у коллектива никаких подозрений: иногда возникают довольно неожиданные тандемы коллег, сопровождающих школьников в поездке, потому что так подобрались дети. Но когда Надя и Саня оказались вместе на море, это выглядело уже как-то странно. Хотя Саня по возвращении шутил на эту тему, было видно, что Надя для него именно бывшая класснуха и коллега, компания в поездке, ничего более. А вот Надя словно постоянно искала повода оказаться рядом с бывшим учеником и как-то всë вроде шутками-шутками, но давала понять, что между ними возможно нечто большее, чем производственные отношения. Саня же тоскливым взглядом провожал Яну и неоднократно предпринимал попытки снова с ней сблизиться.

Яна держалась стойко и даже затем перешла работать в другую школу, чтобы совсем отдалиться от Сани. На свой 30-летний юбилей Саня позвал много людей из числа родственников, театрального коллектива, коллег. Были приглашены Яна, Надя, я и моя близкая подруга.

Надя начала готовиться к юбилею Сани заранее, бегала на примерки каких-то умопомрачительных вечерних туалетов. Со стороны казалось, что Надя на это мероприятие возлагала какие-то особые надежды. Мы с подругой слушали Надино щебетание про грядущий Санин юбилей и многозначительно перглядыаались: ну точно, влюблённая до чёртиков!

Вскоре все мы встретились на юбилее. Саня - виновник торжества - всячески подчеркивал, что Яна на этом празднике для него особенная гостья. Яна делала вид, что её пребывание на юбилее - это только дань вежливости. Надя в ходе мероприятия сменила один наряд на другой, она была чрезвычайно возбуждена, словно Наташа Ростова на первом балу, и, казалось, была вездесуща: тосты произносит Надя, во всех конкурсах участвует Надя, на танцполе кружится, словно заведенная, Надя.

В какой-то момент она во время танцев словно случайно толкает Яну, стремясь встать рядом с Саней. Когда это повторилось ещё раз, Яна почувствовала себя глубоко оскорблëнной и засобиралась посреди праздника домой. Саня забегал, стремясь её остановить, и Яна в сердцах сказала, что не собирается ни с кем драться из-за него, если он с Надей, то с Надей, и не надо её пихать, она и так всё видит, не слепая. И тут Саня подозвал Надю и попросил её либо извиниться перед Яной за свою грубость, либо уйти с его праздника, либо он уйдёт сейчас со своего юбилея вместе с Яной - и пусть всë горит огнём. Надя предпочла извиниться...

Хотя тот инцидент замяли, Саня стал с тех пор стараться держать дистанцию с Надей. До него наконец-то дошло, что бывшая класснуха видит в нём не просто бывшего воспитанника, что она хочет занять место Яны и обложила его со всех сторон. Саня перевёлся работать в школу Яны.

Через несколько месяцев Саня в шоке нам по секрету сообщил, что Надя в течение лета тоже перевелась в их школу, а также внедрилась в его театральный коллектив в ДК.

Саня спрашивал, что ему со всем этим делать. Ничего отдалённо похожего на любовные чувства к бывшей классной руководительнице он не испытывает и никогда не испытывал. Он считал, что дал Наде ясно понять на юбилее, кто ему на самом нужен: он надеется возобновить отношения с Яной. Он минимизировал поводы видеться с Надей, но невольно пересекается с ней на репетициях в театре и в школе. Говорить с этой женщиной грубо он не в состоянии, но его дипломатичные попытки дистанциироваться она словно не понимает. Мы тоже развели руками: дела сердечные, мы тут не указ.

С одной стороны, глядя Надю, испытываешь неприятное изумление. Черт побери, Надя! Ну ты же уже без пяти минут пенсионерка! Зачем ты навязываешься молодому парню? Да, Яна тоже старше Сани, но там разница в возрасте не такая критичная. Ему чуть за тридцать, ей чуть за сорок. А ты старше его на двадцать лет. Ему семью надо создавать, детей рожать. А у тебя это всё уже есть. У тебя Иван Владимирович, с которым вы вместе прожили молодость, за ним очень скоро может понадобиться уход. Когда-то он был тебе настолько нужен, что ты увела его из семьи, у другой учительницы. У тебя взрослая дочь. Это и есть твоя жизнь. Туда надо вкладывать последние силы твоей души.

С другой стороны, Надю временами как-то жалко. Наверное, ей в душе настолько одиноко, что она спасается в своей влюблённости к тридцатилетнему парню от пустоты. Влюбиться в молодого, интересного, творческого коллегу так просто. А сердце, сколько бы лет тебе ни было, такое неразумное!

За пару лет из школы ушло три хороших педагога. Это ощутимая брешь в кадрах. И это тот случай, когда личное очень даже помешало профессиональному.

Чем разрешится этот более чем странный любовный треугольник Яна - Саня - Надя, одному богу ведомо. Хотя, почему треугольник? Если учесть, что есть ещё Иван Владимирович, то любовный квадрат.

Такая вот она, блин, вечная молодость в учительских закулисьях!